5 декабря губернатор Псковской области Андрей Турчак выступил с традиционным бюджетным посланием на 36-й внеочередной сессии областного Собрания депутатов. Предлагаем вашему вниманию стенограмму его выступления. Уважаемый Александр Алексеевич, коллеги-депутаты! Дорогие друзья! Вашему вниманию представлен главный финансовый документ области - бюджет на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов.
Бюджетный процесс в этом году обусловлен непростой политической и экономической ситуацией в стране и мире. Как сказал вчера в своем Послании президент: «Впереди время сложное, напряжённое, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей». Уважаемые коллеги! Наша национальная особенность такова, что в тяжелые, сложные периоды мы не расклеиваемся в депрессии, а, наоборот, концентрируемся, придумываем и реализуем нестандартные эффективные решения, побеждаем. Именно в такие периоды проявляется и крепость духа, и единение, появляются новые достижения. Текущая ситуация такова, что наш с вами бюджет, как и бюджеты многих регионов, ощущает негативные воздействия. Выпадающие доходы по этому году составляют: по налогу на имущество - 223 млн. рублей, по налогу на прибыль -533 млн., по акцизам - 750 млн. рублей. В этой связи, при разработке бюджета на 2015 год мы ставили перед собой две стратегические задачи: Первое - пересмотреть наши расходы, выявить неэффективные и сократить их. «Затянуть пояса» при условии безусловного сохранения всех социальных обязательств и услуг, предоставляемых населению, выдержать параметры дорожных карт по зарплатам бюджетников. Задача вторая - сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить динамику экономического развития и инвестиционную активность в регионе. При планировании бюджета и в социальной сфере, и во всех отраслях экономики региона, мы заложили на следующий год точки роста и сохранили господдержку локомотивам региональной экономики. Нам нужно собраться, мобилизоваться, наконец, воспользоваться этим кризисом и провести давно назревшие преобразования с тем, чтобы не только максимально безболезненно прожить этот сложный период, но и выйти из него более сильными и эффективными. Именно поэтому, сегодня мы будем говорить о том, как и за счет чего мы планируем выполнить социальные обязательства, сохранить в полном объеме на всей территории области пакет образовательных, медицинских и других услуг, а также о том, как в условиях секвестра госпрограмм будет продолжено социально - экономическое развитие региона. Рассмотрим основные параметры бюджета. Доходы консолидированного бюджета на 2015 год определены в размере 25,7 млрд. рублей. Собственные налоговые и неналоговые доходы – 14,8 млрд. руб. Из них доходы по НДФЛ составят 5,6 млрд. рублей, налог на прибыль организаций – 3,3 млрд., акцизы – 2,2 млрд. Безвозмездные поступления на 2015 год предусмотрены в объеме 6,7 млрд. рублей. Доходы консолидированного бюджета в 2015 году меньше уточненных в текущем году на 5,4 млрд. рублей. Это уменьшение произошло за счет снижения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2015 году прекращается софинансирование на летнюю оздоровительную кампанию. Не будет субсидии на закупку медицинского оборудования в связи с окончанием сроков действия Программы. Уменьшается дотация на сбалансированность бюджета на 930 млн. рублей. На 750 млн. уменьшаются налоговые доходы из-за снижения ставок акцизов на нефтепродукты. И, наоборот, после принятия поправок ко второму чтению федерального бюджета, регионам были выделены дополнительные средства по программам сельского хозяйства, на ремонты спортзалов в сельских школах, на строительство детских садов. Конкретные объемы по этим направлениям будут еще уточняться. Для частичной компенсации этих потерь нами запланированы точечные шаги по дополнительному наполнению бюджета. Например, минимизация налоговых льгот по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу даст в бюджет 36 млн. рублей. Переход на уплату налога на имущество, исходя из новой кадастровой оценки - дополнительно 55 млн. рублей. О других шагах по повышению доходности бюджета я более подробно остановлюсь в экономическом разделе. А теперь несколько слов об управленческой реформе. В последние месяцы так называемая «филиализация» и сокращение административного аппарата является основной темой для политических дискуссий и «кухонных» разговоров. Хотел бы из первых уст кратко доложить вам их суть. За счет чего предполагается высвободить средства? За счет юридического процесса объединения, а не закрытия бюджетных учреждений в здравоохранении, социальной сфере, образовании и культуре, а также за счет укрупнения, а не ликвидации наших волостей. Кроме того, при объединения сильных учреждений с точки зрения оборудования, кадрового потенциала, бюджетного обеспечения с менее сильными, мы планируем улучшить качество и доступность оказываемых услуг. То есть мы хотим, чтобы пациенты, приезжающие сегодня к узким специалистам в соседний район, не были там чужими и дополнительной обузой. Более того, мы хотим, чтобы бригады врачей сами выезжали в свой филиал и оказывали ранее недоступные для жителей услуги на месте. Что значит с более сильными? Это значит, что во всех головных учреждениях 9 медицинских округов полностью укомплектован штат узких специалистов, есть маммографы, есть УЗИ с возможностью исследования сердца, есть полные комплекты эндоскопического оборудования, осваиваются современные технологии. А производительность и скорость лабораторного оборудования полностью соответствует охвату населения всего медицинского округа. Почему бригады узких специалистов будут выезжать в филиалы и почему внимание к пациентам соседних районов будет максимальным? Потому что главный врач в зоне своей ответственности лично будет отвечать за показатели заболеваемости, смертности, процент диспансеризации на всей территории округа. Эти