Псковская Лента Новостей продолжает подведение итогов ушедшего в историю 2014 года. Сегодня на очереди - традиционный «Постскриптум». Новый год в России по-настоящему наступает только тогда, когда официально заканчиваются праздничные каникулы.
Так что бросаем последний взгляд на 2014-й, и пусть он окончательно уходит в историю. Вряд ли кто-то будет скучать - слишком много печальных и даже трагических событий произошло «с Родиной и с нами». Вспомним о важном. И не коротко. Но начать хочется со своеобразной минуты молчания - в память о тех, кого потеряли в 2014-м году. Утраты года Утрат было много. Одной из самых горьких стала смерть народного артиста России, бывшего режиссера Псковского академического театра драмы имени Пушкина Вадима Радуна. Нет, никто не думал, что Вадим Иосифович вечен: ему шел 74-й год, у него были серьезные проблемы со здоровьем... Но вряд ли кто-то мог предположить, что последний год жизни этого противоречивого, конфликтного, но очень яркого человека и художника будет настолько тяжелым. Тяжелым не столько физически, сколько морально. До сих пор стыдно вспоминать ту позорную сцену: пожилого, немощного человека выдворяют из театра с помощью полиции – всего лишь за настойчивое желание увидеть генеральный прогон «Графа Нулина» в постановке коллеги Василия Сенина... Унизительной та сцена была не столько для Вадима Радуна, конечно, сколько для тех, кто её поставил. Но и Пскову она дорого встала. Возможно, поэтому на уход режиссера было сказано так много прощальных слов - чувство вины все же осталось неизбывное. Правда, не у тех, кто бил лежачих. Еще одна горькая, внезапная потеря весны 2014 года: на 50-м году жизни ушел известный псковский искусствовед, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника Юлий Селиверстов. Псковичи знали его не только как преданного своему делу музейщика, но и как поэта, бескомпромиссного защитника исторического наследия Пскова, автора множества искусствоведческих статей. В выражении своего мнения Юлий Александрович тоже был неизменно тверд и при этом деликатен… Таким же неожиданным для псковичей стал уход искусствоведа Натальи Новиковой – знатока губернского Пскова, архитектуры псковских храмов и монастырей, она более 20 лет проработала в Псковском музее-заповеднике. Также в апреле не стало известного псковского журналиста, редактора некогда самой популярной в областном центре газеты «Новости Пскова» Владлена Смирнова. Он ушел с редакторского поста в 2000-м году после поражения на выборах мэра Александра Прокофьева. После его увольнения закончился период популярности «Новостей Пскова», а через несколько лет перестала существовать и сама газета. Впрочем, и сам Владлен Михайлович скоро оставил журналистику. Последние годы он трудился в юридической фирме. На 93-м году жизни скончался заслуженный художник России Алексей Большаков. Петербуржец по рождению, фронтовик, закончивший свой боевой путь под Кенигсбергом, после войны он стал художником в театре оперы и балеты Литовской ССР. А с 1952 года переехал в Псковскую область, где и прожил замечательную творческую биографию. В августе умер настоятель церкви Воскресения Словущего погоста Теребени (Опочецкий район Псковской области) отец Георгий Мицов. Этого батюшку знали и любили не только его прихожане, но и многие псковичи, петербуржцы. Часто его беспокоили «захожане», а также «приезжане». В общем те, кто придирчиво выбирает себе духовного наставника. Но встречи с отцом Георгием действительно меняли людей. Скорбели же в связи с его кончиной все, кто хоть что-то слышал про удивительного батюшку. Приговоры года В начале 2014 года была поставлена юридическая точка в деле об убийстве псковского священника Павла Адельгейма. 