добавить новость
воскресенье, 17 ноября 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости Областные новости

Юрий Демьяненко: Необязательно иметь высшее образование, если у тебя золотые руки

0
11 августа гостем программы «Понедельник» радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко. О завершении кампании по поступлению в вуз и планах по развитию университета в новом учебном году с ним побеседовал ведущий эфира Сергей Ермолаев. Сергей Ермолаев: Юрий Анатольевич, вы фактически возглавляете Псковский государственный университет уже третий год. Официально он был создан в октябре 2011 года. Для вас эта тема создания не была новой. Если говорить в целом в сфере высшего образования в России, какие вы можете отметить основные тенденции? Юрий Демьяненко: Я бы так сказал. Тенденции развития образования и в России, и в мире, и наверное у нас, на Псковщине, они где-то совпадают. Безусловно, на образовании отражается вся палитра красок, изменение мирового общества. Ни для кого не секрет, что мир перешел из эры индустриализации в эру знаний. Эра индустриализации предполагала наличие большого количества фабрик, заводов, пароходов, паровозов. Этим было сильно государство. Чем больше у него было фабрик, тем больше продукции выпускало, тем сильнее было государство. Сегодня мощь государства определяется теми знаниями, теми технологиями, которые создают материальные блага. Это нельзя сбрасывать со счетов, это та основа, которая дает возможность говорить о тех направлениях, которые сегодня заметны в реформировании высшего образования. Я бы выделил три тенденции, которые сегодня присутствуют и которые влияют на высшее образование, как в России, так и в мире. Первое – глобализация знаний. Она, прежде всего, присутствует, потому что сегодня высокими темпами распространяется и развивается мобильность знаний, мобильность студентов, преподавателей. Сегодня те научные открытия, которые происходят в Северной в Южной Америке и далеки от нас, буквально за считанные минуты становятся достоянием всего мира. Поэтому эта тенденция очень сильна. Второе - конвергенция. На заре 20 века наш великий русский ученый Вернадский сказал, что будущее мира зависит от образования. Образования и просвещения не по отраслям наук, а по проблемам. Сегодня наступило то самое время, которое требует сближения наук. Конвергенция оказывает серьезное влияния на систему высшего образования. Третье - синтез. Синтез, нано-, био-, информационных, гуманитарных технологий, без которых в принципе современное производство, современная жизнь просто немыслимы. На мой взгляд, вот эти три направления, которые определяют развитие высшего образования как в мировом сообществе, так и в России. Главное требование к образованию – развитие междисциплинарности. Без этого сегодня нельзя. Ну и компетентность. Ради этого и создан Псковский государственный университет. Сергей Ермолаев: Я слышу много мнений, высказываний, позиций людей, которые выросли на советской системе образования, о том, что сегодня и система школьного образования, и система высшего образования далека от некого идеала. Они говорят о том, что мы потеряли свой потенциал, который был создан в советские времена, что неправильно, не туда движемся. Насколько эти оценки, на ваш взгляд, совпадают с реальностью? Юрий Демьяненко: Вы абсолютно правы. Иногда задают вопрос: зачем сегодня реформировать высшее образование, почему так много внимания этому уделяется? Первое: оказалось так, что в последние 15-20 лет не один из вузов России не попадает в рейтинги мировых университетов. Можно по-разному относиться к методике составления рейтингов , но факт остается фактом. Это первая причина реформирования, но не главная. На сегодня проблема — качество образования. Президент Российской академии наук Фортов сказал, что сегодня за человеческую жизнь (60 лет) объем знаний в мире удваивается. Можно ли в связи с этим говорить о том, что набор знаний, количество знаний, которые должны получить студенты - это первостепенно. Фортов говорит о том, что сегодня не знания должны получать студенты, а фундаментальные законы, которые позволят им из всего объема информации вычленить необходимые знания, умения и навыки. Ну и, наверное, еще одна проблема, которая привела к необходимости реформирования высшего образования – соответствие предложения и спросу на рынке профессиональных образовательных услуг. Сергей Ермолаев: Есть еще одно мнение. Я его озвучу. Многие сейчас говорят о том, что наше высшее образование все еще готовит теоретиков. О том, что выпускникам вузов, в том числе Псковского университета, не хватает навыков практических, навыков