В распространенном народном представлении депутаты принимают решения исключительно нажиманием на кнопки. На самом деле за многими решениями стоят долгие обсуждения с привлечением специалистов, различные консультации.
20 - 21 ноября состоялось заседание постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада по культурной политике и туризму. Межпарламентский комитет возглавляет депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг, Псковское областное Собрание отвечает за обеспечение работы этого комитета. Парламентарий рассказал на пресс-конференции о наиболее интересных вопросах и принятых решениях. Комитет работал два дня на базе Законодательного Собрания Ленинградской области. В работе участвовали представители 9 из 11 регионов Северо-Запада, кроме Ненецкого автономного округа и республики Коми. В начале пленарного заседания председатель комитета Лев Шлосберг представил элементы доклада о проделанной работе. Потом шла работа по секциям. «Это единственный комитет ПАСЗР, который работает в режиме научной конференции, - пояснил Лев Шлосберг. – В составе комитета работали секции по охране объектов культурного наследия, по деятельности учреждений культуры, по проблемам туризма». На второй день на пленарном заседании рассматриваются итоги работы секций, решения принимаются в окончательной форме. Это позволяет принимать выверенные решения, поскольку у депутатов есть время для дискуссий и выработки документов. «Все решения принимаются вместе. Если кто-то против, мы ищем вариант, при котором все за. У нас нет задачи собрать определённое количество голосов и продавить какое-то решение. Парламентская ассоциация и все ее комитеты работают по принципу консенсуса. Честно скажу, я до сих пор не знаю партийной принадлежности членов своего комитета. Я отношусь к этим людям с уважением, у нас не было ни одной дискуссии на политические темы», - отметил Лев Шлосберг. Как правило, решения оформляются от имени парламентской ассоциации, которая собирается 2 раза в год. Обращения, которые могут ждать, депутаты готовят для рассмотрения парламентской ассоциацией. Ноябрьское заседание комитета по культурной политике было единственным в 2014 году. За это время пришли ответы на два обращения инициированные комитетом – по проблемам исторических поселений и по отзыву на концепцию дополнительного образования. Воинские захоронения Подготовлен проект обращения ПАСЗР к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину, председателю правительства Дмитрию Медведеву «О необходимости разработки государственной программы Российской Федерации по уходу за воинскими захоронениями». В России до сих пор нет федеральной программы по уходу за воинскими захоронениями. Вся полнота ответственности за них ложится на бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. В 2010 году на совещании у президента Дмитрия Медведева прозвучала критика в адрес правительства по отсутствию 12 федеральных целевых программ, в том числе была упомянута программа по уходу за воинскими захоронениями. Распоряжением правительства РФ от 28.07.2011 № 1317-р была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах». Затраты планировались в размере 2 млрд 625 млн рублей. Большая часть из федерального бюджета – 2 млрд 500 млн рублей. Регионы должны были вложить 125 млн рублей. «Речь шла не только о памятниках Второй мировой войны, но и памятниках Первой мировой войны. Военно-мемориальные объекты - это необязательно захоронения, это памятники выдающимся военачальникам, их музеи», - пояснил Лев Шлосберг. В декабре 2012 года распоряжением правительства концепция была отменена. Муниципалитеты не имеют достаточного количества средств. В Псковской области действует принцип компенсации – сначала сельское поселение тратит свои деньги на приведение в порядок захоронения, потом представляет подтверждающие документы, и после этого областной бюджет компенсирует 200 или 300 тыс. рублей, потраченных на плиты, ограждение или покраску. При этом весь бюджет поселения может составлять немногим более миллиона рублей. Деньги на краску и кисточки находятся, а на капитальный ремонт захоронения - нет. Особенно плачевная ситуация, по словам Льва Шлосберга, сложилась с гипсовыми памятниками, которые ставились в 50-е годы и сейчас восстановлению не подлежат. Отдельная часть программы должна быть посвящена электронной паспортизации захоронений, считают депутаты. Существует обобщенный электронный банк данных «Мемориал», на котором представлены документы подольского архива министерства обороны. На сегодняшний день оцифровано меньше 10% документов Великой Отечественной войны. По некоторым данным, до сих пор неизвестно место захоронения 1,3 млн солдат Великой