27-летний москвич Сергей Пчелинцев по решению суда был направлен на принудительное лечение, поскольку было установлено, что он страдает хроническим психическим расстройством в форме параноидной шизофрении. Во время совершения убийства Пчелинцев не осознавал, что делает... Рассмотрение дела шло тяжело, подробности всплывали угнетающие - не слишком «золотую» жизнь прожил выпускник ВГИКа до своей роковой встречи с отцом Павлом. Возможно, если бы его семья была чуть внимательнее к состоянию парня, то в суде никто бы не говорил о «стремительно развившемся заболевании». Ведь все началось гораздо раньше августа 2013-го года. А в августе 2014 года была первая годовщина со дня трагической гибели отца Павла. В Псков приехали те, кто его знал, любил. Состоялись первые Адельгеймовские чтения. Что будет дальше - бог знает. Жизнь - не суд, точек не ставит. И для 40-летнего убийцы своей 4-летней дочери (этот кошмар тоже случился еще в 2013-м году, в Кунье) жизнь продолжается - в конце октября прошлого года его отправили в колонию строгого режима на 17 лет. И вот что запоминается: душевно больной Пчелинцев в минуту просветления просил прощения у вдовы отца Павла - матушки Веры. А абсолютно вменяемый папаша троих дочек, младшую из которых он избил до смерти, своей вины в содеянном так и не признал. Какие только версии не строил: что падал с ней, что ребенка задавила машина полиции, прибывшая по вызову местных жителей, которые отреагировали на детский плач в темноте... Это просто в голове не укладывается. Как, впрочем, и еще один приговор: кочегару из Плюсского района Юрию Мохову. Его, трезвого, законопослушного водителя признали виновным в смерти своей супруги в результате ДТП. При том, что в его машину въехал пьяный, лишенный прав Владимир Петмансон. Как следует из приговора, 9 августа 2013 года Юрий Мохов двигался по автодороге Заполье - Гдов на своем автомобиле марки «ВАЗ-2106». В нарушение ПДД на одну ось автомобиля были установлены шины разного размера, в том числе ошипованные и неошипованные. «Проявляя преступное легкомыслие», он вел транспортное средство со скоростью не менее 28,5 км в час, не учитывая дорожные условия. Юрий Мохов не обеспечил необходимый боковой интервал и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем «Газель». В результате происшествия одна пассажирка ВАЗа погибла, а вторая - получила травмы». Версию самого Юрия Мохова, который утверждает, что сместился к левому краю своей полосы, чтобы избежать столкновения с автомобилем «ГАЗ», суд не принял. А по мнению государственного обвинения, между ДТП и состоянием водителя «Газели» не наблюдалось причинно-следственной связи. 19 ноября коллегия судей Псковского оставила в силе решение Плюсского районного суда. Тайные потери года В августе 2014 года эхо войны на юго-востоке Украины докатилось до Пскова. И многих просто оглушило, как может оглушить перспектива открытого военного конфликта с соседней страной. Сначала никто не верил сообщениям украинских СМИ о том, что что «под Луганском захвачена БМД-2 из Пскова». Министерство обороны РФ также опровергало эту информацию. Однако 25 августа стало известно, что два человека, фамилии которых значились в журнале якобы захваченного БМД-2, действительно погибли: Леонид Кичаткин и Александр Осипов похоронены в Выбутах. А 23 августа, в Пскове простились c десантником Алексеем Карпенко. Впрочем, журналисты в отсутствие прямых доказательств не решались называть погибших военнослужащими. Ведь у нас за все время войны на Донбассе появился официально (а также всенародно) одобряемый юридический парадокс: вдруг с самых высоких трибун стали говорить, что возможно российские военные и воюют на стороне самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, но в свободное от основной работы время. То есть во время своего законного отпуска. И их командиры не знают - где они, что с ними (что абсолютно нарушает Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ). Впрочем, про отпускников говорили тише, чем про добровольцев: мол, есть еще военные, которые сами увольняются из рядов российской армии и уезжают на войну добровольцами, по идейным соображениям, без всякой материальной заинтересованности (то есть не наемники). Российских добровольцев на той гражданской войне, как мы знаем, действительно хватало (и наверняка хватает). И это не только вчерашние военнослужащие. Интервью с одним из псковских добровольцев - с позывным «Скобарь» - «на британский флаг порвало» псковское медиапространство. «Скобарь» вернулся в родной Остров из-за ранения, о своем участии в войне вспоминал