Когда в августе 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Пскове, то к горожанам он обращался на Октябрьской площади - от памятника княгине Ольге. И площадь была полная: люди заняли ее всю, стояли до самой площади Ленина (как всё-таки странно звучат наши «красные» топонимы в таком контексте).
Вряд ли горячее желание псковичей увидеть предстоятеля Русской православной церкви было связано только с тем, что тогда патриарх Кирилл впервые приехал в Псков в столь высоком сане (напомним, что патриархом он стал в начале 2009-го года). Хотя последний раз глава РПЦ посещал «дом святой Троицы» 18 лет назад – это был патриарх Алексий II, но верующие хотели бы видеть и слышать своего патриарха хоть каждый день. 3 сентября 2014 года (ФОТОРЕПОРТАЖ) Псков не то, чтобы не заметил визит патриарха. Скорее, город о нем почти ничего не знал: не только сообщения в СМИ, но и приветственные баннеры появились на улицах в самый канун приезда святейшего. А программа пребывания у него была весьма насыщенная: обращение к псковичам в Троицком соборе; совещание в Снетогорском монастыре по реставрации храмов, переданных Русской православной церкви; встреча с временно исполняющим обязанности губернатора Псковской области Андреем Турчаком; посещение Псково-Печерского монастыря; освящение заложенного при паломническом центре Псково-Печерской обители храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Также патриарх посетил Изборск, а о его встрече с Милой Филимоновой – 10-летней девочкой, которая под Рождество попросила у патриарха помочь ей обрести родителей (всё сбылось, а мама девочки, оказывается, родом из Печор) – псковские СМИ узнали, можно сказать, по факту: её изначально не афишировали. «Слуги сатаны всячески извиваются и кривляются…» И мы были уверены, что на площади у Свято-Троицкого кафедрального собора с утра будет не протолкнуться. Но людской поток был вполне умеренным, при том, что никаких жестких ограничений со стороны правоохранителей не наблюдалось: в Псковский кремль мог пройти любой желающий. Но всё же среда – рабочий день, и информации о визите, повторимся, было очень мало. Поэтому на соборной площади перед экраном для трансляции обращения патриарха собралось несколько десятков человек, зато в самом храме было действительно не протолкнуться. Многих это пугало, казалось, что вот-вот начнется давка, но собор принял всех, кто хотел в нем присутствовать. Люди ждали, на площади остались преимущественно семьи с детьми. И было весело смотреть, как один из отцов подкидывает своего малыша в воздух с каждым ударом колокола. Патриарх оказался точен: встреча в соборе началась вовремя, но с несколько неожиданного приветствия митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Псковский владыка был, безусловно, счастлив приветствовать в Пскове главу Русской православной церкви. Но, как человек бесхитростный, слова для этого подобрал самые тревожные. И, как бы сказал светский человек, не очень позитивные: «Мы глубоко взволнованы и переживаем из-за того, что некоторые люди закрыли свои глаза и не видят ваших самоотверженных подвижнических трудов, вашего подвига по устроению нашей Русской православной церкви и на благо всего православия. Они усиленно тужатся над тем, чтобы затмить светлый образ нашего патриарха. Средства массовой информации направляют в народ свою грязную клевету и сатанинскую ложь. Слуги сатаны всячески извиваются и кривляются, чтобы только посеять смущение в людях и оторвать их ум и сердце от дел божьих. Но пусть они знают, что солнечный свет не закроют никакие грязные брызги… Он светил, светит и будет светить, как и ваши добрые дела до скончания века, прославляя отца нашего небесного»… Святейший комментировать переживания владыки не стал, а сразу обратился к псковичам. «Главное – становиться добрыми» Возможно, кто-то тоже замечал такую особенность: при самом поверхностном (а иногда и просто наглядном) знакомстве со священником сразу отмечаешь для себя какое-то заметное его качество. Оно, возможно, не главное и точно не единственное, просто действительно первое, что замечаешь. Про одного сразу думаешь – суровый, про другого – добрый. Есть батюшки веселые, есть те, которые сразу производят впечатления сочувственных людей. Первое (но еще раз подчеркиваю – не единственное и не главное), что думаешь, когда видишь патриарха: умнейший человек. И всегда чуточку больше обращен к людям, чем к священноначалию: прихожане им любуются, «захожане» не чувствуют себя лишними. Напротив, именно последним дается явный сигнал: оставайтесь, нам