применения своих знаний. Как вы оцениваете эту тенденцию? К тому, что выпускаются студенты из университетов, не только Псковского, но и МГУ в том числе, приходят в реальный сектор и не могут применить свои знания на практике. Юрий Демьяненко: Министерство образования будет поддерживать те университеты, которые плотно работают сетевым образом вместе с предприятиями, на которых потом могут работать выпускники вузов. Конечно, это имеет место, но сегодня очень важно, чтобы в любом вузе набор программ соответствовал запросам того региона, где он находится. Я не говорю о таких вузах, как МГУ, СПбГУ, потому что они работают на всю Россию. Но такие вузы, как Псковский государственный университет, прежде всего должны обеспечить кадрами свой регион. Как это сделать? У нас сегодня уже накапливается подобный опыт. Почти за три года нам удалось ввести в действие 45 программ, в следующем году будет еще больше. Эти программы мы прорабатываем вместе с работодателями, определяем те самые компетенции, которыми должны обладать студенты, хотя приоритет отдается прежде всего стандартам. Мы вошли в число 44-х университетов, в которых идет пилотный проект по развитию прикладного бакалавриата. Это те программы, где до 40% времени студент проводит на предприятии. Это направление сделает возможным изменение той ситуации, о которой вы говорили. Сегодня определено ровно 95 вузов, которые считаются ведущими в России: два национальных вуза, МГУ, СПбГУ, девять федеральных вузов, которые располагаются в округах, 29 - национально-исследовательских и 55 вузов, которые выиграли программы стратегического развития и признаны динамично развивающимися. Мы вошли в их число. Сергей Ермолаев: В октябре будет три года, как функционирует Псковский государственный университет. В принципе, срок не очень большой для высшего учебного заведения, но некоторые итоги можно подвести. Что удалось конкретно сделать за эти три года, в том числе и вам? Как вы оцениваете то, что в итоге получилось? Понятно, что есть стены, есть люди, а есть в Пскове университет в полном понимании этого слова? Юрий Демьяненко: Вы знаете, коллектив прошел очень большой, серьезный путь. Самое главное, что удалось в псковском университете коллективу – создать благоприятный климат для работы, создать понимание, что такое классический университет в Псковской области, в городе Пскове. В течение первого года университет претерпел самые серьезные изменения. На сегодня созданы шестнадцать факультетов. Сразу могу сказать, что восемь факультетов претерпели изменения и создано три новых факультета, десять новых кафедр. Создан Институт непрерывного образования. Сегодня он обладает 120 программами дополнительного образования. И, конечно, наш филиал в Великих Луках. Эта та структура, которую мы смогли создать в течение двух лет. Она будет и дальше совершенствоваться, но уже сегодня есть фундамент, на котором мы строим по кирпичикам здание университета. Самое главное в университете - его образовательные программы. Это то ядро, на которое нанизывается вся деятельность университета. То, что нам удалось за два года ввести более сорока новых программ - великая заслуга всего коллектива. Мы можем предложить нашим абитуриентам более ста программ, из них двадцать одна программа запускается только в этом году. Порядка двадцати семи программ мы ввели в прошлом году, пятнадцать надеемся ввести в следующем году. Этот процесс не бесконечен и через год-два новые программы в таком количестве мы уже вводить не будем. Но процесс обновления содержания образования не прекратиться никогда. Сергей Ермолаев: Понятно, мы сейчас просто перестраиваемся. Юрий Демьяненко: Да, конечно. Все эти программы вводились по просьбе и желанию работодателя. У нас в университете есть Наблюдательный совет, который возглавляет губернатор Андрей Анатольевич Турчак. На нем определяется, какие программы, какие направления в университете мы будем осваивать на следующий год. Ученый совет утверждает эти решения, и мы эти программы разрабатываем. Это довольно дорогое дело разработать программу, обеспечить условия, лаборатории, закупить оборудование и т.