Записки из псковского «Болливуда»
0Сразу скажу, что на торжественную часть я остаться не смог, поэтому буду рассказывать только о содержательной. Крайне интересно было посмотреть, что же представляет из себя «псковское кино». Всего публике демонстрировали 9 фильмов (в официальном пресс-релизе пишут, что было подано 11 заявок, то есть кто-то, надо полагать, до финала не добрался). Народу было довольно много, вплоть до того, что иным не хватило сидячих мест; в основном это были молодые и очень молодые лица.
Тема фестиваля звучала как «За нами не заржавеет…» – впрочем, не слишком понятно, зачем она вообще была нужна, поскольку, кажется, ни один из фильмов нельзя обвинить в строгом следовании теме. Условно представленные работы можно разделить на следующие категории: социальная реклама, детские фильмы и фильмы художественных жанров.
Социальная реклама
«Не забывай», творческое объединение «Wild Trash»
Несмотря на несколько устрашающее название команды, фильм получился простой и прямолинейный: мы видим некую штампованную историю любви (там даже есть кадр, где влюблённые убегают, взявшись за руки, на закат); а потом в кадре возникает могила матери, которой сын не уделял должного внимания, когда она была жива. Собственно, такой ролик не совсем подходит для фестиваля, что и было отмечено жюри; больших технических достоинств в нём тоже вроде бы нет.
«Будь в спорте», творческое объединение «Error»
Еще одна вариация на тему социальной рекламы, чуть менее внятная. Сюжет вкратце таков: детишки просятся поиграть в мяч со старшими ребятами, но получают отказ в грубой форме. Потом мы видим тех же персонажей повзрослевшими, они занимаются самыми разнообразными видами спорта, нам показывают спортивных молодых людей в разных городах, все они пускают бумажные самолетики и двигаются под бодрую музыку. Надо полагать, их объединяет активный образ жизни – и собственно этот образ жизни и есть та ценность, которую пропагандируют авторы фильма. Интересно, что эта лента снималась в довольно широкой географии – в кадре помимо Пскова и Петербурга мелькают Сочи, Казань, Новосибирск.
Детские фильмы
Тут надо оговориться, что имеются в виду не фильмы для детей, а фильмы снятые детьми (хотя, собственно, эти характеристики не взаимоисключающие).
«Аргентина»
В этом фильме есть всё – текст про Матрицу, блуждающие на окраинах Пскова орнитологи, вертолёт МЧС, и билет на самолёт с серебристым крылом. Вообще говоря, технически этот фильм кажется гораздо более слабым, чем остальные; в остальном – он абсолютно детский, и этим своим непосредственным взглядом на «взрослый» мир, наверное, и ценен.
«Ужас двадцать четвёртой», студия «Медиацентр»
Авторы фильма – действительно ученики школы №24. Задумав снять фильм ужасов о том, что происходит в школьных коридорах по ночам, они создали комедию – надо сказать, весьма забавную, это был самый смешной из представленных фильмов. В этой ленте даже некоторые технические или композиционные недочёты играют на руку – скажем, схожесть имён персонажей, вряд ли специально задуманная, производит неизгладимый комический эффект. Громкий смех и рукоплескания зала сопровождали этот, несомненно, удачный дебют.
Художественные фильмы
«Воздух», творческое объединение «Вестники», Печоры
Тут есть некая заявка на глубокомысленность. Фильм чёрно-белый, очень тихий, наполненный простыми движениями: человек приходит домой, колет дрова, приносит воды, топит печь, пьёт чай…. Потом ставит пластинку, и всё заполняет музыка. Вот только, кажется, задумка авторов не удалась – ничего не меняется, по крайней мере, из зрительного зала этого не чувствуешь.
«Слы(у)шать», творческое объединение «Северная станица»
Фактически, это заявка на триллер. Сюжет следующий: пациент главного героя, молодого психоаналитика (дать герою эту редкую в наших реалиях профессию – уже смелый ход), пересказывает свои сны, в которых убивают девушек. Привыкший просто слушать, но не слышать других, герой не обращает на его рассказы особенного внимания. Но параллельно в городе действительно происходят убийства.… Здесь, в лучших традициях кино-анонсов, мне надлежит многозначительно умолкнуть, чтобы не разрушать интригу; однако, придётся заметить, что даже при наличии столь многообещающей сюжетной линии фильм получился откровенно слабым, схематичным: увы, втиснуть триллер в короткометражку – задача не из простых.
«Свой путь», творческое объединение «124 Studio»
Здесь тоже в сюжете присутствует определенная доля мистики – главный герой своего рода медиум, эдакий эмпат, умеющий принимать из «эфира» чужие просьбы о помощи, пусть даже явно и не высказанные. Идея интересная, но вот реализация несколько хромает – отсутствует художественное единство, такое впечатление, что сцены, выбранные для иллюстрации способностей героя можно заменить на любые другие с равным успехом. В итоге получается фильм-репортаж, «живёт такой парень»; к чему всё это, похоже, авторы и сами не знают.
«Дом на Лысой горе», творческое объединение «Белый коч», Великие Луки
Это одна из двух наиболее профессиональных работ на фестивале. Жанр можно определить, наверное, как сюрреалистическую комедию. Смотрится совершенно, как говорится, на одном дыхании, есть ряд прекрасно выполненных сцен, а дворецкий просто выше всяких похвал, жаль, что не было номинации «Лучшая роль второго плана». Единственное, что плохо в этом фильме – концовка, она разочаровывающая, не хватает какого-то двойного дна, глубины, смысла – фильм буквально можно пересказать одной фразой. Если бы не это обстоятельство, думается, эта лента вполне могла бы взять первый приз.
«Бабка», творческое объединение «2/17»
Безусловный фаворит фестиваля – фильм «Бабка» – в техническом плане выполнен, наверное, наиболее профессионально. Сюжет не слишком замысловатый – женщина подвозит в деревенский дом своего знакомого, меркантильного молодого человека; тот забирает какие-то вещи и рассказывает о своей бабке, хозяйке дома; а героиня, рассматривая обстановку, проникается дыханием прошлого и начинает сопереживать неведомой бабке. Здесь в смысле образов, идей, сюжетных линий всё достаточно хорошо; разве что не хватает общего плана, некоего охватывающего сюжет пространства – не очень понятно, чем вызвана метаморфоза героини, по какой причине происходит столь резкая перемена в её характере.
Если на основе представленного материала попытаться говорить об общих тенденциях, то, во-первых, псковский кинематограф явно очарован мистико-фантастическими сюжетами; во-вторых, чувствуется определённый недостаток обратной связи: похоже, что люди, которые у нас занимаются кино, слишком много «варятся в собственном соку», у них почти нет пространства для контакта ни друг с другом, ни со зрителем, отсюда и многие проблемы описанных картин.
Комментарии