Пролетело жаркое лето, миновала золотая осень, навалились осенние дожди, ночные заморозки и первый снег. Под занавес года традиционно активизировались дорожники, трамбующие последние метры дымящего асфальта.
А значит – пора подводить предварительные итоги дорожного сезона. Окончательные выводы сделают весной: официальные - дорожная лаборатория, неофициальные - псковские водители. Попробуем оценить проделанную работу с точки зрения рядового пользователя автодорог. Кто и что ремонтировал в ПсковеНа фото: первый асфальт на улице ШестакаГлавным инициатором дорожного ремонта в нынешнем году, как и в прошлом, выступила администрация Псковской области. Капитально реконструированы вторые половины Рижского проспекта и улицы Поземского. Уложен последний, выравнивающий слой асфальта на площади Ленина. Кроме оставленного с прошлого года задела, дорожники занимались Октябрьской площадью, улицей Советской армии и коротким подъездом к роддому. Начался ремонт улицы генерала Маргелова. На Рижском ЗАО «Буер» работало над собственными ошибками, ликвидируя асфальтовые горбы возле автобусных остановок.Городские власти реализовали большой проект по ремонту дворовых проездов. Кроме того, Псковский городской суд по иску прокурора обязал органы местного самоуправления починить улицы Льва Толстого, Речную, Нововойсковую, Госпитальную и Калинина. Ремонт провели только на Госпитальной и Речной. Улица Калинина по-прежнему остается предметом насмешек водителей благодаря сохранившимся остаткам железнодорожных шпал посередине проезжей части. Военные строители, возводящие новый жилой квартал на Завеличье, вели дорожные работы на улицах Достовалова и Шестака. На Шестака асфальт появился впервые и не везде. Большая часть улицы по- прежнему представляет из себя грунтовую дорогу с обширным вододромом. В отличие прошлого сезона, ремонт был менее массовым. ОтремонтированыВ 2009 годуОтремонтированыВ 2010 годуЗаявки от псковичей(кратко)128-й Стрелковой дивизииРижский проспект (от Ольгинского моста до магазина «Маяк»)Леона ПоземскогоНиколая Васильева (от переезда до объездной дороги и трассы М20)Льва ТолстогоЧудскаяКузнецкаяАлмазнаяМаксима Горького (частично)НароднаяКиселёваГерманаШкольнаяпутепроводы на улицах Индустриальной, Крестовском шоссепл. ЛенинаМ20 «Санкт-Петербург - Киев»МаргеловаСоветской армииОктябрьская площадьподъезд к перинатальному центруЛеона ПоземскогоРижский проспект (от магазина «Маяк» до границы города)пл. ЛенинаВокзальнаяВоровскогоИпподромнаяКоммунальная (от Юбилейной до Рокоссовского)КоннаяО.Кошевого ЛепешинскогоР. ЛюксембургМеталлистовПервомайскаяПлехановский посадРотнаяСвердловаСтахановскаяШестакаШоссейнаяЮбилейная (от Рижского пр. до Коммунальной)Самая «убитая улица Пскова»Объект №1 в этом году – улица Маргелова. Протяженная дорога, названная в честь знаменитого генерала, тянется вдоль расположения 76-й десантно-штурмовой дивизии. После границы города она превращается в Палкинское шоссе, соединяющее Псков с райцентром Палкино. Вдоль проезжей части соседствуют бетонные заборы, окруженные колючей проволокой военные объекты, железнодорожная ветка для перевозки военной техники, заполненные водой ямы на проезжей части. Своеобразное географическое положение улицы Маргелова само по себе исключает наличие какого-либо объезда, не считая экстремальной грунтовки с потрясающими видами на главную городскую свалку. На фото: ул. Маргелова до ремонтаУлицу Маргелова называли в числе самых «убитых» в Пскове. Пользователи дороги регулярно ругали состояние дороги на маргеловском направлении. Доставалось и внуку человека, в честь которого названа улица - делегированному псковскими депутатами в Совет Федерации Михаилу Маргелову. Мол, зачем Псковской области разъезжающий по заграничным командировкам сенатор, если он не может выбить денег на улицу, названную в честь любимого дедушки. Неясно также, какую помощь оказал другой псковский сенатор Александр Борисов, курирующий взаимодействие с федеральными органами власти по дорожной тематике. Псковские власти неоднократно подчеркивали, что ремонт улицы Маргелова начнется только с участием министерства обороны. Похоже, проект по восстановлению улицы Маргелова