же подходы применимы и к местному самоуправлению. Чтобы не 60–80% своего бюджета волость тратила на административный аппарат, а этот же процент волостных средств шел на услуг населению. Или для сферы образования. Чтобы для сильной в кадровом смысле гимназии успехи школьников в филиале были также важны, как успехи своих учеников. Это наши целевые установки. Насколько они обоснованы и достижимы? Обоснованы и достижимы. Во-первых, мы не изобретаем велосипед. Мы проходили объединение волостей, во многих районах уже созданы и успешно работают «централизованные бухгалтерии». Маршрутизацию пациентов и взаимодействие учреждений здравоохранения друг с другом мы с вами выстраивали последние два года. Филиалы школ, как вы знаете, также явление для области апробированное и реально работающее. Коллеги, более того, я бы сказал, что мы отстаем в проведении своих реформ и в сравнении с другими регионами, и в сравнении с нашими соседями. Управленческое звено здравоохранения уже реорганизовано, например, в Великом Новгороде. Кто-нибудь слышал о сокращении врачей или резком снижении качества медуслуг в Новгородской области? Некоторые наши политики любят приводить в пример Беларусь. Но в Беларуси точно также уже проведена структурная реорганизация здравоохранения для сокращения излишних управленческих затрат. Так, были объединены лечебные учреждения здравоохранения областных центров и одноименных сельских районов. Выделены центральные поликлиники, выполняющие функции управления объединенными учреждениями. Например, Витебскую городскую больницу объединили с районной больницей Витебского района - и так повсеместно. Другие наши политики любят приводить примеры из Евросоюза. Вот где уж точно «все для людей». Давайте посмотрим на соседнюю Эстонию. Некоторые состоятельные псковички едут за деньги рожать в современный перинатальный центр в Тарту. Но чтобы этот центр появился, была проведена огромная оптимизация больничной сети. Посмотрите на их программы. До 2015 года из 68 больниц в Эстонии должно остаться 19. Число коек сократиться с 6,5 тысяч до 3,2. Стандарт доступности стационарной помощи в хваленой Эстонии - 70 км. Вдумайтесь в эту цифру. Приходится слышать об укрупнении волостей как о нашем «стремлении» забросить территории и плодить «медвежьи углы». Но посмотрите, например, на «благополучную» Финляндию. С 2007 года там реализуется муниципальная реформа, причем с теми же установками, о которых мы говорим сегодня: увеличение доходной части и ресурсной базы муниципалитетов. Только в 2009 году путем слияния там объединились около 60 крупных муниципалитетов. Но давайте вернемся к нашим реалиям. В образовании реформа системы управления давно назрела без всякой привязки к бюджету и кризису. Приведу небольшую иллюстрацию. Долговицкая школа: 11 учеников, 11 сотрудников. Назимовская школа: 18 детей, 17 сотрудников. Говоровская школа: 20 детей, 18 сотрудников. Малаховская школа: 18 детей, 15 сотрудников. Трутневская школа: 20 ребятишек, 18 работников. И этих примеров можно приводить великое множество. Какие здесь могут быть вопросы? И это притом, что мы всегда были и остаемся гарантами сохранения школ на селе, вы это прекрасно знаете. То есть, коллеги, я хочу сказать, что мы не придумывали новые практики бюджетных экономий и повышения качества услуг, не делаем ничего, что не было бы опробовано в нашем регионе, более того, действуем максимально осторожно. Теперь о том, как принимаются те или иные решения. Еще раз повторюсь, крайне бережно с учетом всех мнений. Технологическая цепочка следующая: наши профильные комитеты проработали вариант реформы с учетом своего понимания специфики работы учреждений, ознакомили с этими предложениями наши районы. Это был первый шаг. Далее в районах прошла своя серия обсуждений и консультаций по предложенному проекту, выработаны и обоснованы встречные предложения. Третий шаг, мы встречаемся со всеми заинтересованными лицами, депутатами, руководителями, общественниками непосредственно в районах и утверждаем окончательную модель. Поверьте мне, нет ни одного района, где бы не были внесены свои коррективы и предложения. Например, в процессе обсуждений в районах мы приняли решение сохранить самостоятельный статус для всех детских школ искусств нашего региона. Единого лекала для всех не существует. Но общие рамки мы, безусловно, должны с вами задавать. Наша общая установка, для всех, еще раз вспоминая вчерашнее Послание президента - «максимальная бережливость»! И показывать здесь пример надо и самой областной администрации. Свою предельную штатную численность мы уже сократили на 10,5%, или на 148 штатных единиц, в том числе 61 должность государственной службы, включая три ставки заместителей губернатора. И это далеко не предел. Буквально на днях мы получили результаты проверки ИРР, которую я поручил провести после обращения депутата ЛДПР Сергея Макарченко. Хочу вас проинформировать о том, что Институт регионального развития прекращает свое существование. Акт проверки направлен мной в правоохранительные органы. Результаты проверки стали важным, но не единственным поводом. Прекращение деятельности Института дает не только существенную экономию бюджета, а это порядка 10 млн. рублей в год, что для нас тоже важно, но и открывает возможности для активной работы в этой сфере нашего Псковского государственного университета. Наблюдательным Советом ПсковГУ принято решение о создании Научно-Исследовательского Центра социологии и региональной политики. Центр будет проводить исследования, в том числе, такие как оценка удовлетворенности населения качеством муниципальных и государственных услуг, а также будет заниматься мониторингом последствий реорганизации бюджетной сферы. Уверен, что независимое от региональных и местных властей университетское сообщество должно активнее брать на себя функцию эксперта по всей региональной повестке, помогая нам и