хорошо - там он явно чувствовал себя нужнее, чем на родине. Мечтал вернуться к боевым товарищам и говорил, что воевать еще долго: «Минимум - надо освобождать Донецк, Луганск. А так вообще, не помню, 7 или 8 областей в Новороссии, это все нужно отвоевывать. Тогда Новороссия станет полностью автономной республикой, ни от кого не зависящей. Будет выход к морю, торговые пути и так далее. Экономика у них очень хорошая. Они выживут без помощи России, без помощи кого-то». Где-то он сейчас... А потери России на юго-востоке Украины так и остаются тайной. Причем в рамках закона: 17 сентября псковский депутат Лев Шлосберг направил запрос главному военному прокурору России с просьбой о расследовании всех обстоятельств гибели псковских десантников (в его списке было 12 фамилий, депутат полагал, что это не полный перечень потерь). В ноябре пришел ответ: обстоятельства смерти установлены, все социальные гарантии семьям обеспечены, нарушений законов не выявлено. Да, главное: обстоятельства и место смерти остались тайной. Государственной тайной. Удар года Этот удар (а точнее всё же, наверное, удары) был нанесен со спины: поздним вечером 30 августа в Пскове был избит депутат областного Собрания, издатель газеты «Псковская губерния», которая вела расследование гибели десантников, Лев Шлосберг. В настоящее время расследование приостановлено «ввиду отсутствия подозреваемых лиц». Кстати, уголовное дело было вначале возбуждено по п. «а» ч. 2 ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений), а потом переквалифицировано в ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц). Ведь у депутата той августовской ночью пропал телефон — дешевый, кнопочный. И поэтому следствие не увидело политической подоплеки в этом нападении. А вот нападавшие на журналистов московских изданий, которые также приезжали в Псков для расследования обстоятельств гибели военнослужащих (это было за три дня до нападения на Шлосберга), были установлены. Ими оказались военнослужащие ВЧ №07264 - одного из подразделений 76-й гвардейской ордена Суворова десантно-штурмовой дивизии. Действия десантников признали мелким хулиганством, а не воспрепятствованием журналистсткой деятельности. И их наказание оставили на совести отцов-командиров. Памятник года В этой номинации всё просто, здесь вообще единственный претендент - памятник солдату Первой мировой войны. Не считать же за памятник слегка непропорционального кузнеца-скобаря в Детском парке, установленного из соображений «чтоб как у людей было», то есть как у всех. Но как этот единственный памятник года устанавливали! Напомним, что все началось за два дня до наступления 2014 года, когда в Псков приехал министр культуры Владимир Мединский. Причем приехал не только все посмотреть (набережную, церковь Сергия с Залужья, Снетогорский монастырь, театр), но и показать. Показать скульптору Салавату Щербакову, куда можно пристроить его творение, посвященное Первой мировой войне, которое не стало победителем Всероссийского конкурса. Но в числе лидеров значилось. И министру очень нравилось, как, видимо, и все творчество господина Щербакова в целом. Достаточно сказать, что в каждом городе воинской славы (а их в России около 40) установлены мемориальные стелы, автором проекта которых является Салават Щербаков. Так вот, возвращаясь к нашим героям: пока директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев показывал министру замысел скульптора Пальмина в отношении будущего памятника, министр с сомнением оглядывал пейзаж. Установить-то скульптуру (памятник был бы не соразмерен месту) музейщики хотели у здания штаба Северного фронта на Георгиевской. Кто же знал, что у господина Мединского в рукаве подарок, который в исторически обусловленном месте точно не поместится. Поэтому, проезжая по Пскову, министр ткнул пальцем в другое место - в сквер у спуска к Золотой набережной от улицы Леона Поземского. Надо признать, что даже далекие от искусства псковичи как-то плохо восприняли идею установить памятник забытой войне на фоне стен древнего Кремля (да еще и с традиционной вырубкой деревьев). Но власти готовились принять подарок с пугающим энтузиазмом: работы по подготовке площадки начали в январе! В феврале намеревались памятник открыть. Но отступили под напором горожан и профессионального сообщества архитекторов. А, может, просто погода помешала. Или то, что памятник был не готов: на заседании Градсовета возникло ощущение, что Салават Щербаков «лепит» его едва ли не «по пожеланиям трудящихся». Хотите - такая надпись будет, хотите - такие знамена... Но, пожалуй, впервые в истории «подарков городу» псковичам удалось отстоять свое мнение. Архитектор Борис Пославский нашел памятнику хорошее место - в сквере у двух вокзалов. Отсюда (с железнодорожного) уходили на фронт эшелоны с солдатами, память о которых в России не чтили сто лет. А сама работа Салавата Щербакова оказалась хорошей - очень традиционной, но выполненной крепко, профессионально, мастеровито. Одно «но» - подготовленная под памятник площадка в сквере у улицы Поземского осталась невостребованной, хотя в отделе по туризму областного комитета по культуре и говорили, что там тоже разместится какая-нибудь «малая архитектурная форма». Открытие года О, как ждали этого открытия все жители Псковской области. И дождались! 3 февраля в Пскове прошел президентский Совет по культуре с участием самого Владимира Путина, который до начала заседания заехал в Псковской академический театр драмы имени Пушкина. Этот день и стал официальным открытием театра, реконструкция которого велась с 2011 года. Объем вложенных средств составил 1, 1 млрд рублей, наверное, поэтому всех потом так изумило более позднее заявление министра культуры Владимира Мединского о намерении передать театру еще 2 млрд рублей, сэкономленных министерством - на «лампочки». «Этих денег как раз хватило на то, чтобы приобрести оборудование для Псковского драматического театра. Неожиданно выяснилось, что в проекте (капитального ремонта театра. – ред.) были заложены расходы только на стены, но даже на лампочки - не было заложено ни копейки», - цитировали господина Мединского федеральные СМИ. Заместителю губернатора Псковской области Максиму Жаворонкову пришлось даже отдельно уточнять, что областной администрации об этих средствах и намерениях ничего неизвестно. А у театра и так все есть! Тогда мы даже не подозревали - насколько все и насколько есть... Впрочем, после открытия театра, совпавшего с очередным Пушкинским фестивалем, вдруг установилось творческое затишье. То есть искры от театра летели во все стороны - и из-за перманентного конфликта худрука с цветом псковской труппы, и из-за простаивания творческих сил - вплоть до вмешательства губернатора. При этом Василий Сенин (к моменту открытия театра он пребывал в этой должности уже год) не спешил радовать зрителей новым репертуаром большой сцены. С февраля по сентябрь 2014 года единственным новым спектаклем большой сцены оставался «малый» 45-минутный «Граф Нулин» в постановке худрука. Заметим, что выбор «Нулина» для открытия Народного дома имени Пушкина здорово разочаровал многих псковичей, включая литературного критика Валентина Курбатова — он на президентском Совете даже посетовал на это. А Путин за «Графа Нулина» заступился. Говорит, подождите — Сенин еще на Шекспира замахнется. К концу 2014 года у господина Сенина, который, кстати, за «нулинский» шедевр получил гонорар в 230 тысяч рублей, сил хватило лишь на два детских спектакля — на «Сказку о золотой рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. Но псковичи все равно перекрестились: детские спектакли у обновленного театра буквально вымаливали. И вот через год — сподобились увидеть. После того, как Василий Георгиевич поставил в Новосибирске в «Красном факеле» «Декамерон». Вообще, создание нового репертуара в псковском театре шло невыносимо трудно. Но уж с сентября театр начал «стрелять» - да такими роскошными в плане сценографии действами, что многим зрителям на почве внешних и внутренних российских бед, становилось страшно: не было ни гроша, а тут столько алтынов за раз потрачено... Депутат областного Собрания Игорь Савицкий обратился в прокуратуру области с запросом — насколько оправдан такой банкет за счет бюджета? Во сколько обходятся налогоплательщикам постоянные