«Исторический праздник «Довмонт Псковский», который проходил в минувшее воскресенье у Троицкого моста со стороны Финского парка, не смог достичь прошлогоднего уровня посещаемости, - сообщил интернет-ресурс «Центр Деловой Информации».
- Зрителей в разгар праздника было необычно мало для такого масштаба мероприятий». Журналисты предложили сличить фотографии - многолюдная праздничная толпа в прошлом году, и обидная пустота в этом. Сайт объясняет провал праздника поздней весной. Мол, псковичи, наверстывая упущенное, дружно отправились на дачи. Возможно, но где же туристы из других городов России? Ведь праздник имени самого знаменитого псковского князя явно относится к категории так называемого событийного туризма. Программа у него, что называется, типичная для такого рода этнографических междусобойчиков: показательные выступления рекострукторов, облаченных в аутентичные костюмы и доспехи, средневековая музыка, интерактивные площадки, едальня. Все это, по идее, должно привлекать не только местных жителей, но в первую очередь гостей города, которые едут специально на Довмонта. На этот раз не привлекло. В чем же причина? В 2017 году Ну, во-первых, на мой взгляд, случился прокол с рекламой. Ее попросту не было. А та скудная, что все-таки была, видимо, не достигла адресата. Во-вторых, и это главное, фестивалями исторической реконструкции нас явно перекормили. В 2016 году Есть апрельский военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище» в Самолве. Есть целая череда летних фестивалей реконструкторов: «Исаборг» в Старом Изборске, «Хельга» в Выбутах, «Железный град» все в том же Изборске, наконец «Линия Сталина» под Островом. Мероприятия во-многом почтенные и раскрученные. Выбирай, турист, на любой вкус! А тут еще Псков со своим Довмонтом. Да еще в начале туристического сезона. Перебор! Как бы обидно это ни звучало. Вообще все последние годы деятели от местной культуры постоянно говорят нам о развитии событийного туризма. Напомню, что событийный туризм - это такой, который существует за счет каких-то крупных событий: культурных, музыкальных, спортивных, развлекательных и так далее. Мероприятия могут быть многолетними и традиционными, либо организованными «с нуля». Традиционные - это, к примеру, День освобождения города, Пушкинский праздник поэзии в Михайловском или тот же «Железный град» в Изборске. «С нуля» будет устроен в Пскове грандиозный (в планах) фестиваль «Ганзейские дни-2019». Озвучиваются какие-то фантастические цифры приезжих - полмиллиона гостей! Выдержит ли Псков такое испытание, еще вопрос, но что это будет событие века, никто не сомневается. Имеются у нас события, рассчитанные на определенную публику, но тоже вызывающие интерес: «Крещендо», Пушкинский театральный фестиваль, Довлатов-фест «Заповедник», худеющая год от года Масленица, когда-то громко нареченная губернатором Турчаком «всероссийской». Второй год подряд у нас прошел фестиваль «Другое искусство» со своей фишкой: вход на все концерты и спектакли бесплатный. В Великих Луках который год подряд проводится фестиваль воздушных шаров, яркое и завораживающее зрелище. Был симпатичный кузнечный «День Скобаря», да, увы, безвременно почил в бозе. То есть, если резюмировать, в событийном туризме у нас имеются как достижения, так и провалы. Список событий вроде солидный и презентабельный, однако так ли уж много иногородних туристов приезжает конкретно под тот или иной фестиваль? Печальная участь Всероссийской Масленицы, к которой губернские власти быстро потеряли всякий интерес, свидетельствует, что не все так просто. А ведь и реклама была, и многие миллионы бюджетных рублей вложили, и интерес горожан присутствовал. Или это был изначально такой событийный хайп? Единовременное вложение с последующим распилом? История пока умалчивает. И вот тут я выскажу, быть может, и спорную мысль, но достаточно здравую. Ставка исключительно на событийный туризм - это ошибка. Необходимо развивать прежде всего туризм экскурсионный. Интересные события, привлекающие внимание и создающие имидж места, это, конечно хорошо, но они никогда не смогут конкурировать собственно с самим местом. И примеры Старого Изборска и Пушкинских Гор подтверждают этот тезис. Есть культурные события, которые все-таки можно пересчитать по пальцам, и есть высокий сезон, который стабилен, и ни от каких событий не зависит. Псков, в принципе, должен входить в этот высокий сезон на правах хозяина. Город с более чем тысячелетней историей, сотни уникальных памятников культуры, но... скажем, иностранцы у нас редкие гости. Достаточно отправиться в Санкт-Петербург, и узреть там толпы разноязыких туристов, чтобы понять: каждый божий год Псков элементарно пролетает мимо кассы. Вроде и в выгодном географическом положении находится, а будто какая-то аномалия. И кто или что в этом виноваты, вот так с кондачка объяснить сложно. Хотя дежурные объяснения имеются: нужна, мол, туристическая инфраструктура, комфортная городская среда, рекреационные зоны, пятизвездочные гостиницы и вообще сфера обслуживания мирового класса. А всего этого в Пскове или просто нет, или очень мало. На самом деле, назовем уж вещи своими именами, власти Псковом не занимаются всерьез. Нет стратегии его развития как туристического центра. Для того, чтобы привлекать туристов, город должен стать уникальным, неповторимым местом, обладающим тем, чего не увидишь нигде больше. А что видит турист? Разбитые тротуары, развалины в центре, всеобщую разруху и пылевые бури. Словом, обычное российское захолустье. И не надо обижаться! Так оно и есть. Псков - город с уникальными церквями и крепостными стенами, в том числе и Окольного города (сейчас по большей части развалинами), не имеет приличных мостовых и тротуаров, а про дороги и говорить уже страшно. Про чудовищные развалины уже мозоли на языках натерли, про спальные железобетонные гетто - тоже. Все это Псков не красит, и как бы нивелирует его культурно-историческое достояние. Одним Кремлем и Троицким собором жив не будешь. Нужен город-конфетка, город-витрина, город-модель. Но все это остается исключительно на уровне благих пожеланий и тривиальной маниловщины. Пскову, если он хочет равняться хотя бы на Питер, необходим масштабный стратегический проект, сравнимый с планом послевоенного восстановления Пскова. Вот если бы была принята такая сопоставимая программа, то город имел бы шанс. А сегодня, следует быть реалистами, никаких шансов у Пскова нет. И никакой событийный туризм тут не поможет. Мы можем утешаться дурацкими рейтингами типа топ-10 российских городов на 8 марта, а Псков так и будет оставаться, уж простите, заштатным Мухосранском, с великой историей, и ничтожным, позорным настоящим. Городом, который вызывает одновременно гордость и стыд. Саша Донецкий
Комментарии