Отечественной войны. Без центрального военного архива невозможно сделать электронные паспорта. Фотографировать плиты на захоронениях не получится, иногда даже буквы разобрать невозможно. Кроме того, пояснил Лев Шлосберг, были 3 этапа воинских захоронений: в ходе самой войны, приведение в порядок воинских захоронений с 1944 года по конец 1940-х и продолжавшийся около 20 лет «процесс укрупнения военных могил». Есть случаи, когда солдаты по документам похоронены сразу в нескольких местах. «Работа предстоит адская, огромная по объему. Выполнить до конца ее невозможно. Единой системы учета в СССР не было. Учет велся воинскими частями и сельсоветами. Решение о паспортизации могил было принято в 1990 году, к ней приступили в 1991 году. В Псковской области только официально насчитывается больше 600 братских захоронений», - отметил Лев Шлосберг. О разработке ежегодных докладов о состоянии культуры в субъектах Российской Федерации Комитет подготовил проект решения Парламентской ассоциации Северо-Запада России о разработке ежегодных докладов о состоянии культуры в субъектах РФ. Предлагается распространить на региональный уровень ежегодный доклад о состоянии культуры в РФ. Согласно статье 40.1 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в стране разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации. Такой доклад за прошлый год представляется не позднее 1 сентября правительством Госдуме и Совету Федерации. «Это большой документ почти на 400 листов, который во многом отражает исполнение федеральной программы "Культура России на 2011 - 2018 годы". Возникла мысль усилить внимание к проблемам культуры регионов через изменение в региональный закон. Чтобы администрация Псковской области ежегодно вносила в Псковское областное Собрание доклад о состоянии культуры не позднее 1 сентября», - пояснил Лев Шлосберг. В Архангельской области такая норма уже появилась в законе, в 2014 году представлен первый доклад. Пока подготовлен только проект рекомендации от имени Парламентской ассоциации органам государственной власти субъектов внести такую норму в законы и ежегодно представлять доклад о состоянии культуры. «Это некое послание губернатора о положении дел в сфере культуры. Это не законодательная норма прямого действия. Она не позволяет принести что-то непосредственно в культуру. Но мы понимаем: если этот доклад будет обязательным, к нему нужно необходимо будет показать хоть какие-то достижения. Выжившую школу искусств, ситуацию с библиотеками», - пояснил Лев Шлосберг. Доработка закона об объектах культурного наследия В октябре 2014 года были внесены изменения в 73-й ФЗ «Об объектах культурного наследия». Согласно закону, сейчас существуют два вида памятников – выявленные и объекты, находящиеся в государственном реестре. Охраняется законом только объект, внесенный в реестр. Это здания, пережившие определённый период от 40 лет и выше. Например, к выявленным памятникам относятся два дома с уникальным декором и орнаментом на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Пушкина в Пскове. В новой редакции закона исключены требования и ограничения к хозяйственной деятельности на территориях выявленных объектов культурного наследия. Возникла законодательная пауза, правовая неопределённость в вопросах охраны выявленных объектов культурного наследия до их внесения в государственный реестр. По словам депутата, эта пауза стала «Клондайком» для недобросовестных застройщиков. Пока рассматриваются документы по постановке на учет выявленного памятника, строители расчищают себе площадку и фактически уничтожают объект охраны. Ответственности за разрушение выявленного объекта культурного наследия нет. Еще одна норма – при проведении аварийных работ по укреплению памятников правила строительных работ определяются Градостроительным кодексом, то есть общестроительными нормами. Подготовлен проект решения парламентской ассоциации, согласно которому на выявленный объект должен распространяться мораторий на любые виды строительных работ. Детский, молодежный и юношеский туризм Подготовлен проект обращения ПАСЗР к руководителям Совета Федерации Госдумы и правительства о необходимости поддержки детского, молодежного и юношеского туризма. В российском законодательстве нет понятия российского детского молодежного и юношеского туризма. Дети перестали ездить даже внутри Псковской области. Свозить школьников в Псков, Великие Луки и дворянские усадьбы очень сложно, по словам Льва Шлосберга. Деньги на подвоз идут через систему образования тратятся в основном на аттестацию. В проекте решения ПАСЗР предлагается пойти парламентским путем – провести «круглый стол» и парламентские слушания в Государственной Думе. Основы государственной