Последний адрес
0Памятник был завершён скульптором в конце 2004 года; предполагалось, что в 2005, к 60-летию Ялтинской конференции, он будет установлен в Ливадии. Однако, этот проект вызвал в тогда ещё украинском Крыму бурную общественную дискуссию, и в итоге так и не был реализован. По прошествии 10 лет в Крыму уже российском особых дискуссий не произошло, хотя меджлис крымско-татарского народа назвал установку монумента кощунством - открытие торжественно состоялось при участии председателя Государственной думы Сергея Нарышкина, председателя госсовета Крыма Владимира Константинова, главы администрации Ялты Андрея Ростенко и почему-то байкера Хирурга.
Собственно, в связи с высказанным Нарышкиным на открытии памятника предупреждением «спекулянтам от истории», мне и вспомнился проект «Последний адрес». Идея проста – памятника, памяти о себе, достойны не только «отцы народов», но и безымянные миллионы, называемые безлично «жертвы политических репрессий». Проект «Последний адрес» предполагает установку скромных мемориальных знаков на фасадах домов, откуда людей уводили «туда», домов, в которые уже не возвращались.
Подобная инициатива существует в Европе – проект «Камни преткновения» – там камни с именами жертв Холокоста вмуровывают в мостовые.
У нас, в силу метеорологических условий (а также всем понятных проблем с покрытием улиц), европейский вариант не подойдёт – поэтому знаки ставят на фасадах домов. Это вызывает ряд организационных проблем, поскольку требуется согласование с собственником здания. Такими согласованиями, а также проверкой архивных сведений и другими техническими вопросами занимаются инициативные группы проекта в разных городах.
Можно помочь «Последнему адресу» деньгами, но, что гораздо важнее, можно самому инициировать установку мемориального знака. Стоимость одной таблички, включая работы по установке и организационные расходы, составляет четыре тысячи рублей. Для этого не обязательно быть родственником или потомком репрессированного; также не обязательно жить в доме, где будет установлен знак.
Уже появились первые знаки на стенах домов в Москве и Санкт-Петербурге, работают инициативные группы и в других городах. Данные о репрессированных имеются в открытом доступе, и псковских «последних адресов» там предостаточно. Вот лишь несколько имён из этого, кажущегося бесконечным, списка:
Прокофьев Иван Гаврилович
Родился в 1903 г., Ленинградская обл., Чудовский р-н, д. Дубицы; член ВКП(б) в 1927-1937; уполномоченный Псковской окружной конторы «Заготзерно». Проживал: г. Псков, ул. Калинина, д. 4, кв. 1.Приговорен: спецколлегия Леноблсуда в г. Псков 1 октября 1937 г., обв.: 58-7-11 УК РСФСР.Расстрелян 26 октября 1937 г.
Куницкий Евгений Станиславович
Родился в 1911 г., Калининская обл., г. Великие Луки; поляк; б/п; Техник-строитель бани Псковского военного гарнизона. Проживал: г. Псков, ул. Единства, д. 7, кв. 3..Арестован 30 августа 1937 г.Приговорен: Комиссия НКВД и прокуратуры СССР 28 сентября 1937 г., обв.: 58-10-11 УК РСФСР.Расстрелян 6 октября 1937 г.
Уткин Александр Александрович
Родился в 1893 г., г. Ленинград; русский; б/п; Техник-строитель Окрздравотдела.. Проживал: г. Псков, ул. Октябрьская, д. 41, кв. 1.Арестован 1 сентября 1937 г.Приговорен: особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. 20 сентября 1937 г., обв.: 58-10 УК РСФСР.Расстрелян 24 сентября 1937 г.
Плотников-Бернат Леонид Викентьевич
Родился в 1888 г., Латвия, Двинский уезд, Крестовская вол., д. Острова; искл. из ВКП(б) в 1937; начальник Псковской базы «Заготзерно». Проживал: г. Псков, ул. К. Маркса, д. 21, кв. 1.Приговорен: спецколлегия Леноблсуда в г. Псков 1 октября 1937 г., обв.: 58-7-11 УК РСФСР.Расстрелян 26 октября 1937 г.
Хрулев Илья Дмитриевич
Родился в 1878 г., г. Псков; неизвестно. Проживал: г. Псков, ул. Великолуцкая, д. 60, кв. 3.Арестован 26 ноября 1919 г. особым отделом 15 армии. Приговорен: ВТ 15 Армии 24 января 1920 г., обв.: за контрреволюционные действия.Приговор: вследствие изменения обстановки дело прекращено, освобожден Реабилитирован в апреле 2005 г.
Вспомните о них, если вдруг у вас возникнет желание и возможность поставить памятник. Кто-то же должен помнить и о людях, не вошедших в «большую тройку».
Комментарии