корректируя наши шаги. Теперь, коллеги, о возможных рисках преобразований и о зачастую неоправданных опасениях. Опасение 1. Оставшиеся без работы бухгалтера, кадровики, завхозы. Комитет по занятости уже сегодня подбирает варианты трудоустройства индивидуально для каждого высвобождаемого работника. Коллеги, из 147 сокращаемых административных сотрудников в здравоохранении 70 человек это специалисты пенсионного возраста. В социальной сфере 70% сокращаемых работников - это пенсионеры. В образовании 60% - это тоже пенсионеры. Второе: Филиал - это первый шаг к закрытию. Эти опасения из разряда фантазий, а с нашей системой расселения подобные шаги вообще самоубийственны. Наоборот, чтобы недопустить этого от ревнивых исполнителей реформ, мы приняли предложение регионального отделения ОНФ и вводим императивную норму, запрещающую закрытие филиала бюджетной сети без участия жителей. Олег Михайлович Брячак недавно высказался про первые ласточки филиализации, говоря о Вербиловском интернате. Но уважаемый мною депутат не может не знать, что у этого здания пятая степень пожароопасности, то есть оно деревянное и там печное отопление. Я думаю, что никто из присутствующих не хочет повторения у нас в регионе двух страшных трагедий 2010 года в Республике Коми и совсем недавнее происшествие в Новгородской области, которые унесли десятки человеческих жизней. Опасение 3. Ухудшение состояния филиалов и качества их работы. Как я уже говорил, мы рассчитываем ровно на противоположный эффект. Те главы, которые сориентировались в ситуации, наоборот, уже требуют с главных врачей график выездных приемов узких специалистов из головной больницы. Кроме того, мы обязательно введем дополнительную систему стимулирования и оценки руководителей учреждения по состоянию филиалов и степени удовлетворенности населения их услугами. Четвертое опасение о сокращениях бюджетников я вообще отношу к политическим спекуляциям. Ни один врач, медсестра, учитель, воспитатель, библиотекарь не потеряет своего привычного рабочего места. Не надо путать наш регион с Москвой, мы привлекаем и переманиваем врачей, вы это знаете, их у нас дефицит, о сокращении просто речи идти не может. Дорогие друзья! В следующем году нам всем вместе предстоит большая работа по мониторингу и настройке работы учреждений после реорганизаций. Давайте вернемся к расходам консолидированного бюджета. Еще раз хочу повторить: политика бюджетных расходов направлена на безусловное исполнение прямых социальных обязательств, прежде всего, на выплату зарплат бюджетникам в соответствии с отраслевыми дорожными картами. Мы вышли на согласованные с Минфином плановые показатели уменьшения расходов: содержание органов госвласти на 5%, госзадания на 10%; финансирование госпрограмм в среднем на 26%. Расходы консолидированного бюджета в 2015 году составят 28,2 млрд. рублей. Это на 9,4 млрд. рублей меньше уточненного плана на 01 ноября текущего года. Дефицит областного бюджета составит чуть более 2 млрд., или 13,7% и менее 1% доходов Консолидированного бюджета. В бюджете 2015 года не предусмотрено привлечение «новых» кредитов. По коммерческим кредитам в следующем году планируется перекредитование на 2,4 млрд. Погашение долга по бюджетным кредитам, этот вопрос уже согласован с Минфином, будет проводиться за счет средств федерального бюджета в сумме 1,6 млрд. рублей. Традиционно часть федеральных средств будут дополнительно распределены в течение года. За счет этого доходы и расходы бюджета увеличатся на 2,2 млрд. рублей. Кроме того, за счет остатков средств по переходящим контрактам 2014 года произойдет увеличение еще на 1,6 млрд. рублей. Как всегда, наибольший удельный вес составляют расходы на образование 25,4%; социальную политику 17%, здравоохранение 14,3%. То есть, по своей структуре бюджет Псковской области остается социальным. 91% расходов распределен по 18 госпрограммам. Теперь более подробно по приоритетам. Начну с социального блока. Вы знаете, что все последние годы в нашем регионе особое внимание уделялось социальной сфере. Мы вместе с вами ввели целый комплекс новых мер поддержки для ветеранов, многодетных, молодых специалистов, для приемных родителей. В результате бюджетная нагрузка по социальным выплатам за последние 5 лет выросла в два раза. 270 тысяч наших жителей пользуются теми или иными мерами социальной поддержки. В сегодняшней непростой ситуации мы ставим перед собой задачу максимально сохранить весь объем социальных выплат. При сокращении бюджета это можно сделать только за счет введения критерия нуждаемости, устранения дублирования с федеральными мерами поддержки, разнесения выплат на более продолжительный период времени. Общая сумма, запланированная на социальные выплаты в 2015 году, составляет 3 млрд. рублей. Остановлюсь подробнее на тех изменениях, которые были озвучены, чтобы были понятны их смысл и логика. С 2015 года вводится критерий нуждаемости по многодетным семьям. Напомню, этот тот самый пакет, который был сформирован за последние три года, ранее его на территории области не существовало. По состоянию на 1 октября мерами социальной поддержки пользуется 4362 многодетных семьи, по критерию нуждаемости, который предполагается ввести, из них только порядка 50 семей не получат эту льготу. Всего по данной льготе предусмотрено 85 млн. рублей. Критерий нуждаемости вводится и в закон области «О региональном материнском капитале». На 01 октября выдано 604 сертификата, из них реализовано 184 сертификата на сумму 18,4 млн. рублей. На 2015 год эта сумма уменьшена до 10,0 млн. рублей. В тоже время, с января 2015 года мы увеличиваем денежные выплаты, семьям с низким денежным доходом после рождения третьего ребенка и последующих детей, увеличение расходов по этой льготе составит 55,8 млн. рублей. Проиндексированы на 8–11% ежемесячные выплаты на детей в приемных семьях и на патронатном воспитании. В целом хочу доложить: весь комплекс мероприятий по поддержке многодетных семей в регионе привел к увеличению рождения третьих и последующих детей по сравнению с 2009 годом на 30%. По пособию усыновителям, выплата в 500 тысяч рублей сохраняется в полном объеме, но будет производиться не в течение 3 лет, а в период пятилетки. Кроме того, 332 млн. рублей предусмотрено на выплаты опекунам и приемным родителям. Уверен, что такой аккуратный и адресный подход будет способствовать сохранению положительной динамики по рождаемости, устройству детей-сирот в семьи, которую Псковская область демонстрирует все последние годы. В 2009 году было установлено звание «Ветеран труда Псковской области». После многочисленных обсуждений, благодаря депутатам областного Собрания в прошлом году право на данную выплату получили также «Дети войны. В бюджете области эта статья расходов сохранена в полном объеме и составит 113 млн. рублей, количество получателей - 27 тысяч человек. Коллеги, предлагаю прекратить все дискуссии по этому поводу. Это категория остеатся неприкосновенной ни при каких обстоятельствах. К празднованию 70-летия Великой Победы запланировано оказание материальной помощи инвалидам, участникам ВОВ на ремонт жилья, предоставление единовременной материальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда. Размер выплаты будет увеличен в два раза. Что касается выплат сельским бюджетникам на оплату коммунальных услуг, вопрос обсуждался несколько раз с нашими профсоюзами. Здесь администрация области исходит из принципа справедливости. Факт на сегодняшний день: 3600 человек получают льготу в размере 500 рублей, 482 человека получают до 4000 в месяц, а 180 таких же бюджетников получают 10 тысяч и выше. Мы считаем неприемлемым, когда один сельский учитель за счет областного бюджета получает компенсацию в 15 тысяч рублей в месяц, а другой такой же учитель получает на эти же цели 500 рублей. Уважаемые коллеги, еще раз, как вы видите сами, социальные расходы практически сохранены на прежнем объеме. Те изменения, о которых я сказал, должны не только и не столько сэкономить бюджетные средства, сколько в предстоящий тяжелый год гарантировать помощь реально нуждающимся. Перейдем к здравоохранению. Расходы на здравоохранение в 2015 году составят 4 млрд. рублей, без учета расходов на онкоцентр это на 350 млн рублей меньше. Это сокращение связано с окончанием финансирования по программе дорожных травмоцентров, в связи с окончанием строительства новых ЦРБ в Стругах Красных, и поликлиники в Себеже. Также завершается капитального ремонта Детской городской больницы и хирургического корпуса в Великих Луках. Должен сказать, что строительство, капитальный ремонт и оснащение новых больниц является важнейшим психологическим фактором, как для самих медиков, так и для их пациентов. У людей меняется настроение, появляется чувство гордости за свою профессию. Показательный факт, в новой Стругокрасненской больнице нет дефицита врачей, все ставки заняты. На мой взгляд, такие лечебные учреждения - это драйверы развития всей отрасли здравоохранения, а также важнейший фактор развития территории. Именно поэтому мы должны сделать все, чтобы каждый год у нас в области реконструировались и строились новые медицинские центры и поликлиники. Не смотря на все трудности текущего момента. В 2015 году таким объектом станет Невельская больница, в которой закончится капитальный ремонт (32 млн. рублей). Продолжатся отделочные работы и оборудование областного онкодиспансера - важнейшего объекта для нашего региона, а также строительство современного Псковского перинатального центра. В этом году в районы области поступило 12 мобильных ФАПов. В следующем году финансирование по этому направлению будет продолжено. Мы приобретем еще 12 единиц. Таким образом, все районы будут укомплектованы. На борьбу с туберкулезом, долечивание в санаторно-курортных учреждениях, оказание дорогостоящих видов медицинской помощи жителям области, создание единой диспетчерской Службы скорой медицинской помощи предусмотрено 145,4 млн. рублей. На привлечение специалистов, социальную поддержку медиков, на повышение квалификации врачей, предусмотрено 486 млн. рублей. Это еще раз к нелепым разговорам о сокращении врачей. Особое внимание в 2015 году будет уделяться лекарственному обеспечению населения. На эти цели предусмотрено без малого 300 млн. рублей. Платеж на неработающее население в следующем году вырастет на 500 млрд. рублей. На дальнейшую реализацию сердечно-сосудистой программы предусмотрено 26 млн. рублей. Вчера в своем Послании президент предложил следующий год сделать Годом борьбы с сердечно-сосудистымизаболеваниями! Для нас это особенно актуально. Этот вид заболеваний является самой распространенной причиной смертности в нашей области. Мы с вами открыли региональный Сосудистый центр в Пскове и его отделения в Великих Луках и Острове. В общей сложности создали 180 койко-мест. Закупили томографы, оборудование для рентгенохирургии, нейронавигационное оборудование, кардиомониторы и другую современную аппаратуру. 