региональные власти восприняли как дело чести. Починенная дорога должна красноречиво подтвердить реноме дорожного радетеля губернатора Андрея Турчака и его способность выполнять обещания. Очевидные политические бонусы в случае успеха сможет извлечь и глава города Иван Цецерский. Улица Маргелова входит в его депутатский округ, а следующие выборы в Псковскую городскую Думу не за горами. На фото: первый отремонтированный участок ул. МаргеловаРемонт не закончился ни 1 октября, ни 15-го. На начало ноября завершен только первый участок. Впервые за несколько лет на улице появились нормальный асфальт, дорожная разметка и даже тротуар. Проезжая часть заметно сузилась. Согласно официальным документам, работы должны быть окончены 21 ноября. По имеющейся информации, завершающая часть ремонтной эпопеи может быть перенесена на 2011 год. Похожая ситуация в Пскове была в 2008 году с улицей Коммунальной. По недоброй традиции, тогда за дело взялись только в августе, и активная рабочая фаза пришлась на непогодные месяцы. Фирма-подрядчик из Мценска растворилась в воздухе, не заплатив субподрядчикам, а ремонт на следующий год завершала другая организация. Кстати, обещанного капремонта второй части Коммунальной псковичи не дождались. ПриоритетыС точки зрения рядового автомобилиста, причины, побудившие власти к ремонту Октябрьской площади, - малопонятны. Покрытие находилось в более-менее приличном виде. Формальный повод - устройство площадки с бордюром в центре кругового движения, украшенного цветочными вазонами.Отчасти выбор Октябрьской площади и ремонтируемых объектов можно объяснить политическими мотивами. В августе в Псков приезжали патриарх всея Руси Кирилл и заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков для передачи иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь. По некоторой информации, планировался приезд и других статусных гостей. Пользователи псковских информационных сайтов сделали вывод: Октябрьскую площадь, площадь Ленина и улицу Поземского ремонтируют в связи с предстоящей поездкой вип-кортежа в монастырь. Косвенно это мнение подтверждает спешный ремонт улицы Советской возле здания естественно-географического факультета педагогического университета, также удостоившегося внимания главы РПЦ. Активность дорожников была заметна на Гдовском шоссе между Псковом и Елеазаровским монастырем. В любом случае, прежнее состояние улицы Поземского иначе как просто позорным, не назовешь. А ведь это одна из основных улиц города. Сейчас по Поземского с ветерком могут прокатиться не только вице-премьеры с патриархами, но и любой желающий. Дворы Заметным событием нынешнего дорожного сезона стал массовый ремонт дворовых проездов в Пскове. В общей сложности благопристойный вид придали 66 въездам -выездам в разных частях города общей площадью более 58 тыс. квадратных метров. Многие псковичи давным-давно не видели нового асфальта во дворе многоквартирных домов. В отдельные дворы таксисты отказываются везти пассажиров. Время от времени в некоторых дворах латали дыры, но с минимальным практическим результатом. Кое-где инициативные автомобилисты засыпали местные ухабы битым кирпичом. Капитально и системно дворами никто не занимался. Разумеется, за один месяц сделать все дворы невозможно. В отличие от центральных улиц, не каждый псковский автомобилист проехал во всем дворам и увидел отличия. Оценить всю прелесть наведения дворового порядка в полной мере смогли, наверное, только таксисты. Впрочем, вопрос качества остается открытым. Кроме того, ремонт шел в сентябре и лучшие месяцы лета были потеряны. Регионально-федеральный фронтУспехи на участках федеральных дорог не слишком впечатляют. За сезон капитально отремонтированы 4 километра, дырки залатаны на 136 километрах. В направлении ремонта и строительства региональных дорог в прошедшем году наблюдалось легкое затишье. Одним из приоритетов региональных властей является привлечение туристов в Псковскую область, поэтому в дорожной сфере общей установкой было придание подобающего вида участкам дорог, ведущим к государственной границе и памятникам культуры. Уделено внимание дорогам к Пушкинскому музею-заповеднику и Спасо-Елезаровскому монастырю. 