культурной политики Постоянный комитет ПАСЗР по культурной политике и туризму обратился к руководителю администрации президента, руководителю рабочей группы по разработке основ государственной культурной политики Сергею Иванову. В России до сих пор действуют имеющие статус федерального закона Основы законодательства о культуре, принятые еще в 1992 году, до принятия действующей конституции. На протяжении последних 10 лет идет дискуссия по новому закону о культуре. Поскольку консенсуса между интересами нет, было принято решение разработать документ об основах политики и уже на его основе принимать федеральный закон «О культуре». «Логика абсолютно правильная», - уверен Лев Шлосберг. С одной стороны все хвалят сам факт появления основополагающего документа. С другой стороны, в отзывах отмечается, что ¾ документа составляет критика основы государственной культурной политики. Документ оказался очень абстрактным, философским и общим и нацеленным в прошлое. «Это не исторический учебник, он не должен быть обращен в прошлое. Мы подготовили 18 структурных замечаний. Одно из основных – документ должен защищать работников культуры и их социальный статус. Должны быть сформулированы основные направления государственной политики», - пояснил Лев Шлосберг. Проблемы исторических поселений Одна из проблем касается порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения. Речь идет о Пскове и других древних городах Псковской области. Изначально в России был утверждён список примерно из 500 поселений. В 2009 году министерство культуры и министерство регионального развития приняли решение о резком сокращении списка исторических поселений федерального значения до 41. Потом их перечень понемногу дополнялся. Критерии отнесения к этой категории довольно жёсткие. Одно из наиболее серьезных требований - сохранность исторического ландшафта и застройки должна быть свыше 70%. «Ни один город переживший оккупацию и бомбежки не может этого обеспечить», - пояснил Лев Шлосберг. Только через Псков война прошла дважды, во время оккупации и во время освобождения. Депутаты просили смягчить порядок этих критериев, чтобы дать возможность большему числу городов попасть в список федеральных исторических поселений. Заместитель министра культуры РФ Николай Малаков сообщил, что ведомство считает нецелесообразной корректировку показателей критериев оценки. Поэтому пострадавшие от войны и послевоенной застройки Псков и Новгород могут претендовать только на статус исторических поселений регионального значения. В Псковской области сотни памятников объектов федерального значения. Псков и еще 15 населенных пунктов региона еще недавно были поселениями федерального значения. Сейчас все они могут быть только историческими поселениями регионального значения. «Это не меняет объекта охраны, но есть понятие федерального памятника, охрану которого осуществляет непосредственно министерство, когда любой генплан и правила застройки утверждаются в министерстве культуры», - пояснил Лев Шлосберг. Эти вопросы остаются сферой ответственности исключительно властей Псковской области. Школы искусств Депутаты Северо-Запада написали отзыв на концепцию дополнительного образования детей в детских школах искусств, разработанную совместно министерствами культуры и образования. Этот документ сейчас проходит согласования в минобрнауки. Министерство культуры ответило на обращение постоянного комитета ПАСЗР: концепция будет доработана с учетом замечаний депутатов и руководителей школ. Кроме детских школ искусств, в Пскове есть музыкальные и художественные школы. Как это многообразие будет соотноситься, станет понятно в ближайшее время. «Совершенно четко видна воля министерства к развитию этих учреждений образования, - считает Лев Шлосберг. - В целом концепция стала шагом впереди. Школа искусств – слитое комплексное универсальное образовательное учреждение. В нем уже есть и танцы, и живопись, и музыка. К нему больше ничего не нужно присоединять». Выпускники таких школ получают диплом предпрофессиональной подготовки, с которым могут поступать в колледж искусств Римского-Корсакова, в консерватории в Петрозаводск и Петербург. Письмо приобретает новое звучание в связи с предпринимаемыми попытками спасения музыкальных школ. Среди всех школ искусств в них самое дорогое обучение в расчете на одного ученика – из-за высокой стоимости инструментов. Особенность таких учреждений - совместное финансирование. Регион покупает инструменты, обеспечивает образовательный процесс, а муниципалитет должен обеспечить хозяйственные расходы. Предложенные комитетом решения пройдут обсуждения на конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России. Денис Бахтин
Комментарии