есть, что сказать друг другу, церковь нужна вам. И, если опустить самые добрые приветственные слова патриарха (а он очень хорошо отозвался и о Пскове, который давно и хорошо знает, и о врио губернатора Псковской области Андрее Турчаке, похвалив его за пятилетние труды), то можно отметить слова, важные для нас всех. Например, о воспитании. На встречу с патриархом привели детей из православной гимназии. Подавляющему большинству псковичей опять же ничего о ней неизвестно: последним (и первым) православным учреждением среднего образования, известным в Пскове, была школа регентов, созданная покойным отцом Павлом Адельгеймом. Последние несколько лет она переживала не лучшие времена (постоянные трудности были даже с помещением), но вот теперь, говорят, переехала в построенную иконописную школу при Мирожском монастыре. То есть теперь там православная гимназия: патриарх с видимым удовольствием так и обращался к детям – «православные гимназисты». «Я очень рад здесь видеть православных гимназистов. Помогай вам бог, мои дорогие дети, возрастать от силы к силе, становиться умными, образованными, сильными – и физическими, и духовно. Но самое главное – становиться добрыми. Я говорю это всем детям, всем школьникам, с которыми я встречаюсь. Потому что доброта в сердце – это величайшее сокровище. А, говоря на языке понятном, это огромный капитал, который постоянно работает на самого человека. Казалось бы, доброта – это то, что мы отдаем от себя. Добрый человек от себя отдает: время, деньги, заботу, любовь, внимание. А на самом деле – это то, чем мы себя обогащаем. Потому что чем больше человек от себя отдает, тем он больше получает, в первую очередь, от бога, который рядом с таким человеком, но и об благодарных людей. Поэтому сформировать эту сердечную доброту очень важно с самых ранних детских лет. Когда вы общаетесь друг с другом, старайтесь не огорчать, не обижать, а помогать всякий раз, когда вы чувствуете, что кто-то в вашей помощи нуждается», - говорил святейший. И в этой части обращения произнес то, о чем уже давно говорит родительское сообщество. И от чего настойчиво отказывается государство со своими «образовательными услугами»: школа должна быть местом воспитания, а не только передачи знаний. Причем, говоря это, патриарх подчеркнуто обратился к митрополиту Евсевию: «Я хотел бы также, ваше высокопреосвященство, сказать, что во всей этой работе по воспитанию детей, молодежи очень большую роль призвана играть Русская православная церковь, которая является носительницей национального самосознания, которая обладает исторической мудростью, которая способна передать детям то, что, возможно, к сожалению, не всегда может передать светская школа. А взаимодействие со светской школой и призвано качественно изменить образование, в первую очередь, поддержав воспитательное измерение в педагогической системе. Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, и не быть только местом передачи им знаний». «Чтобы никто не ушел не утешенным» И дальше он заговорил о самой главной проблеме, которая стоит сегодня между церковью и обществом: «Помимо воспитания очень важно, чтобы сегодня церковь была способна быть в постоянном диалоге с современными людьми, а диалог предполагает обмен. Церковь имеет что сказать современному человеку, но для того, чтобы ее слово было убедительным, надо чтобы церковь была способна слышать человека: его скорби, его воздыхания, его чаяния, его надежды. Церковь не должна замыкаться только в самой себе. Если она замыкается, она превращается в гетто, внутри которого люди себя хорошо чувствуют, потому что рядом те, кто разделяет их убеждения. Но гетто не способно оплодотворить всю почву, которая вокруг нас. Именно поэтому церковь призвана слушать, слышать людей. И строить свои пастырские программы, исходя из реальных потребностей человека. И то, о чем я говорю, это не только дело архипастыря, это дело каждого священника, каждого прихода. Приходы у нас должны быть местами, куда люди устремлялись бы не только для того, чтобы помолиться (хотя в первую очередь для того, чтобы помолиться), но где бы они обретали душевный покой, где бы их понимали, поддерживали. Каждый приход должен стать общиной верующих людей, связанных и убеждениями, и взглядами на жизнь, и одновременно общими добрыми делами. Я очень надеюсь, что именно так у нас будет развиваться церковная жизнь. Я много посещаю епархии, монастыри, приходы – это важная часть моего патриаршего служения. И я вижу, какие огромные перемены сегодня происходят в жизни церкви, и радуюсь этому. Дай