командировки (или поездки) нового худрука, оправдан ли такой огромный гонорар за «Нулина», почему другие режиссеры (все — приглашенные, в штате у театра - один Сенин) получили меньшие гонорары? И так далее... Результаты проверки пока неизвестны. А «Граф Нулин» на «Золотую маску» не номинирован вопреки надеждам его постановщика. Впрочем, возможно, господин Сенин имел в виду что-то другое, когда на встрече губернатора с коллективом в духе Паниковского заявлял: ««На моем столе лежит подписанное Тараторкиным приглашение на «Золотую маску». Те, кто не верит, может прямо сейчас пойти и увидеть: Лиза (помощник худрука) откроет кабинет, стол. Многие местные театральные критики сделали нам огромную услугу, распиарив спектакль. Большое вам спасибо. Этот спектакль сейчас очень хотят увидеть многие люди, хотят приехать из Петербурга и Москвы, чтобы увидеть, что же за ужас мы сотворили. Я принимаю «Золотую маску» у себя в октябре, если нас утвердят в номинации и так далее, у этого спектакля будет возможность войти в гастрольный пул «Золотой маски». Социология года Зато известны результаты проверки другого государственного бюджетного учреждения Псковской области — Института регионального развития, который в народе уже стали называть «театральный институт». Не в последнюю очередь потому, что с открытием театра практически вся эта «проектно-исследовательская организация» кадрово пополнила штат театра. Научный руководитель института Сергей Дамберг, например, стал директором этого бюджетного учреждения культуры. Удивительный союз, скажем так, «ученых» и «лицедеев» привлекал к себе все большее внимание. Но депутат областного Собрания Сергей Макарченко деятельностью ИРР заинтересовался отдельно от искусства: в октябре прошлого года он взял и выложил в своем блоге свои же исследования сайта госзакупок, которые дали ему основания предположить, что институт нарушает антимонопольное законодательство законодательство. Началась проверка. Контрольное управление региональной администрации совместно со Счетной палатой Псковской области выявили многочисленные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения «Институт регионального развития». После чего губернатор Андрей Турчак направил результаты проверки в правоохранительные органы, а в своем бюджетном послании 5 декабря заявил, что «Институт регионального развития» прекратит свое существование, и это сэкономит региону пару десятков миллионов. Сергей Макарченко в связи с этим расчувствовался и поблагодарил губернатора за закрытие «нелепой и ненужной организации». А социологи театром теперь наверняка вплотную займутся, не отвлекаясь на всяческие исследования и замеры. Правда, в начале декабря появилась информация, что в связи с реорганизацией учреждений культуры лишится своего поста директор театра Сергей Дамберг. Но штатного расписания и вообще — структуры нового концертно-театрального объединения граждане еще в глаза не видели. Знают только, что возглавлять его будет Дмитрий Месхиев, представленный деятелям культуры 5 декабря 2014 года. Хотя господин Месхиев в интервью «Эху Москвы» в Пскове сказал, что если в финансово-хозяйственной деятельности руководства псковского театра драмы будут выявлены серьезные нарушения, то тогда директору этого государственного бюджетного учреждения Сергею Дамбергу там не место. Наверное, все же социологом-политологом было работать уютнее: знай, называй Андрея Турчака «лучшим губернатором за последние годы»... Культурная рокировка года В апреле 2014 года (как раз на фоне театральных скандалов) стало известно об отставке с поста председателя Государственного комитета по культуре Псковской области Александра Голышева. Многие его подчиненные узнали о таком кадровом решении из СМИ. Сейчас доктор культурологии Голышев преподает в ПсковГУ и возглавляет региональное отделение Российского военно-исторического общества, не без посильной помощи которого у Пскова появился памятник солдату Первой мировой. Говорят, в этом обществе такие членские взносы высокие... Сам же Александр Иванович и говорит (на одном из Советов по охране культурного наследия при губернаторе в состав которого он теперь