Всякое хорошее дело на Руси возможно только после очистительного пожара. Стоило Псковскому Кремлю «осиротеть», лишившись деревянных шатров сразу двух башен, как власти задумались о будущем Кремля и его
реальной, а не мифической, музеефикации, вспомнили о смотровых площадках и пунктах общепита на территории самого главного архитектурного памятника региона. «Каждой псковской башне – по музею», - таков лозунг дня. Да не традиционному музею, с артефактами, вынутыми из культурного слоя археологами, а обязательно с каким-нибудь развлекательным аттракционом, например, с демонстрацией фильма в формате3D. Или с исторической инсталляцией. Примерно такой видится перспектива псковского Кремля участникам очередного заседания Общественного совета при губернаторе, если, конечно, верить в коллективный разум, и в то, что любое прозвучавшее предложение или идея, когда-нибудь, да воплотится в жизнь. Участники совета – люди очень разные, и по темпераменту, и по должностным полномочиям, поэтому, собравшись в Приказных палатах, они высказывали подчас диаметрально противоположные мнения. Кто-то, как профессор археологии и академик РАН Анатолий Кирпичников за проект восстановления храмов Рождественской батареи, кто-то, как чиновник из Минкульта, директор Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Рамазан Колоев, против, подкрепляя свою позицию законодательством: если не сохранилось фотографий и иных документов, то восстанавливать нельзя. Многим псковичам, и в их числе, судя по всему, нынешний губернатор Андрей Турчак, хотелось бы восстановить храмы «под крест» и возвращением в Псков из хранилища «Эрмитажа» уникальных фресок, однако и проект, предполагающий строительство земляной насыпи с подземным музеем оборонного зодчества тоже по-своему любопытен.Главное все-таки в том, что псковичи и гости города будут иметь в итоге: «мегапроект», согласно которому с Запсковья можно будет проходить в Кремль по восстановленным нижним решеткам крепостной стены, совершая затем прогулку по стенам всей крепости, или специалисты и чиновники пойдут на некий компромисс?Общая радушная картина выглядит, повторимся, грандиозно: полная музеефикация, то есть максимум музейных площадок и развлекательных точек, где музей монументальной живописи соседствует с действующей церковью, и пушки из бойниц смотровых площадок стреляют, и закусить можно кушаньями из меню псковских стрельцов, и отлитый вечевой колокол оповещает о быстротечном течении времени. Все 18 когда-то существовавших в Кремле храмов уже не восстановишь, но можно сделать эффектный макет, то есть у музейщиков появился хороший шанс, навести в Кремле не просто порядок, а превратить его в полноценный аттракцион, чтобы туристы хотели возвращаться сюда вновь и вновь, взяв с собой детей и ближайших родственников.По крайней мере, в то, что за Псковский Кремль наконец-то возьмутся всерьез и надолго, а турист, зайдет на территорию Кремля, не станет чесать голову в недоумении. Как сформулировал профессор Кирпичников, «Человек, посещая Довмонтов город, приходит в недоумение – все храмы Рождественской батареи срезаны под линейку и чем-то накрыты. Что это такое? Новостройка или какая-то новация? Непонятно. Ну, сколько они еще смогут стоять, не разрушаясь?»Бить в набатный колокол, пока не поздно, предложил публицист и литератор Валентин Курбатов, произнося свой крайне пафосный и эмоциональный спич об историческом значении Пскова и русском патриотизме, при этом Валентин Яковлевич весьма болезненно отреагировал на предложение превратить Кремль, духовный центр России, в аттракцион. На что профессор Кирпичников отрезвляюще заметил, дескать, «величие Пскова осталось позади, и сейчас нужно озаботиться тем, чтобы страна о Пскове знала». Ничего худого в привлечении туристов не увидел и продюсер, гендиректор Российского Государственного театрального агентства Давид Смелянский.- Россия состоит не только из мегаполисов, но и из малых городов. – Напомнил господин Смелянский очевидное. – В малых городах должны обязательно проходить событийные мероприятия с большим привлечением туристов, ведь даже президент Медведев недавно говорил, что развитие малых городов он будет оценивать по развитию в них культурной инфраструктуры. Как говорится, эти бы слова да Богу в уши. Пока культуртрегеры обсуждали непростую судьбу Кремля, в псковской Галерее на Бастионной развешивали картины художника из Москвы Василия Ленивкина. Экспозиция, как и все другие выставки художника, получила название «Соло». Художник представил на суд зрителей свои пейзажи и портреты в стиле, который сам он определяет двумя понятиями: «ассоциативная живопись» и «импровизационный реализм». В этой манере плюс технике Василий Ленивцев начал работать в 1992-м году, как бы творчески перенеся эффекты графики в масляную живопись. Полгода художник живет в Москве, а полгода на юге области, в Великолукском районе, где на берегу живописного озера он построил себе дом и мастерскую. Ленивкин никогда не работает с натуры, а пишет «из воображения», и на каждую работу у него уходит «полчаса и вся жизнь». Он принципиально не пользуется палитрой, сразу нанося краску на белые, несколько раз загрунтованные холсты. В результате получаются тонкие, нежные , как бы прозрачные изображения, где объем создается при помощи сочетания пастозности и лессировки. Акварельная «а-ля прима», исполненная маслом, дает неожиданный оптический эффект, который наверняка оценят любители живописи, а его «ню» вполне способны украсить любой гламурный журнал.В Пушкиногорье, между тем, на пике сезона Золотой осени продолжаются традиционные художнические пленэры, на которые в этом году вновь прибыли художники из арт-группы «Митьки»: четверо представителей знаменитого творческого объединения Дмитрий Шагин, Андрей Филиппов, Александр Бушуев и Светлана Баделина присоединились к своим коллегам, работающим в более традиционных манерах. Буквально сразу же из Михайловского и Тригорского «Митьки» отправятся в Москву, где в столичном «Манеже» у них откроется большая выставка к 25-летнему юбилею движения. Не исключено, что несколько картин, написанных нынче в Пушкинских Горах, войдут в состав юбилейной экспозиции.Саша Донецкий
Комментарии