д., но программы медицинского направления, программы рыборазведения и экономической безопасности, безопасности жизнедеятельности, дизайн, народные промыслы и другие – это то, что сегодня востребовано. Сергей Ермолаев: Хотелось бы затронуть один из болезненных моментов. При создании ПсковГУ произошла интеграция псковского политеха и псковского пединститута. Можно говорить о том, что сейчас эта интеграция завершена или все равно это легкое разделение еще присутствует и в моральном плане, и в интеграционном? Юрий Демьяненко: Надо отдать должное, что два коллектива – коллектив педагогического университета и коллектив политехнического института оказались морально здоровыми. Проблем в процессе объединения не могло не быть, но коллективы с ними справились. На сегодняшний день я могу заявить, что коллектив Псковского государственного университета уверенно движется по выбранному пути, руководит этим коллективом ученый совет. Он определяет все направления научной, учебной, внеучебной деятельности. Сегодня нет предпосылок к тому, чтобы два коллектива, слившись в единый, имели какие-то трения. Сергей Ермолаев: Псковский государственный университет рассчитывает и претендует на полноценное звание классического университета. В своем понятии классический университет в средневековье и в новое время подразумевал наличие нескольких базовых факультетов, неких канонов. Сейчас при псковском университете есть юридический факультет, развиваются курсы медицинского дела. В классический набор входят также философский факультет и факультет теологический. Как раз по поводу теологического ходили разговоры, но я так понимаю, что все пока закончилось созданием кафедры. Юрий Демьяненко: Создан факультет медицинского образования. Система медицинского образования строиться сетевым образом. Сегодня вы взаимодействуем с тремя вузами Санкт-Петербурга, Москвы и Тарту. В этом году к ним прибавляются Новгородский и Калининградский вузы. Теологический факультет пока создавать рано. Мы развернули теологическую кафедру на факультете психологии. Сегодня она успешно функционирует, в прошлом году там проучилось более 30 человек, они перешли на второй курс. Сегодня набор на теологическую кафедру идет на бюджетной и внебюджетной основе. В будущем, наверное, можно будет выделить теологическое направление в отдельный факультет. Наверное, это может состояться. Юридический факультет составляет основу любого классического университета. Факультета философии у нас пока нет, есть кафедра. По некоторым образовательным направлениям сегодня нас это удовлетворяет. Что будет в будущем, время покажет. Надо пожить. Надо поставить на ноги то, что мы начали делать. То, что мы делаем сегодня, достаточно много. Наверное, кафедра политологии нужна - это более актуально, чем философский факультет. Эта задачи второго порядка, но они будут решаться со временем. Сергей Ермолаев: Возвращаясь к кафедре теологии. В свое время присутствовало недопонимание формата ее работы. Сейчас оно устранено? Кто там преподает: богословы-теологи или действующие священники? Юрий Демьяненко: И те, и другие. Кафедра теологии работает в светском вузе и есть такая светская дисциплина - теология. Она значится в перечне образовательных дисциплин. Мы открыли эту кафедру и прошли лицензирование. Теология включает в себя не только изучение православной религии, но и искусство, культуру, древнегреческий и латинский языки и т.д. Я уже сказал, что за два года мы не открыли ни одного направления, ни одной программы без потребности работодателя. Кафедра теологии тоже была, будем говорить, заказана нашей епархией. Псковская область - все-таки православный регион, довольно много приходов, которые требуют специалистов и даже те старосты, которые работают в церквях, должны... Сергей Ермолаев: Обладать знаниями не только на уровне теологии, но и иметь представление о культурных ценностях, умение их сохранять. Юрий Демьяненко: Безусловно. У нас есть духовное училище, выпускники которого уезжают в академию или работают в приходах. Сегодня у них есть возможность получить высшее образование здесь, в Псковской области. Сергей Ермолаев: Сегодня медицинский факультет готовит специалистов по работе с новейшим медицинским оборудованием, что более или менее востребовано в нашем регионе. Я так понимаю, что перспектив организации полноценного обучения узких специалистов нет и нет в этом необходимости. Юрий Демьяненко: Есть необходимость и, кстати, министр здравоохранения, госпожа Скворцова, поставила вопрос перед классическими университетами России создавать медицинские направления. В конце концов, это будет полноценный факультет, тенденции к этому есть. Вы сказали, что факультет кибернетики готовит специалистов для работы на медицинской аппаратуре, но не только. Готовят полноценных врачей-практиков, и управленцев медицины. Спектр довольно широкий, мы уже в этом году помимо медицинской кибернетики принимаем на клиническую психологию, со следующего года будет биохимия. Более того, мы заключили договора с двумя университетами имени Канта в Калининграде и с Новгородским, сделали набор на лечебное дело. Это первая ласточка, ради чего и