350 наших медиков прошли специальную переподготовку. За три года действия сосудистой программы мы на 10% сократили смертность от сердечных заболеваний. Более 5000 человек получили столь необходимое лечение. Коллеги, это, без преувеличения, отличные результаты. Безусловно, внимание государства к этой проблеме в 2015 году для нас - это дополнительная реальная возможность существенным образом снизить показатель смертности в Псковской области. Уважаемые коллеги! В целом система здравоохранения области в последние годы при всех кадровых проблемах развивается динамично. Сокращение разницы в смертности и рождаемости в два раза - лучшее тому подтверждение. Вдумайтесь, за весь 2009 год на территории области было сделано порядка 100 сложных высокотехнологичных операций. В нынешнем году, а год еще не закончен - уже 764, включая стентирование и ангиопластику сосудов сердца. В следующем году - после реорганизации - здравоохранение не должно почувствовать на себе финансовые трудности ни в заработных платах, ни в обеспечении текущей деятельности, наша главная задача остается прежней - доступность медицинской услуги и ее качество. Несколько слов о создании в регионе условий для массового спорта и здорового образа жизни. В этом году был капитально отремонтирован стадион в Опочке. Прекрасный стадион с искусственным покрытием появился в Новосокольниках, футбольный стадион в Тямше и в Гдове. В Великих Луках построен и оборудован по самым высоким мировым стандартам Спорткомплекс для лучников, это настоящая спортивная жемчужина на карте области. Я неоднократно говорил, что мы будем стараться каждый год вводить по одному новому крупному спортивному объекту. Следующий год не станет исключением. В 2015 году, в рамках подготовки к 850-летию Великих Лук планируется построить два физкультурных комплекса открытого типа, установить искусственное покрытие на стадионе Экспресс, сделать привязку25-метрового бассейна. С помощью механизма ГЧП в Пскове, в Борисовичах, в следующем году начнется строительство нового спорткомплекса с универсальным спортивным залом и бассейном рядом с Ледовым дворцом. В районах продолжатся ремонты спортивных залов в сельских школах, о чем я скажу чуть позже. Коллеги, важным приоритетом для нас остается сфера образования. В 2015 году на образование предусмотрено 4,5 млрд. рублей. Приоритеты отрасли на следующий год: доведение заработной платы педагогических работников до показателей, установленных «дорожной картой»; модернизации общего и дошкольного образования, создание новых мест в детских садах, укрепление материально-технической базы, ремонты образовательных учреждений. Сегодня утром мы открыли новый корпус детского сада на Владимирской на 120 мест. Это настоящий подарок к Новому году родителям этого густонаселенного микрорайона. Напомню, в 2013 году мы создали 1480 мест в детских садах. В этом году уже открыты 1230 мест. За два года на эти цели было направлено 642 млн. рублей. В 2015 году реализация этого проекта будет продолжена, бюджетом на эти цели предусмотрено 215 млн. рублей. Перечень объектов в настоящее время проходит стадию согласования с районами, отдельным объектом станет строительство детского сада в Центре лечебной педагогики. На организацию детского отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации предусмотрено 80 млн. рублей. В 2014 году благодаря включению региона в федеральную программу нам удалось профинансировать ремонты спортзалов в 34 сельских школах, а также закупить спортивное оборудование. Эта программа имеет для нас особое значение. Наряду с ремонтами сельских Домов Культуры, это точка здоровой социальной активности на селе. В 2015 году эта программа также будет продолжена. Премии педагогам, вознаграждение за классное руководство, дистанционное обучение детей-инвалидов, программа по школьному питанию, выплаты молодым педагогам - все эти направления сохранятся в следующем году в полном объеме. Коллеги, вы помните, что в течение пяти лет повышением зарплаты, подъемными, социальным пакетом, мы активно мотивировали молодых педагогов приходить в наши школы. Ситуация была удручающей, учителям - ветеранам просто некому было передавать опыт, молодежь, по простому, не шла в школы. Сегодня ситуация стабилизирована. Около полутора тысяч молодых учителей пришли в школы области в последние годы. Именно поэтому мы приостанавливаем единовременные выплаты педагогам, которые выходят на пенсию. Это единственное сокращение социального пакета, которое в 2015 году коснется сферы образования. Далее по сфере культуры. Общий объем финансирования программы в 2015 году составит 415 млн. рублей. Ключевым событием 2014 года, бузусловно, стало открытие после реконструкции Псковского драматического театра. В следующем году в рамках подготовки к юбилею начнутся работы по капитальному ремонту Великолукского драматического театра. Также впервые за многие годы в регионе появилась программа по ремонту и оборудованию сельских домов культуры. Традиционно эти «очаги жизни» на селе практически не финансировались. В текущем году было отремонтировано 24 таких клуба. Привлечен Федеральный грант в размере 47 млн. рублей на закупку оборудования в сельские ДК. Введен в эксплуатацию прекрасный современный Дом культуры в Печорах. В 2015 году эта программа будет продолжена, запланированный объем - 44 млн. рублей, будут отремонтировано еще 24 дома культуры. В текущем году проделан огромный объем работ в рамках туристического кластера. Реконструкция набережных р. Великой и р. Псковы, реконструкция ул. Пушкина. Приемка по этим объектам запланирована на декабрь. Во втором квартале 2015 года планируется завершение 2 этапа реконструкции набережной р. Псковы - от Троицкого моста до Кузнецкого моста (включая ул. Милицейскую, Воровского и Карла Маркса). Новые набережные и пешеходные зоны уже стали любимыми местами прогулок Псковичей и туристов. Рост туристического потока в регион за последние три - четыре года стабильно растет. Бизнес активно вкладывается в строительство гостиниц, только в рамках проекта туристического кластера «Псковский» предусмотрено создание 1590 гостиничных мест, более 1000 мест в общественном питании. Новые современные отели появляются в райцентрах, например, в этом году открыты новые отели в Печорах и в Острове. Операторы фиксируют резкое, практически в два раза, сокращение туристических поездок россиян за границу. Для нашей экономики это - дополнительный шанс резко повысить туристический поток в наш регион. И этот шанс нам нельзя упустить. Коллеги, завершая социальный блок, хочу еще раз подчеркнуть. Экономия бюджетных расходов практически не скажется на объемах, качестве и доступности услуг. Динамика зарплат бюджетников сохранится в рамках принятых ранее