входит как общественность). Но замена Александра Голышева на посту вызвала еще больше вопросов, чем его отставка (тут некоторые наблюдатели усматривали желание отдохнуть от очередных разборок по реконструкции объектов Изборской крепости и псковского театра или даже избежать их). Так вот о замене: ну кто ожидал, что председателем комитета по культуре Псковской области станет директор великолукского театра Жанна Малышева? Да никто не ожидал! Назначение хотелось комментировать двумя словами: «Красивая женщина». Итоги 8 месяцев работы Жанны Николаевны хочется подводить теми же словами: «Красивая женщина». И хорошо, что для охраны объектов культурного наследия в области создан отдельный комитет — бесспорно, одно из лучших решений Андрея Турчака. Сокращение года Когда в Псковской области заходит речь об очередной оптимизации, то сначала рефреном звучат слова: «Еще рано об этом говорить!» Рано говорить обо всем: о суммах экономии, о структуре управления «филиализированных» учреждений, о том, кто останется работать, а кого «ни в коем случае не оставят без внимания». А потом — бац, и наступает момент «уже поздно». И поздно будет все: вспоминать, что ты там добровольно подписывал «в связи с реорганизацией», на какую зарплату неведомо для себя согласился. Так вот с конца 2014 года Псковская область пребывает в стадии «еще рано». Наступила она вскоре после завершения губернаторских выборов. Стремительность и недвусмысленность намерений власти «поэкономить» на бюджетниках (ну а на ком еще бюджет экономить?) смутила, прежде всего, профсоюзы. При том, что они всячески поддерживали кандидатуру Андрея Турчака на выборах (и даже сами предлагали ему выдвинуться в губернаторы). Но никто не ожидал такой резкой смены приоритетов — федеральный центр же призывал: на социальных обязательствах ни в коем случае не экономить! А тут с начала октября — поток «предложений»: от объединения волостей и филиализации школ до приостановки действия некоторых законов. И пока народ возбуждался на предмет приостановления действия закона «О ветеранах труда Псковской области», под сокращение попали совсем другие социальные льготы и выплаты — например, «выходное пособие» учителям, которые отправляются на заслуженный отдых. Раньше им платили по 60 тысяч рублей. Как сказала депутат от «Справедливой России» Лилия Никифорова «просто время иное», область — это вам не социальное учреждение! В порядке справедливости сельских учителей также лишили реальной компенсации расходов на отопление жилой площади: теперь будет не каждому по потребности, а всем одинаково. До сих пор, кстати, мучают вопросы по поводу цифр, которыми щеголяли представители власти: почему «одна учительница получала сто рублей, а другая — 18 тысяч»? И вопросы эти вызывают не 18 тысяч, а именно 100 рублей — это ведь получается, что в течение многих лет в отношении сотен человек на территории Псковской области не исполнялся закон «Об образовании» РФ? Иначе откуда взялись эти пресловутые «сто рублей» на оплату отопления или твердого топлива? Выплаты многодетным семьям (в том числе региональный материнский капитал) теперь будут производиться только официально нуждающимся. Усыновителям их 500 тысяч рублей будут выплачивать в течение пяти лет, а не трех. Что же касается реальных сокращений - людей, связанных в том числе и с ликвидацией социальных учреждений, то, оказывается, этот процесс идет сам по себе. Вне контекста «тяжелого бюджета». Как, например, ликвидация Дома ребенка в Идрице — детей оттуда перевели еще в августе 2014 года, а персонал уволили в ноябре. Это 53 человека: 10 пошли работать в детский сад, двое — в больницы, остальные на пенсию и на биржу труда. И Пожеревицкий дом-интернат для престарелых в Дедовичах расформируют. В Стругах Красных и в Дедовичах уволят воспитателей детских садов (уже, наверное, уволили) — и не в связи с бюджетом, а потому как нормативная нагрузка низкая... Вербиловский дом-интернат в Опочецком районе закрывают потому, что он деревянный и пожароопасный, а не потому, а не в целях экономии... Чувствуется, в новом году считать нам не пересчитать таких вот случаев. Андрей Степанов
Комментарии