создается медицинский факультет. Понятно, что нужны врачи-кибернетики, диагносты, нужны те, кто будет работать и в медицинской биологии и так далее. Но прежде всего в Псковской области не хватает лечебников, врачей общей практики. Поступающие к нам на «Лечебное дело» будут «приписаны» к тем университетам, где есть пролицензированные программы. Ряд предметов они будут изучать у нас, а также проходить все практики в наших лечебных учреждениях. Процентов тридцать времени они будут обучаться в Псковском государственном университете и, я надеюсь, что к их выпуску мы уже получим лицензию на программу «Лечебное дело». В дипломе у этих ребят будут записаны два университета - Новгородский и Псковский или Калининградский и Псковский. Радиослушатель: Юрий Анатольевич, Министерство образования заявляло о том, что значительная часть университетов лишится права вести программы магистратуры и аспирантуры и будет вести только программы бакалавриата. Что вы намерены предпринять, если ПсковГУ окажется в числе таких вузов? Юрий Демьяненко:Я вас могу успокоить, такого не будет. В этом году бюджетных мест у нас выделено по магистратуре гораздо больше, чем в прошлом году, в три раза. На сегодня те предметы, те учебные программы, на которые выделены бюджетные места министерством образования Псковскому государственному университету - это и журналистика, и психология, и филология, и юриспруденция, и лингвистика, и история. Мы не боимся, потому что входим в число 95-ти ведущих вузов России, так что у нас такой проблемы сегодня не стоит. Тем более что мониторинг, который осуществляется каждый год, за 2013 год показал значительный рост по всем направлениям, которые дают право университетам претендовать на программы магистратуры. Радиослушатель: Юрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, как вы смотрите на то, что выпускники вуза не идут работать по положенной им специальности? Что нужно делать в этом направлении? Юрий Демьяненко:Это проблема не только вузов, это проблема общая, ею должны заниматься и вузы, и администрации области, городов, районов и, конечно же, сами работодатели. Еще лет пять-шесть назад 25-27% выпускников педагогического университета шли в школу, сегодня это 40%. Это происходит не только потому, что педагогические направления являются приоритетными в ПсковГУ и мы им уделяем особое внимание, но и потому, что власть заботится о том, чтобы в школе работают молодые специалисты. Не секрет, что Андрей Анатольевич Турчак инициировал, а депутаты приняли, закон, по которому в течение трех лет молодым специалистам-учителям выплачиваются большие подъемные. Это одно из направлений. Также, к примеру, и медицина. За учебу десяти человек на медфакультете сегодня платит областная администрация. С ними заключен договор, а значит уже есть шанс, что они после вуза пойдут работать по специальности. Но проблема ещё пошире, я бы сказал. Тот спектр образовательных дисциплин, который существует в области, сегодня ни в коей мере не удовлетворяет потребности работодателя. Смотрите, что получилось. В 1991 году в области работало порядка 525 школ. Сегодня — 217 школ. В регионе функционировало 44 профессионально-технических училища, сегодня - 22. В то же время в области работало пять вузов - педагогический, сельскохозяйственный и три филиала (политех, Лесгафта и железнодорожного транспорта). В 2007 году количество вузов в области возросло до 27, на сегодняшний день в регионе 22 вуза. И что, все эти вузы работают под заказ по тем направлениям или специальностям, которые так необходимы экономике и социальной сфере не только нашему региону, но и стране? Сергей Ермолаев: Я лично считаю, что высшее учебное заведение дает высшее образование. Как человек этим распорядится, это его личное дело. Юрий Демьяненко: Совершенно верно. Но если ты получаешь высшее образование, то ты еще и гражданин своей страны. Если, тем более, ты получаешь высшее образование за счет государственных средств. У меня тоже тут есть некоторые цифры. Например, по гуманитарному направлению по сравнению с одиннадцатым годом у нас в четыре раза увеличилось число бюджетных мест, было 22, стало 89. Технические направления: было 249, сегодня — 293. Педагогические направления: было 115, стало 288 и т. д. Квота Министерства иностранных дел увеличилась. В прошлом году мы приняли 145 иностранных студентов, сегодня уже 307 заявлений. Все это государственные средства. Если ты учишься за государственные деньги, то, наверное, государство вправе если не потребовать, то хотя бы предложить тебе возможную работу по специальности и рассчитывать на отдачу, на тебя, как на высококлассного специалиста, а