13 ноября будет определен подрядчик, который приведет в нормативное состояние улично-дорожную сеть в Старом Изборске (начальная цена контракта - 34 млн. 881 тыс. рублей). Заметным событием стала сдача 2-го пускового комплекса нового участка Гдовского шоссе длиной почти 2,5 километров в Гдовском районе. Реконструкция началась еще в 2009 году. Изобилующая крутыми поворотами «гдовка» немного выпрямилась, что смогли оценить не только псковские водители, но и многочисленные дачники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, наводняющие север Псковской области на время уик-эндов. Довольны все, кроме немногочисленных бабушек из деревни Лунёвщина, оставшейся в стороне от дороги. Продавать картошку у собственного домика теперь некому. В 2010 году впервые за последние 8 лет не велось никаких работ, связанных с дальнейшим строительством объездной дороги. После сдачи первой очереди Северного обхода в 2007 году дорога не стала длиннее ни на метр, но в 2008 – 2009 году в Пскове продлевали улицу Чудскую, создавая удобный путь для грузового транзитного транспорта. Проект по удлинению Чудской служил неким моральным оправданием замершему строительству обхода. Мол, на глобальную стройку денег нет, но мы помним про обещания. На фото: участок ул. Чудской 2009 года Как известно после начала экономического кризиса федеральное правительство решило не вкладываться в новые затратные дорожные проекты. Не менее туманна судьба еще одного глобального для Псковской области прожекта – путепровода в Великих Луках (который сначала был тоннелем). Единственным заметным телодвижением стала разработка проектной документации. Проект к 30 августа должен был разработать Санкт-Петербургский ГИПРОДОРНИИ за 11 млн. 800 тыс. 349 рублей. Власти не исключают, что строительство великолукского путепровода и продолжения обхода Пскова могут начаться в 2011 году. Но пока это остается просто декларацией о намерениях. Сколько потратилиПо официальной информации, на содержание, ремонт и развитие автомобильных дорог в 2010 году потрачен 1 миллиард 591 миллион рублей. Непосредственно на ремонт улично-дорожной сети из бюджета региона выделен 271 млн рублей на 63 млн рублей больше чем в 2009 году. Ремонт дорог в Пскове проходил за счет регионального бюджета. 40 млн. на дворовые проезды выделены из городского бюджета.Кто работал Городскими и областными дорогами занимались псковские и петербургские дорожники. Если верить цифрам на областном сайте госзакупок, дорожный сезон 2010 года был наиболее выгоден для псковских предприятий. Например, псковское ГП ПО «ДЭУ 1» на ремонте дорог заработало около 200 млн. рублей, а петербургское ЗАО «Буер» - всего лишь 100 млн.В 2009 году у правоохранительных органов были вопросы к ЗАО «Буер». Таинственным образом фирма ремонтировала Рижский проспект еще до официального начала конкурса на право ремонта. На этот раз претензий к «Буеру» не было, все было сделано в рамках законодательства. По официальным документам, победителем конкурсов на дорожные работы в Пскове на общую сумму 154 миллиона 392 тысячи 11 рублей стало ООО «Псковское дорожное управление». Ну а в контракте была прописана возможность привлечения субподрядчиков. На дорогах, официально ремонтируемых ООО «ПДУ», трудились рабочие в сине-зеленых костюмах с надписью «Буер» на спине, использовалась техника с надписями ЗАО «Буер». Сколько заработали на субподряде питерские дорожники, и какая часть прибыли досталась псковичам, неизвестно. Распределение крупных контрактов по организациямООО «Псковское дорожное управление» (г.Псков) 154 млн. 392 тыс. 117 рублей:Ул. Маргелова32 млн. 873 тыс. 300 рублейРижский проспект (от магазина «Маяк» до границы города), ул. Советской Армии (от железнодорожного переезда до моста через ручей), площади Ленина и Октябрьская ул. Л. Поземского (от мясокомбината до границы города)119 млн. 297 тыс.117 рублейПодъезд к багажному отделению железнодорожного вокзала, подъезд к Епархиальному управлению, подъезд к ПГПУ (с ул.