Депутат Госдумы Александр Васильев сегодня подал документы для участия в процедуре праймериз «Единой России». Он стал вторым, кто заявил о намерении побороться за поддержку партии на парламентских выборах в псковском одномандатном округе.
Первым выдвинулся и уже зарегистрирован участником этого предвыборного отбора великолукский промышленник, депутат областного Собрания Александр Козловский. Как и в случае с выдвижением Александра Козловского, в выходе на старт праймериз его тезки нет никакой неожиданности. Политкомментаторы ПЛН уже давно предполагали, что депутат Васильев постарается пролонгировать свои полномочия в нижней палате российского парламента. Правда, ранее многие считали, что наиболее реальный для него путь сохранить кресло — не участие в выборах в одномандатном округе, а включение в партийный список «Единой России» (напомню, именно так лидер движения «Убитые дороги Пскова» оказался в Госдуме по результатам выборов в 2011-м). Он сам до поры до времени однозначного ответа на вопросы относительно своих планов не давал. Однако после того, как руководители партии неоднократно заявили, что пройти в Госдуму можно будет только через честные праймериз, Александр Васильев объявился. И объявил: процедура предварительного голосования его не страшит, он готов участвовать и полагает, что имеет шансы на победу. Вне всяких сомнений, участие Александра Васильева в праймериз будет сопряжено со множеством проблем — начиная психологическими сложностями, связанными с отсутствием у него опыта участия в выборах и в дебатах на политические темы и заканчивая кардинальным изменением самого принципа отбора кандидатов на выборы. К числу основных проблем, на мой взгляд, следует отнести следующие. 1. Оторванность депутата от жизни в Псковской области. Как тут не вспомнить известное высказывание главы региональной столицы Ивана Цецерского (кстати, еще одного потенциального участника праймериз) о Васильеве - дескать, как же далек он от нашей жизни. 2. Образ «убитодорожника-экспедитора», проводящего значительную часть времени в бесконечных автопробегах и экспедициях (их цели и результаты многим наблюдателям до сих пор не понятны) вместо того, чтобы работать по основному месту в Москве и в родном регионе. 3. Отсутствие очевидных для жителей Псковской области итогов деятельности Александра Васильева в Госдуме. А ведь именно они — жители региона, по замыслу организаторов праймериз, должны определить судьбы участников этого «междусобоя» членов ЕР, сторонников партии, активистов ОНФ и других кандидатов. 4. Отсутствие у Александра Васильева поддержки со стороны региональной власти и местного актива «Единой России». Ни губернатор Андрей Турчак, ни другие руководители области, ни местные лидеры партии власти не дали даже намека на то, что готовы поддержать депутата и сделать на него ставку на важных выборах. 5. Сложившийся за несколько лет стереотип, согласно которому Васильев имеет весьма отдаленное представление о работе законодателя. Что бы там ни говорили о том, что наш избиратель мало вникает в тонкости принципа разделения властей, все-таки определенное представление о работе депутата Госдумы он имеет. «Депутат — это тот, кто принимает нужные обществу законы», - примерно так может сформулировать это «народное» определение функций парламентария, и, естественно, к любому кандидату предъявляются соответствующие требования. Даже если сам народный избранник не преуспел на ниве законотворчества и не выступал с высокой трибуны, то уж знать, за что голосуют коллеги, просто-таки обязан. Однозначных оснований сделать вывод о своем соответствии этому роду деятельности Александр Васильев не дал — более того, публично проявил незнание даже самых резонансных и громких законов, принятых нынешним созывом Госдумы, на что обратили внимание даже его коллеги - псковские единороссы. Это не говоря про бывших однопартийцев Васильева из ЛДПР и других его недоброжелателей, которые употребляют очень обидные определения и самая мягкая характеристика из их уст звучит следующим образом: «Такого депутата от Псковской области еще не было». Список проблемных моментов, к числу которых можно отнести и общее раздражение избирателей от нынешних депутатов с их месячными зарплатами под полмиллиона рублей, и отсутствие у Васильева необходимых на выборах ресурсов, можно было бы продолжать. Но, думаю, уже только обозначенные выше пункты дают вполне ясное представление о том, насколько сложная задача сейчас стоит перед депутатом, претендующим на то, чтобы стать кандидатом от партии власти и сохранить по итогам сентябрьских выборов свой мандат. Как известно, главным (по мнению ряда наблюдателей, фактически единственным) преимуществом Александра Васильева являлось то, что он еще в 2011 году попал в поле зрения сотрудников администрации президента и занял нишу общественника, имеющего эдакий «эксклюзив» в виде темы общественного контроля за состоянием автотрасс. Несомненно, факт лидерства в движении «Убитые дороги Пскова» сыграл свою положительную роль, способствовал приглашению активиста на памятную встречу с Владимиром Путиным и затем во включении «простого парня из Пскова» на проходное место в списке ЕР на парламентских выборах-2011. Однако в связи с новыми установками партии власти это былое преимущество Александра Васильева улетучивается на глазах: праймериз, как уже заявлено тысячу раз, должны проводиться по-новому, прежние заслуги не в счет, любому соискателю депутатского мандата необходимо побеждать в соревновании и подтверждать поддержку со стороны населения. Не вызывает сомнений и другое: то, что было преимуществом лидера «Убитых дорог» в 2011-м, сейчас играет ему, скорее, в минус. Если пять лет назад молодой общественник, бегающий с измерительным прибором по разбитым дорогам, вызывал у окружающих интерес и даже симпатию, то ныне депутат, так и не расставшийся с прежней забавой и табличкой «Я плачу налоги — где дороги?!» выглядит, по меньшей мере, странно. Впрочем, спешить с какими-то однозначными выводами относительно перспектив участия Александра Васильева в праймериз я бы не стал. Хотя бы потому, что, как и в спорте (с которым сейчас стало принято сравнивать процедуру «праймериз по-новому»), все решается не в «будках комментаторов», а на аренах, рингах и гоночных трассах. Разумеется, Александр Васильев, в последние годы регулярно участвующий в автогонках, понимает это лучше других. Главный заезд предстоит 22 мая, в день предварительного голосования. И это значит, что у «гонщика №2», перед стартом избирательной кампании, похоже, оставшегося без прежнего «допинга» от кремлевских «фармакологов», еще есть время и возможность разубедить скептиков, предъявить городу и миру свои достижения, а также дать ответы на вопросы, которые ранее остались без ответа. Александр Савенко Фото со страницы Александра Васильева в «Фейсбуке».
Комментарии