дорожных карт. «Пострадавшими» от структурной реформы управления станет часть работников административно-хозяйственногоаппарата, чиновники и частично аппараты объединяемых волостей. Всем желающим будет обеспечено сопровождение в поиске новой работы. В каждой бюджетной отрасли, как вы видели, мы закладываем потенциал развития, в каждой отрасли в 2015 году будет реализован пул проектов-локомотивов, которые по нашим расчетам позволят сохранить набранные в последние годы темпы социального развития. Перейдем к экономическому блоку. Нам в новых условиях необходимы источники экономического роста, которые позволят региону развиваться в условиях международных санкций. Здесь мы ставим перед собой ряд задач: сохранить инвестиционную активность в регионе, максимально сохранить темпы модернизации коммунальной, энергетической, дорожной инфраструктуры, создавая привлекательные условия для бизнеса и инвесторов. максимально содействовать развитию сельского хозяйства в условиях продовольственных санкций, промышленности в рамках программ импортозамещения, и строительству, как ключевым точкам роста нашей экономики в условиях кризиса. То есть, мы не собираемся сидеть и ждать изменения внешней конъектуры, как предположили в КПРФ, выискивая противоречия в наших действиях со вчерашним посланием Президента, а наоборот будем использовать эту ситуацию для развития экономики, о чем мы сейчас и поговорим.Давайте остановимся на создании условий для привлечения инвестиций. На социально-экономическое развитие Псковской области, во все сферы и отрасли, в том числе ЖКХ, теплоэнергетику, сельское хозяйство, обновление промышленных фондов за прошедшую пятилетку привлечено 115 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. В сравнение с предыдущими десятилетиями развития Псковской области - это серьезный рывок. Каждый год мы ставим перед собой задачу наращивания объемов инвестиций. Так, за 9 месяцев 2014 года в регионе освоено 19 млрд. рублей инвестиций, что составляет 112% от уровня прошлого года. Мы со своей стороны делаем все, чтобы инвестору было комфортно и интересно работать в нашем регионе. Введен Стандарт инвестиционной деятельности органов власти. Создан Совет по инвестициям, который уже рассмотрел 8 инвестпроектов, на общую сумму более 2 млрд. рублей. Принята «дорожная карта» по сокращению времени и количества процедур при получении разрешений на строительство, подключении к инфраструктуре, формировании и выделении земельных участков. Агентство инвестиционного развития Псковской области сегодня по принципу «одного окна» сопровождает 80 инвестиционных проектов, общим объемом 55 млрд. рублей на 7 тысяч новых рабочих мест. Это - факт. Крупнейшими проектами, которые продолжат или начнут реализовываться в 15-ом году будут следующие. Более 20 новых проектов ГЧП, среди которых уже упомянутое спортивное сооружение спортивная двойка в Борисовичах (бассейн плюс универсальный зал), котельные на сжиженном природном газе в Пушкинских Горах и Опочке, современная диагностическая лаборатория в Областной больнице, гостиницы к Чемпионату мира по биатлону в Островском районе. Механизм ГЧП по этим и другим проектам позволит привлечь 2,5 млрд. рублей внебюджетных средств. Далее проект ООО «Криогаз-Псков» по строительству завода по сжижению природного газа в Пскове - 625 млн. рублей; строительство завода по глубокой переработке древесины «Судома» в Дедовичах, с объемом инвестиций более 2,6 млрд. рублей. Как вы знаете, первый этап проекта - строительство лесопитомника на 2 млн. саженцев в год уже завершен в текущем году. А также комплексная застройка микрорайона «Борисовичи» с объемом инвестиций на 15 - 17 годы с объемом 4,4 млрд. рублей. Целый ряд крупных инвестпроектов в сельском хозяйстве, о чем я скажу чуть ниже. В последнее время очень остро обсуждается вопрос предоставления налоговых льгот для наших крупных инвесторов. В этой дискуссии я, естественно, поддерживаю сторону инвесторов, потому что цифры говорят сами за себя. С 2009 года по 1 полугодие текущего года налоговые льготы предоставлены на общую сумму 940 млн. рублей для 51 организации. При этом инвестиции в экономику от этих организаций - 13 млрд. рублей. Объем уже поступивших налогов от данных организаций - 3,5 млрд. рублей. Только в 2014 году - бюджет предоставил инвесторам льготы на 85 млн. рублей, а объем налоговых поступлений от данных организаций, составил 240 миллионов. С учетом сегодняшней ситуации будем пересматривать приоритеты по льготам, и перераспределять их в пользу реального производства. Вместе с работой по включению наших предприятий в Федеральные программы импортозамещения, эти меры дадут дополнительный стимул для развития нашей промышленности. Также будем оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Количество таких предприятий за последние годы у нас практически удвоилось и составляет 8099, то есть половину от общего количества организаций в Псковской области. Мы заключили соглашение с Федеральным Агентством гарантий. Теперь предприниматели региона будут иметь возможность получать прямые гарантии и контргарантии под обязательства, которые выдаются региональным Фондом поддержки предпринимательства. С помощью этого механизма мы будем помогать решать острейшую проблему поиска дешевых кредитов на развитие бизнеса. Ну, а принятое Главой государства решение о том, что государственные монополисты будут обязаны размещать часть заказов у предприятий малого и среднего бизнеса - это даже не «спасательный круг», это огромный потенциал роста. Тоже самое касается наших промышленных предприятий. Сегодня мы ведем работу по созданию в регионе электротехнического кластера для группы Великолукских и Псковских предприятий. И занимаемся мы этим именно по тем причинам, о которых говорил вчера президент. Завод электротехнического обрудования выпускает оборудование, не уступающее своим качеством и техническими