Советская)2 млн. 221 тыс. 700 рублейЗАО «Буер» (Санкт-Петербург) 97 млн. 778 тыс. 900 рублей:Реконструкция 2,454 км автодороги Псков-Гдов-Сланцы /2-й пусковой комплекс/67 млн. 976 тыс. 900 рублейРемонт 4,3 км автодороги Псков-Гдов-Сланцы (отметки км 57+700 - км 62+000)29 млн. 802 тыс. рублейГП ПО «ДЭУ 1» (Псков) 204 млн. 087 тыс. 442 рублей:подъезд к МУЗ «Псковский перинатальный центр»731 тыс. 650 рублейдополнительные работы по содержанию 2,74 км дороги Кудина Гора-Кривск в Печорском районе и 24,6 км дороги Псков-Гдов-Сланцы в Псковском районе16 млн. 900 тыс. 900 рублейремонт 272 метров автодороги Остров-Вышгородок до границы с Латвийской Республикой в Пыталовском районе3 млн. 432 тыс. 910 руб.Ремонт автодороги Псков – Гдов – Сланцы - на трех участках общей длиной 8,91 км в Псковском районе, улиц Рижской и Псковской в Печорах, ул. Победы и Советской в Пыталово62 млн. 535 тыс. 440 рублейКапитальный ремонт 3,12 км автодороги Остров-Вышгородок до границы с Латвией в Пыталовском районе, ремонт трех участков автодороги Граница с Эстонской Республикой – Печоры – Старый Изборск в Печорском районе общей длиной 8,77 км79 млн. 968 тыс. 260 рублейБлагоустройство дворовых проездов в Пскове40 млн. 057 тыс. рублейПодъезд к автобазе администрации области461 тыс. 282 рубляГП ПО «ДЭУ-2» (Бежаницы) 31 млн. 030 тыс. 033 рубляКапитальный ремонт 1,7 км автодороги Опочка-Дубровка до границы с Республикой Беларусь в Опочецком и Себежском районах16 млн. 723 тыс. рублейНанесение горизонтальной дорожной разметки краской на региональных автодорогах, установка барьерного ограждения на дороге Псков-Гдов-Сланцы- в Псковском районе14 млн. 307 тыс. 033 рубляГП ПО «ДЭУ-3» (Великие Луки) 158 млн. 553 тыс. 210 рублейДва участка дороги Новгородка – Пушкинские Горы общей длиной 8,036 км, 1 км дороги Березовка – Тригорское в Пушкиногорском районе, улицы Ленина, Пушкинская, Лермонтова в Пушкинских Горах; ул.Советская в Новосокольниках, площадь Ленина в Великих Луках72 млн. 075 тыс. 210 рублейРеконструкция 3 км дороги Опочка-Дубровка до границы с Республикой Белоруссия в Себежском районе86 млн. 478 тыс. рублейЗАО «Стройкомплект» (Санкт-Петербург) 7 млн. 146 тыс. 711 рублей600 метров ул. Ленина в Плюссе7 млн. 146 тыс. 711 рублейПланы на будущееК планированию ремонта псковских дорог власти решили подойти организованно. Проведен конкурс на право разработки Программы развития автомобильных дорог Псковской области на 2011-2015 годы. Победитель конкурса - ЗАО «НИПИ ТРТИ» -должен был подготовить документ к 22 октября. Официально документ пока не презентован. Областному бюджету программа обошлась в 6 млн. рублей. В 2011 и 2012 году нас ждут большие федеральные выборы, поэтому следует ожидать денежных бонусов из Москвы. Официально объявлено о проведении в 2011 году акции «Новые дороги «Единой России»: российским регионам выделят значительные суммы на капремонт дорог. Псковской области обещают 150 млн. рублей – примерно столько же потратили в 2007 году на «дороги Единой России» в Пскове. Похоже, проведение подобных акций становится российской предвыборной традицией. Остается только сожалеть, что срок полномочий следующего созыва Госдумы увеличится с 4 до 5 лет. Конкретный перечень «новых дорог ЕР» пока не опубликован. Известно только, что городские власти изъявили намерение включить в список улицу Ижорского батальона. Псковские единороссы предложили населению составить своеобразную «Народную программу» и обещают положить её на стол губернатору. Судя по обсуждению на форумах Псковской Ленты Новостей, население восприняло затею единороссов неоднозначно. Одни активно участвуют в составлении списков, другие скептически их высмеивают. Скорее всего, эти предложения будут учтены, подобный опыт уже есть. В 2009 году за основу ремонтного плана были взяты заявки общественной группы «Убитые дороги Пскова». В 2010 после обращения на сайт губернатора отремонтировали «первую дорогу в жизни» - подъезд к роддому. Примечательно, что участники группы «Убитые дороги Пскова» вместо масштабных протестных автопробегов сконцентрировали деятельность на «покатушках» с поеданием сосисок и на благотворительных акциях в духе Детского фонда. То есть общественная организация трансформировалась в клуб по интересам. Будут ли поводы для новых протестных акций автомобилистов, посмотрим в следующем году. Денис Бахтин
Комментарии