не продавца на рынке с дипломом учителя. Радиослушатель: У меня есть два вопроса к Юрию Анатольевичу. Вопрос первый: могут ли люди из малообеспеченных семей получить бесплатное высшее образование на юридическом факультете ПсковГУ? И второй вопрос: в прошлом году я читал на сайте Псковской Ленты Новостей о планах администрации вуза устроить парковку для студентов и преподавателей. Удалось реализовать планы? Юрий Демьяненко:К сожалению, на юридический факультет не выделено сегодня ни одного бюджетного места. Но если предприятие нуждается в юристе, то оно может оплатить учебу этого специалиста на юридическом факультете ПсковГУ. Кроме того, мы приняли решение, если сумма баллов аттестата по трем предметам превышает 240, то университет берет на себя частично или полностью оплату за обучение. По поводу парковки. Мы обустроили ее, как я и обещал, в нашем политехническом блоке. Там даже две парковки: одна гравийная, вторая асфальтовая. Парковка для главного здания сделана внутри двора. Сергей Ермолаев: По оценкам различных экспертов, благодаря единому госэкзамену возросло количество псковичей, которые желают попробовать свои силы, поступая в столицы. На ваш взгляд, эта динамика как-то отразилось на ПсковГУ? Юрий Демьяненко:Отразилась, сразу скажу. Я перед собой имею цифры 2013 и 2014 года. В прошлом году конкурс составил 2,1 человека на место, в этом году уже 2,5. Показатель растет. Почему? Мы предлагаем больший спектр образовательных программ. Сегодня ребята поступают на медицинский факультет, на ихтиологические, теологические программы и т. д. Они не уезжают. Таким образом мы решаем и вторую задачу — демографическую. Из Псковской области в прошлом году было подано на 1 августа 903 заявления в ПсковГУ, в этом году — 1620. Из Пскова в 2013 году — 440, в 2014 — 711. Стыдно сказать, но в 2012 году в ПсковГУ на программы высшего образования из Великих Лук поступили всего три человека. Сегодня подано 180 заявлений. Сергей Ермолаев: Каков интерес к нашему университету у абитуриентов из других регионов. Как мы, скажем, смотримся на общем фоне с тем же Новгородским университетом? Юрий Демьяненко: СНовгородским университетом мы пока еще не можем сравниваться. Все-таки этот вуз имеет стаж работы более двадцати лет. Он более известен, там отработаны программы, есть свои школы. Тем не менее, в прошлом году мы приняли 46 человек из других регионов России, в этом году уже сейчас подано 116 заявлений. Ребята приехали где-то из 46 регионов страны. Радиослушатель, руководитель псковского общественного отделения общественной организации «Псков- город без наркотиков» Константин Вилков: Скажите, пожалуйста, почему в последнее время наблюдается тенденция появления иностранных студентов в нашем университете. Иностранных студентов преимущественно из южных республик. Я понимаю, что от этого зависит рейтинг университета, но вы не думаете, что это может привести к каким-то межэтническим, межнациональным конфликтам, которые могут вылиться во все, что угодно, на территории нашего древнего, русского, православного города. Юрий Демьяненко: Очень хороший вопрос. Как раз-таки вы его очень хорошо закончили - русский, древний, православный город. Мне кажется, что он настолько силен своими традициями, что никакие иностранцы (я в очень положительном ключе это говорю) не могут повлиять на историю, тенденцию развития города и на межэтнические отношения в нем. На территории города существуют и армянская, и азербайджанская, и чеченская диаспоры, но что-то межэтнических стычек я не видел. Почему все больше ребят поступает к нам из этих стран? Если человек из этих бывших советских республик, ныне стран СНГ, желает поступить в любой университет России, то ему достаточно подать заявление. Он имеет право поступления на общих основаниях. Если он по проходным баллам соответствует тому, чтобы учится в университете, мы его просто не имеем право не взять. Ну а то, что у нас пока не стоит очередь абитуриентов из Франции, Германии или из США, понятно почему. Сергей Ермолаев: В общем, такого вопроса как бы и нет. Ну а в целом уровень абитуриентов снизился, повысился опять-таки относительно ЕГЭ? Юрий Демьяненко:Та методика приема в вуз, которая существует сегодня, не дает объективной оценки знаний учащихся. Когда выпускники школ сдавали вступительный экзамен, наверное, это было все-таки более объективно. Мы выполняем законы Российской Федерации. Улучшился или ухудшился? Если в прошлом году у нас средний бал был 62,2 после приема всех студентов (кстати, у МГУ нижний порог — 62 балла), то сегодня по итогам первых двух волн этот показатель составляет 62,1 балла. Это немного