характеристиками, а по каким-то параметрам даже превышающее свои зарубежные аналоги, но Россети и нашСеверо-западный МРСК по-прежнему закупает Сименс. Я могу привести массу таких примеров: Реостат, Авар, Псковэлектросвар, ВОМЗ и другие - всем им сложно пробиться к заказам РЖД, Газпрома и других монополий. Решение этой проблемы так, как вчера озвучил президент, плюс запуск Программы импортозамещения - это шанс для наших предприятий и возможность выйти на новый уровень. Двигаемся дальше. В полном соответствии с графиком продолжается работа по созданию Федеральной особой экономической зоныпромышленно-производственного типа «Моглино». Сейчас заключаются контракты на строительные работы. В 2015 году начнется строительство административных и производственных корпусов. В ноябре 2014 года экспертным советом Минэкономразвития утвержден второй резидент ОЭЗ. немецкая компания будет строить завод по производству штукатурно-малярного инструмента с инвестициями 500 млн. рублей. В первом квартале 2015 года в министерстве пройдет рассмотрение проектов еще двух российских резидентов - ГК «Луг» и «Псковгеокабель». Уважаемые коллеги, если нам удастся реализовать уже стартовавшие проекты, о которых я рассказал, то в ближайшие два года наша региональная экономика не только не просядет в кризис, но и выйдет из него более конкурентоспособной и сильной. Отдельно о сельском хозяйстве. Общий объем средств областного бюджета по данной отрасли на следующий год предусмотрен в объеме 596 млн. рублей из Областного бюджета, 1,6 млрд. рублей - из федерального бюджета. Объемы господдержки на 2015 год парктически не сокращаются. Рост объема сельскохозяйственной продукции в 2014 году по сравнению с предыдущим годом составил 121%., причем 36 процентов объема дают частники, фермеры. Намолочен рекордный урожай зерна, в сравнении с прошлым годом рост 166%. Средняя урожайность - 31 центнер с гектара, но главная причина такого роста это возвращение в севооборот годами заброшенных пашен. Всего за два года в севооборот возвращено 25 тысяч гектар, в следующем году мы обязательно введем в оборот еще не менее 7 тысяч. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо нашим сельхозпроизводителям, механизаторам, агрономам и всем работникам сельского хозяйства за небывалый, рекордный урожай в Псковской области в этом году. Производство мяса выросло на 148%, в основном за счет введения мощностей Великолукского комплекса и проекта «Идаванг». То внимание, с которым мы относились к сфере сельского хозяйства все эти годы, сегодня дает свои результаты. Крупные инвестпроекты как раз к пику санкционной войны, выходят на свою проектную мощность, их успех тянет за собой все сельское хозяйство региона. Только по проекту Великолукского свинокомплекса, без учета мясокомбината и торговой розницы, уже вложено 24 млрд. рублей. На сегодняшний день создано 900 рабочих мест в Невельском и Усвятском районах. Крупнейший на Северо-западе комбикормовый завод на годы вперед обеспечил в регионе спрос на производство зерна, засеивать поля стало выгодно. «Идаванг» вышел на проектную мощность 10 тысяч тонн, 140 рабочих мест в Островском районе, и все свободные поля в районе засеяны. В регионе создано 11 предприятий по производству товарной рыбы. В Псковском районе агрофирма «Победа» ввела великолепный автоматизированный молочный комплекс на 600 голов. В Печорском районе реконструирован комплекс на 800 голов. Эти проекты выйдут на плановую мощность уже в следующем 2015 году. В следующем году стартуют новые проекты по строительству молочных комплексов «Псковагроинвест» в Псковском и в Новосокольническом районах. Планируется расширение молочного производства в Добручах - 2 в Гдовском районе. Восстановлена и начала работать птицефабрика в Тямше, этот же инвестор в следующем году планирует восстановить площадку в Писковичах. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы названные проекты были успешно реализованы и вышли на проектную мощность. Помимо сказанного в следующем году будут сохранены традиционные меры поддержки фермеров, в том числе гранты и выплаты подъемных молодым специалистам. Далее остановимся на дорожном хозяйстве. В текущем году впервые были выделены средства на ремонты дворов и улично-дорожной сети в наших райцентрах. Отремонтированы участки 14 региональных автодорог общей протяженностью 70,9 км. Капитально отремонтирован участок в 40 км на трассе Псков - Порхов, еще 40 км запланировано на следующий год. Начат капитальный ремонт участка Великие Луки - Усвяты, отремонтирована и оборудована Федеральная трасса на участке Псков - Остров. На ремонт мостов направлено более 100 млн. рублей. В наших столицах - Пскове и Великих Луках - отремонтировано 72 километра УДС, 203 дворовых территории, 60 дворовых проездов. Общий объем дорожного фонда на 2015 год составит 3,4 млрд. рублей. Коллеги, эта цифра не окончательная, все регионы ждут решения правительственной комиссии по компенсации выпадающих доходов по нефтяным акцизам. Мы ждем , что эта цифра появится в ближайшее время и нам удастся сохранить финансирвоание. В следующем году мы планируем отремонтировать 95 км региональных автодорог, 10 мостов на региональных автодорогах. Продолжится строительство путепровода через железную дорогу в г. Великие Луки, это самый массовый наказ великолучан в рамках Народной Программы, благодаря предстоящему юбилею города, нам удалось получить одобрение проекта в министерстве. Первые 300 млн. рублей на этот проект будут разыграны уже в декабре текущего года. И самая свежая новость - вчера Минфин принял решение о выделении 900 млн рублей на продолжение финасирвоания этого проекта. Кроме того, проектом бюджета предусмотрено предоставление в 2015 году субсидий местным бюджетам на содержание, ремонт и капремонт автодорог местного значения, а также ремонт дворовых территорий в сумме 585 млн. рублей. Таким образом, динамику благоустройства и дорожных работ в целом в регионе мы постараемся сохранить. Одним из локомотивов нашей экономики является строительная отрасль. Поддержка строительного бизнеса, стимулирование его расширения за счет строительства и ремонтов социальных объектов, госпрограмм по переселению и капремонту, поддержка индивидуального жилищного строительства на селе - одно из направлений борьбы с экономическим кризисом. За 10 месяцев 2014 года в регионе построено 1143 дома общей площадью 205 тыс. кв. метров, в том числе в сельской местности 687 домов общей площадью 102 тыс. кв. м. С 2011 года у нас фиксируется рост годового объема ввода жилья экономического класса. Так в 2011 году введено 23 тыс. кв. метров, в 2013 году - уже 30 тыс. кв.