Сергей Вертешев: О политехнической точке и достижениях
0Политехническому образованию в Псковской области — 50. Какова была необходимость в 1960 году создавать такой вуз?
Всё началось с приказа ректора Северо-Западного заочного политехнического института от 26 августа 1960 года. Тогда в Пскове была открыта учебная точка политехнического образования. К 60-м годам стало очевидно, что социально-экономическое развитие области невозможно без развития промышленного производства. В эти годы появились завод автоматических телефонных станций, завод аппаратуры дальней связи, Псковкабель. В Великих Луках — Электротехнический завод, завод высоковольтной аппаратуры, открыты филиалы крупных предприятий в Невеле, Порхове, Острове. Всем нужны были кадры. Но к середине 50-х годов в Псковской области насчитывалось всего 900 дипломированных инженеров. К концу 1960-х их количество выросло до трёх тысяч, однако в основном они были задействованы в управленческих структурах.
А как же строительство?
Да, действительно, в этот период началось бурное развитие промышленного и гражданского строительства. Здесь тоже были нужны квалифицированные кадры. В связи с этим руководство области приняло решение об организации политехнического образования. После учебной точки появился, учебно-консультационный пункт, а затем и филиал Ленинградского вуза.
Глядя на современный политех трудно поверить, что он начинался с "точки"... Что оказало решающее влияние на становление политехнического института? Какие люди сыграли в этом особую роль?
Основное влияние на становление вуза оказала работа в составе Ленинградского политехнического института имени Михаила Калинина, теперь он называется Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Все годы пока наш филиал работал в составе этого авторитетнейшего вуза, мы получали методическую, кадровую поддержку и помощь. Однако, я бы хотел отметить и особые заслуги директора псковского филиала Николая Солнышкина. Он руководил политехом с 1972 по 1994 год. За это время при поддержке ленинградских политехников и тогдашнего главы области Алексея Рыбакова удалось создать материальную базу — оборудовать лаборатории, укомплектовать филиал кадрами, наладить учебный процесс. Это и сыграло роль в нашем дальнейшем развитии.
Технический потенциал был заложен ещё в 70-80-е годы. А что вуз представляет из себя в настоящее время?
Политех динамично развивался в течение всех 50 лет. Конечно, большая заслуга в его развитии принадлежит псковским предприятиям и их руководителям. Без их поддержки и участия институт не смог бы полноценно сформироваться и встать на ноги. Нам помогали в комплектовании лабораторий, на предприятиях были организованы производственные практики студентов, к учебному процессу привлекались ведущие специалисты. В настоящее время в институте около семи тысяч студентов, аспирантов, слушателей, преподавателей и сотрудников, которые решают важнейшие задачи, которые стоят перед региональной экономикой. Политехнический институт стал ценным источником кадров для реального сектора экономики Псковской области.
Есть ли сейчас проблемы с устройством студентов на практику?
Проблемы, конечно, есть и гораздо более серьёзные, чем, например, 15 лет назад. Это связано с нынешним состоянием экономики, предприятий, с изменением экономической системы и финансовых отношений между учреждениями, организациями, предприятиями. Но, тем не менее, мы стараемся находить такие варианты, чтобы студенты проходили практику не "для галочки".
Часто ли студенты возвращаются туда, где проходили практику?
То, что было не доработано во время практики, конечно, можно восполнить, приступив к работе. Многие наши выпускники, будучи ещё студентами, на четвёртом-пятом курсе находят себе работу. Мы это приветствуем и с такими работодателями готовы сотрудничать. Это хорошее явление, оно полезно как для вуза и выпускников, так и для самих предприятий. Они участвуют в подготовке нужных им кадров, с нужными особенностями и дополнениями в их квалификации.
На ваш взгляд, что можно назвать в числе самых значительных достижений политехнического в области науки, спорта, общественной деятельности?
У нас много достижений, но начать я хочу с наших студентов — ими мы гордимся больше всего. Студенты — наша радость. Они занимают первые места в спортивных состязаниях, в творческих конкурсах, в профессиональных соревнованиях. Наша команда по программированию в шестой раз в этом году вышла в полуфинал Чемпионата мира по программированию. Это высокое достижение, поскольку от Северо-Запада в полуфинале оказались всего семь учебных заведений, пять из которых — сильнейшие петербургские вузы, плюс Петрозаводск и Псков. Радуют успехи студентов-экономистов. Мы победили в конкурсе "Лучший бухгалтер России-2007", стали лауреатами конкурса студенческих олимпиад по бухгалтерскому учёту, аудиту и экономике в 2008, 2009 году.
За эти годы институт вырос количественно и качественно. У нас сформированы те образовательные направления, которые востребованы в региональной экономике. Мы выпускаем специалистов, которых ждёт работа на предприятиях. Только за последние годы мы открыли такие нужные для нашего субъекта специальности как автомобили и автомобильное хозяйство, управление инновациями, автомобильные дороги и аэродромы, информационные системы и технологии, инженерная защита окружающей среды, экспертиза и управление недвижимостью. Это трудные специальности, но мы не ищем лёгких путей.
Наши международные связи тоже развиваются. Мы сотрудничаем с вузами Прибалтики, Западной Европы, США. Есть большой образовательный проект - "Еврофакультет-Псков". Его реализацией помимо нас занимаются специалисты из Финляндии, Дании и Швеции.
Псковское агентство информации
Комментарии