бог, чтобы и на Псковской земле всё осуществлялось таким же образом». Всё вышесказанное выглядело пожеланием (а последние слова им и были). И заставляло задуматься – когда последний раз приходилось нам размышлять о жизни приходов и общин в Русской православной церкви? И опять вспоминался отец Павел с его пониманием общины и тем, что хотелось называть «деятельным православием»: объединением общины добрыми делами, среди которых были и работа с детьми из психиатрической больницы в Богданово, и создание той же школы регентов. Много чего было… Патриарх в память о своем пребывании в Свято-Троицком соборе передал владыке образ Христа-Вседержителя. «Там, где бог – там правда, там, где бог - там победа. И. если возникают какие-то временные победы зла, то мы должны понимать, что зло не способно торжествовать. Оно всегда будет побеждено силой божьей», - напоминал святейший, вручая дар. Митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию он также вручил юбилейную панагию (небольшой образок Божьей матери, его носят на груди архиереи), которая сделана специально к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Гимназистам он подарил образ Царицы небесной: «Молясь перед этим образом, вспоминайте и патриарха, и о нем возносите свои детские молитвы, молитесь также о своих папах, мамах, своей семье». В библиотеку гимназии также передали книги. А еще детям подарили картину с изображением спасителя, окруженного овцами. «Это образ пастыря. Спаситель – наш пастырь, пастух», - пояснил детям святейший. А для всех, кто был в храме, велел передать маленькие изображения преподобного Сергия с патриаршем благословением. «И попрошу духовенство храма сразу раздать людям. Чтобы никто не ушел не утешенным, а каждый в руки получил патриаршее благословение. Не надо ждать воскресного дня, а прямо сейчас. Потому что иногда бывает так: патриарх за дверь, а иконочки не раздают, это меня очень огорчает», - предупредил патриарх. Помогай бог Программа у него была большая, как мы уже отмечали. И одним из пунктов было освящение основания нового храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при паломническом центре Псково-Печерской обители. Центр - это бывшая военная часть, с уходом военных территория пришла в запустение. И в 2012 году ее передали монастырю. Сейчас здесь царит прямо армейский порядок – в смысле чистоты и ухоженности. Впрочем, это не единственная напрашивающаяся аналогия между службой и служением. Среди прихожан строящегося храма явно немало бывших военных, и слушать (если честно, то подслушивать) их разговоры в ожидании патриарха было очень интересно. А говорили они не только о нынешнем обилии грибов, но и об Украине. И говорили так, что либо телевизор не смотрят, либо он на них не действует… Но это так, в скобках. Нельзя не отметить, что приезд патриарха действительно имеет утешающий эффект, особенно, когда видишь его близко и слышишь: «Помогай бог». В его присутствии веселели прихожане и священники. И уже после того как фундамент будущего храма освятили (а в фундамент вложили капсулу с закладной грамотой, на которой свои подписи поставили патриарх Кирилл, наш митрополит Евсевий и Андрей Турчак), после того как патриарх уехал в Изборск, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон удовлетворенно констатировал: «По-моему, всё прошло хорошо». Он, кстати, удостоился вручения наперсного креста, изготовленного к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Журналистам архимандрит Тихон рассказывал, что храм планируют построить в 2015 году, будет он двухэтажный, с тремя престолами. А вообще на территории центра есть уже три часовни и один домашний храм в честь всех святых. Так что с паломническим центром сейчас всё слава богу: два корпуса есть, строят третий. Для паломников есть и жилье, и питание. Конференц-зал есть на 270 мест, там уже проходили чтения, посвященные памяти архимандрита Алипия, будут проходить и Корнильевские чтения. А футбольное поле, удивившее журналистов (батюшки, что ли, играют или паломники?) тоже очень важная часть работы паломнического центра: ведь при нем (при центре) действуют два военно-патриотических клуба «Рубеж» и «Патриот». Так что в футбол преимущественно дети играют. И те, кто хочет. Подумалось, что Псково-Печерской обители понятно то, о чем говорил патриарх (о диалоге с обществом, об умении слушать людей и понимать их потребности). И отец наместник не зря доволен и тем, как встретил патриарха, и тем, что с центром всё так хорошо складывается. Монастырь – явно не гетто. Елена Ширяева
Комментарии