м. по состоянию на 1 ноября 14 года уже 44 тыс. кв.м., то есть практически двукратный рост за три года. Чтобы удержать отрасль на подъеме в ближайшие два года, Администрация области будет оказывать максимальную поддержку строителям в оформлении земельных участков, подготовке инфраструктуры, также сохраняются все социальные программы по обеспечению жильем различных категорий граждан, а также наша программа по расселению ветхого и аварийного жилья. Так, до конца текущего года будет расселен 61 аварийный многоквартирный дом и или 827 граждан. В 2015 году Программой предусмотрено расселение 919 человек из 474 жилых помещений в 11 районахз области. В 9 районах области будет произведен капитальный ремонт 39 многоквартирных домов. Далее по сфере о жилищно-коммунального хозяйства. В текущем году выполнены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту котельных и тепловых сетей в 6 муниципальных образованиях области на общую сумму 151 млн. рублей. Построены новые котельные на местных видах топлива в деревне Цевло Бежаницкого района, Чернево Гдовского района, долгожданная современная котельной построена в Пустошке, также была построена котельная № 11 в Себеже. В рамках соглашения с Газпромом ведется реконструкция и модернизация 94 котельных и 234 км сетей. По федеральной программе энергоэффективности в текущем году мы закупили 90 современных котлов для 53 котельных в 18 районах области (175 млн. рублей). За эти годы в районах области было построено 8 котельных на местных видах топлива, 24 на газе. В Великих Луках, Псковском районе, открыты мощные торфоперерабатывающие предприятия. Мы с вами практически ушли от угольно-мазутной зависимости; в этом году окончательно закрыли «Островский мазутный самовар», потребление мазута в регионе снизилось на 60%. В 2016 году закроем устаревшие котельные в Пушкинских Горах и в Опочке, это последние не модернизированные районы. Также в 2015 году Гдовский район проведет модернизацию теплоэнергетического хозяйства, в том числе реконструкцию и строительство новых тепловых сетей в самом Гдове. В Плюсском районе готовится концессионное соглашение по модернизации 10 котельных и сетей теплоснабжения. Огромная часть наказов в Народную программу была посвящена проблемам водоснабжения, очистных сооружений, водопроводов. В текущем году в этом направлении мы успели сделать: очистные сооружения в Полибино Великолукского района и в Черехе Псковского района. Также были решены застарелые проблемы с водоснабжением в деревнях Монино, Грихнево и Шевельки Новосокольнического района. В Великих Луках ведутся работы по реконструкции кольцевого водовода, реконструкции водоочистных сооружений. В Пскове продолжаются работы по строительству подземного водозабора, срок окончания работ - 1 квартал 2015 года. 31 млн. рублей, без учета районных бюджетов, запланирован в следующем году на самые срочные ремонты водопроводных сетей в наших волостях. Теперь несколько слов по газификации, эта тема постоянно звучит на моих встречах с населением и поднимается в депутатских наказах. В 2014 году завершено строительство 38 км распределительных сетей газоснабжения п. Кунья - этот поселок также переведен на природный газ. В д. Ваулино Псковского района в 184 жилых дома пришел природный газ, осуществляется пуск газа в Пыталово (это 1294 квартиры), построены распределительные сети и подготовлен перевод на газ 138 квартир в дер. Карпово Островского района. Завершены проектные работы по газификации Великолукского, Куньинского, Невельского района. Завершены работы по газификации 8 многоквартирных жилых домов и 109 индивидуальных домов в Бежаницах. Газифицированы 194 жилых дома в Новосокольниках, Острове, Порхове. В следующем году мы не планируем снижать темпы газификации. Будут построены распределительные сети для газификации 440 квартир в п. Дубрава-1 и газовые сети для 147 квартир в п. Дорожный Великолукского района. Продолжатся изыскательские работы и газификация жилых домов в Печорском, Псковском, Пыталовском районах, будут газифицированы 72 жилых дома в Невельском, Новосокольническом и Островском районах. Общими усилиями, сделан хороший рывок. Мы с вами достигли 51 % газификации области, и ставим на ближайшую трехлентку достичь 68%. Это важно для комфорта наших жителей, важно для инвесторов, важно для экономики региона. Будем работать в этом направлении и дальше. Уважаемые коллеги! Подводя итог, говоря о социально-экономическом развитии Псковской области, можно смело констатировать, создан хороший задел, запас прочности, накоплена в хорошем смысле положительная инерция созидания. Хотелось бы обратиться к словам президента: «хотел бы обратиться к представителям всех политических партий, общественных сил. Рассчитываю на нашу совместную консолидированную работу. Интересы России требуют от нас именно такого единства, именно такой работы». Дорогие друзья! Нам всем, по крайней мере, всем тем, кто работает на благо России и Псковской области, нужно сейчас сплотиться вокруг одной задачи: пройти достойно сложные времена с тем, чтобы Псковская земля стала сильнее, успешнее и комфортнее для своих граждан. Спасибо.
Комментарии