меньше, чем в прошлом году, но говорить об уровне образованности ребят, пришедших из школы, я бы не хотел. Только после первого года обучения мы можем судить о том, какая школа дает лучшее образование, потому что от него зависит и качество учебы в нашем вузе. Сергей Ермолаев: Возвращаясь к качеству образования, перспективам. На прошлой неделе в рамках заседания общественного штаба поддержки Андрея Анатольевича Турчака, в котором вы модерируете секцию «Вера», была озвучена идея создания некой программы профориентации молодежи. Какие цели в этой программе должны стоять в первую очередь? Юрий Демьяненко:На мой взгляд, это правильное предложение. В Народную программу нужно включить пункт создания такой областной целевой программы. Дело в том, что сегодня наши выпускники школ отчасти брошены на произвол судьбы. Они черпают знания по профориентации из интернета, из телевидения. Почему сегодня все идут на юристов, экономистов, финансистов? Да потому что как ни включи фильм, сериал - везде показывают, как хорошо живут люди такой специальности. Вот и вся профориентация. А она должна быть другой, такой приблизительно, как это было в советское время, когда в каждой школе каждый ученик имел доступ к базе данных, какие профессии важны сегодня, какая зарплата, по какой специальности, для нашей области в том числе. Эта программа позволит пусть небольшие деньги, но выделить, для того, чтобы в каждой школе был человек, ответственный за эту работу. Чтобы школьники имели возможность раз в год приехать на какое-то предприятие, посмотреть, как оно работает. У нас сегодня работают современные предприятия — это и завод электросварочного оборудования – «Псковэлектросвар», и кабельный завод и другие. Там современнейшее оборудование, современнейшие цеха. Но кто из псковских школьников был на этих заводах? Я сомневаюсь, что они там были. Конечно, для этого нужен автобус, нужны деньги, чтобы свозить их. Вот для чего и нужна программа. Сергей Ермолаев: Вот интересный момент: весной этого года в рамках своей общей работы, я встречался с выпускниками псковских школ. После аналогичную встречу я проводил уже в Псковском государственном университете - это был тоже выпускной курс. На мой вопрос тем и другим, «чем вы будете заниматься, имеете ли вы представление, чем вы будете заниматься после окончания школы или вуза», и там, и там только четверть подняли руки. То есть каждый четвертый человек имел представление, чем он будет заниматься. А это был апрель. У школьников в мае выпускные, а у студентов-пятикурсников - в июле. Юрий Демьяненко: Вы подтверждаете мои слова. Спасибо, что вы принимали участие в этих встречах. Мы уже второй год объезжаем все школы области. Вот это профориентация, которую проводит Псковский государственный университет. Он берет на себя часть работы, которая должна проходить в школах. Вот для чего еще нужна эта программа. Сергей Ермолаев: Ясно. Какие еще интересные вопросы были подняты на вашей секции в рамках поддержки молодежи и развития молодежной политики? Юрий Демьяненко: Ребята-студенты присутствовали на этой секции и предложили создать центр студенческих инициатив. Под него мы отдадим здание у главного корпуса около столовой. Там будет своя галерея, свои дискуссионные залы, кафе и так далее. Также наша секция ставит вопрос о создании студенческого парка, где они могли бы иметь свою эстраду, спортивные снаряды, кататься там на досках, велосипедах, греться на солнышке, играть на гитаре, петь и т. д. Такой парк должен существовать и для него есть место — опять же, у главного корпуса, где сейчас с колес продают какие-то товары. Если нам немножко поможет инвестор в создании этого парка с землей и посадочным материалом, все остальное студенты возьмут на себя. Сергей Ермолаев: Я задам вопрос с сайта Псковской Ленты Новостей. Считает ли наш гость, что получение высшего образование обязательно для каждого? Юрий Демьяненко: Нет. Я так не считаю и даже уверен, что это не так. Профориентация должна быть направлена на то, чтобы выпускники не только девятых классов, но и одиннадцатых классов шли в средние профессиональные учебные заведения. Необязательно иметь высшее образование, если у тебя, золотые руки и если ты можешь хорошо работать по специальности, не требующей высшего образования. Ты можешь работать на стройке и получать за это достойную заработную плату. На рынке стоят, продают товары люди с высшим образованием, это разве дело? Сергей Ермолаев: Юрий Анатольевич, спасибо. Наш эфир подошел к концу. До свидания уважаемые радиослушатели. Юрий Демьяненко: Спасибо. До свидания.
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх