28 апреля гостями программы «Понедельник» радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 ФМ) стали первый проректор Псковского государственного университета Владимир Андреев и директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества - проректор по внешним связям Марина Махотаева.
О приемной кампания-2014 и новых направлениях подготовки с представителями вуза побеседовала Лариса Захарова. Лариса Захарова: Сегодня мы поговорим о жизни самого большого, центрального вуза Псковской области в прямом и переносном смысле. В центре города находится основное здание университета, да и количество студентов, слушателей, аспирантов тоже внушительное, почти 12 тысяч, в том числе почти 400 иностранных студентов из 19-ти стран мира. И преподавателей более 1600. Конечно же, ПсковГУ – центральный образовательный, культурный, научный центр нашего региона. Он осуществляет подготовку специалистов как высшего, так и среднего профессионального образования, также специалистов высшей квалификации и послевузовского образования. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии университета, о новых направлениях подготовки и о приближающейся приемной кампании. Владимир Николаевич, в своем отчетном докладе перед попечительским советом ректор университета Юрий Анатольевич Демьяненко назвал 3 основных этапа развития вуза до 2020 года. Это этап объединения, как мы уже знаем, он прошел. Далее, этап становления. И следующий – это этап устойчивого инновационного развития. Сейчас идет этап становления, это 2013-2014 год. Как развивается университет на этом этапе, что сделано вузом за прошедший год? Владимир Андреев: Устойчивое развитие вуза подтверждают цифры. Увеличивается количество студентов, увеличивается число программ, по которым мы ведем образовательную деятельность. Мы, действительно, крупное учебное заведение. Все познается в сравнении. В России бывают филиалы, которые располагаются в одной квартире, то есть в одной комнате декан, во второй - касса, а в третьей - выдают дипломы. Общая площадь зданий и сооружений нашего университета - 114000 кв. метров. Основные здания у нас в Пскове, есть еще филиал в г. Великие Луки. Если взять среднюю квартиру 50 кв. метров и разделить нашу общую площадь, то получится 2200 квартир. Это наш имущественный масштаб. Цифры говорят сами за себя. Надо отметить, что мы сейчас делаем акцент на непрерывное образование. Всем известно, что у нас есть программа по дошкольному образованию, поэтому начинаем мы общаться с детскими садами. Дальше идут университетские классы, то есть при школах организовываются университетские классы. Два класса уже есть, в этом году будет еще больше. Дальше идет среднее профессиональное образование, по-старому - техникум. И в Великих Луках есть среднее профессиональное образование, и в Пскове. И высшее образование. Программа высшего образования открыта сейчас и в Великих Луках, и в Пскове они всегда были. На высшем образовании сейчас есть бакалавры, магистры, аспиранты, ну и специалитет, который был. То есть, если отвечать на этот вопрос кратко, то да, мы уверенно и динамично развиваемся, и третий этап идет по плану. Владимир Андреев Лариса Захарова: Сегодня много говорят об инновациях. Как молодежь воспринимает это слово и готова ли она к инновациям? Владимир Андреев: Чтобы молодежь правильно воспринимала это слово, у нас есть специальная обучающая программа для бакалавров. Она так и называется - «Инновационная деятельность». Лучше всего эти вещи проходить на примере: пошел на производство - тебе показали, вот это инновационная деятельность. Инновации – это внедрение чего-то нового, технологичного в производство, в жизнь, в экономику. Нормально молодежь относится к этим словам, но одно дело знать, что значит это слово, другое дело видеть. Студенты, которые у нас обучаются по этим программам, имеют возможность профессионально изучить, что это такое, и потом внедрять это в жизнь и другим рассказывать. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, в связи с Болонскими соглашениями в университете действует трехступенчатая система обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Насколько она себя оправдывает и действительно ли были нужны эти изменения для нашей системы образования? Владимир Андреев: В любом вопросе есть плюсы, есть минусы. Однозначных решений практически не бывает. Поэтому болонская система имеет какие-то положительные стороны, какие-то отрицательные. Из положительного можно отметить то, что молодые люди, которые поступают на программы, имеют возможность получить образование, которое может быть продолжено дальше в Европе, Америке, либо на стадии обучения. Лариса Захарова: Раз речь пошла о Европе, перейдем к международным отношениям. В вузе обучается около 400 студентов из 19 стран мира. Марина Юрьевна, расскажите, из каких стран учатся студенты в ПсковГУ? Марина Махотаева: Мы делим этих студентов на три группы. Это студенты, которые поступили к нам по основным образовательным программам. В основном это студенты из стран СНГ, наши соседи из стран Балтии и других азиатских стран. Также есть студенты, которые у нас обучаются по обмену. Они из европейских стран, США. Ну и, конечно, в этом году мы решили расширить количество иностранных студентов за счет слушателей подготовительных курсов. Например, мы получили студента из Нигерии. Для нас это, конечно, очень экзотично. Один студент, но, тем не менее, это тот слушатель, которого мы тоже учитываем в числе иностранных студентов нашего университета. Марина Махотаева Лариса Захарова: Расскажите, пожалуйста, об академической мобильности студентов и преподавателей. В каких странах стажируются, куда ездят. Как происходит это взаимодействие? Марина Махотаева: Вы уже затронули Болонский процесс, и один из его основных принципов - академическая мобильность. Причем рассматривать его нужно в двухстороннем направлении. Как наши студенты имеют возможность пройти обучение в европейских университетах, так и студенты европейских университетов имеют возможность пройти обучение у нас. Кроме того, мы выделяем и преподавательскую мобильность, которая также осуществляется в двух направлениях. Если говорить о мобильности в этом учебном году, то порядка 200 студентов приехало к нам на обучение и порядка 200 студентов уехало, они прошли различные формы обучения в европейских и американских университетах. Что касается преподавателей, то здесь 200 человек в обоих направлениях. Конечно, в этом плане нам помогает программа стратегического развития, которую мы получили по результатам конкурса среди 55 университетов-победителей РФ. Здесь мы имеем возможности как принимать, так и отправлять и студентов, и преподавателей в наши вузы-партнеры. Кроме того, мобильность проводится на конкурсной основе, существует целый ряд европейских программ, выделяющих финансирование на эти цели. Среди них можно выделить ERANET-MUNDUS, в рамках которого реализуется проект ERANET-PLUS. Ведущим партнером является университет Барселоны (Испания). Существуют и различные региональные программы. Это программа финско-российского академического сотрудничества, так называемая программа FIRS. Мы активно используем эти возможности и всячески мотивируем наших студентов, отправляя их на обучение за рубеж, продолжительность от недели до двух семестров. Лариса Захарова: Нужно подавать заявки на гранты? Как участвовать в этих программах? Марина Махотаева: Обычно весной объявляется конкурс на получение финансирования по различным программам. В настоящее время у нас проводится конкурсный отбор. Молодежь имеет такие уникальные возможности получить стипендию на то, чтобы пройти обучение в зарубежном университете. Студенты достаточно активно этим пользуются на таких условиях, как знание языка и хорошая успеваемость. Это позволяет им выехать на обучение в течение семестра бесплатно. Лариса Захарова: А стипендия отличается от нашей стипендии? Марина Махотаева: Стипендия рассчитана на проживание в той или иной стране. В месяц это где-то 400 евро. Это средний размер европейской стипендии для студентов-бакалавров, у магистров побольше, у аспирантов еще больше. Лариса Захарова: А потом, когда студенты приезжают, как используются их знания? Марина Махотаева: Владимир Николаевич пытался объяснить, каким образом. Наши учебные планы согласованы с партнерами и те предметы, которые они изучают за рубежом, наш университет признает, то есть признает период обучения в вузе-партнере. Немаловажным в зарубежных стажировках является тот факт, что, выезжая, молодой человек начинает по-другому смотреть на себя, на свою страну, на свои возможности в профессиональной деятельности. Когда встречаешься со студентом до стажировки и после, то это два совершенно разных человека. Возникают проекты, инициативы. Мы это всячески приветствуем. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, какие новые направления подготовки на сегодняшний день открыты в университете, а какие планируете еще открыть? Владимир Андреев: Говоря о новых, нельзя не сказать о старых. В принципе, мы - классический университет, а это значит, что мы готовим специалистов по многим направлениям: техническое, экономика и управление, естественно-научное (биология, география, физика), педагогическое, гуманитарное. Когда в 2011 году сливались педагогический университет, политехнический институт, три колледжа – индустриальный, строительства и экономики в Пскове и строительный в Великих Луках, мы полностью сохранили преподавательский состав, программы, студентов и поэтому те наработки, которые были сделаны, те традиции – все это сохраняется. Еще есть направление гуманитарное: историки, юристы, психологи. Поэтому в университете более 100 образовательных программ бакалавриата, более 30 магистерских программ. Каждый год у нас вводится больше десятка новых программ, мы следим за потребностями экономики Псковской области, Северо-Запада. Сейчас организуется особая экономическая зона «Моглино», ее потребности тоже учитываются. Если говорить о новых направлениях, то наша гордость - это открытие факультета медицинского образования, где готовятся специалисты по медицинской кибернетике. Кроме того, это теология, педагогическое образование. Появились и программы прикладного бакалавриата по педагогическому образованию, менеджменту, электроэнергетике и электротехнике, эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов, прикладная информатика. Много программ мы открываем по магистратуре: это психология, журналистика, филология, педагогическое образование, теория и методика преподавания иностранных языков и культур, информационные технологии в образовании и т.д. Новых программ много. Для тех, кто подробно желает ознакомиться с ними, может сделать это на сайте университета, там есть вся информация. Лариса Захарова: Читатели сайта ПЛН спрашивают, есть ли какие-нибудь рейтинги, в которых присутствует ПсковГУ. И от себя дополню, как контролируется качество образования в университете? Владимир Андреев: Самый главный рейтинг - это мониторинг, который проводится Министерством образования и науки уже 3-ий год. И в прессе, и на телевидении была большая волна обсуждения, когда были обозначены неэффективные вузы. Пока главный рейтинг выглядит так: эффективный, неэффективный. Надо сказать четко, что мы попадаем в эффективные вузы. И поэтому в главном рейтинге, который проводит Министерство образования и науки, мы выглядим достойно. Существуют различные рейтинги, но это уже отдельный вопрос, поэтому я бы сказал так: на стадии становления мы выглядим по сравнению с другими вузами по тем показателям, которые включены в мониторинг, достойно. Лариса Захарова: Давайте немного поговорим о приемной кампании. Абитуриенты, наверное, уже готовятся и ждут, когда принесут результаты ЕГЭ в вуз. Сколько студентов планируется принять в этом году в университет на бюджетные места и сколько вообще? Владимир Андреев: Вообще, бюджетные места – это государственный заказ, то есть нам предоставляют контрольные цифры приема для подготовки специалистов. В этом году по программам высшего образования у нас 773 места. В прошлом году было 766. Нужно сказать, что администрация области в лице губернатора и его замов поддерживает нас постоянно и поэтому мы получаем в этом государственном заказе часть мест как бы от администрации. Радиослушатель: Во-первых, хочу признать и, наверное, это будет совершенно так, что ректор университета Юрий Анатольевич Демьяненко сделал великое дело, открыв факультет медицинской кибернетики. Наверное, сейчас в его адрес поступает немало критики, но я думаю, что критикуют его люди недальновидные, которые не совсем понимают будущее медицины. Есть еще один момент. Мне кажется, что в университете нужно освежать кадры. Я имею в виду привлечение более молодых специалистов, которые быстрее мыслят, великолепно владеют информационными технологиями. Лариса Захарова: Вы можете назвать источники таких кадров? Радиослушатель:Источники.. Вы же их воспитываете, университет воспитывает. Выпустили немало управленцев и прочих. Откуда у меня-то источники? Я – никто! Я просто слушатель радиостанции «Эхо». Я просто считаю, что Юрию Анатольевичу нужно освежать кадры. Сами понимаете 30-40 лет или 70 лет - это две большие разницы. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, можете прокомментировать выступление? Владимир Андреев: Конечно, с удовольствием. Во-первых, спасибо за благожелательный тон к нашему университету. Во-вторых, сейчас вернемся и я скажу: «Юрий Анатольевич, пожелание поступило кадры освежить». Он возьмет трубку и скажет: «Всем принять душ!» Я скажу: «Дорогой радиослушатель, все кадры освежены!» Это шутка. А вообще у нас существует, безусловно, проблема. Она существует в России в высшей школе, да и не только в высшей школе. Это объясняется низкими зарплатами и другими причинами. Тем не менее, у нас работает аспирантура, где мы готовим молодые кадры. Система подготовки существует, мы стараемся. Есть проблемы, есть и успехи. Если вы придете к нам (приходите, пожалуйста, в любое время), то увидите, что есть у нас молодые кадры и в колледже, и на программах высшего образования. Ситуация абсолютно некритична. Марина Махотаева: Можно я пример приведу? Лариса Захарова: Да, пожалуйста. Марина Махотаева: 1 июля 2013 года у нас в университете была создана новая кафедра мировой экономики и международного бизнеса. Там все преподаватели до 40 лет за исключением заведующего. Предполагается, что с сентября этого года мы запустим новую программу магистратуры, которая была разработана в рамках проекта «ЕвроФакультет-Псков», которая будет осуществляться на английском языке. Министерство образования нас поддержало, выделив 10 бюджетных мест как раз на то, чтобы мы могли готовить специалистов, способных работать в международном контексте на благо нашей Псковской области Лариса Захарова: Преподаватели вузовские будут? Марина Махотаева: Да, вузовские преподаватели, как раз из числа молодежи. Многие из них защитились. Это выпускники нашего университета – участники проекта «ЕвроФакультет-Псков», которые будут обучать бакалавров и магистров международному бизнесу Лариса Захарова: Как известно, в академической структуре вуза произошли изменения. Реорганизованы всего 8 факультетов, 13 кафедр. Не знаю, насколько у меня точная информация, что с 1 июня планируется создание еще одной кафедры на факультете медицинского образования. Это экспериментальная и клиническая медицина. Будет ли начата подготовка специалистов по новой профессии и прием студентов в этом году? Или это только в планах было? Владимир Андреев:Я бы сказал «тьфу-тьфу-тьфу», чтобы не сглазить. На самом деле процедура такая. Первоначально университет должен получить лицензию на ведение образовательной деятельности. Сейчас у нас лицензируются 2 новые программы для факультета медицинского образования. И мы очень надеемся, что мы эти лицензии получим к началу приемной кампании и объявим прием, но это наши надежды, которые должны сбыться. С этим связано открытие новой кафедры. Кафедру мы все равно откроем, но будем надеяться, что подпитаем ее новыми студентами, новым набором. Лариса Захарова: Продолжим разговор о наборе. Я знаю, что в прошлом году поступило 11с лишним тысяч заявлений. Это больше, чем в позапрошлом году, на 53%. Причем на 1-ый курс на бюджетные места поступило 627 человек – это тоже увеличение на 37%. Владимир Андреев:Да, это так. Вот на факультете медицинского образования областная администрация финансирует 10 мест. Это целевой прием. Для студентов обучение бесплатное. И если переходить к набору, к заявлениям, то система такая. Сейчас абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов. Когда-то было без ограничений. Некоторые ребята просто соревновались: а во сколько вузов ты подал заявление? Доходило до абсурда – до 200 вузов. Заваливали документами приемные комиссии, было трудно. Сейчас ограничили количество вузов, можно только в пять подавать заявления. А вот в самом вузе можно подавать на три направления. В прошлом году можно было подавать заявления на три факультета, то есть количество направлений и специальностей было больше. Тем не менее, правила установлены, повторюсь, они на сайте ПсковГУ. После того, как абитуриент подал заявления в пять вузов, на момент зачисления происходит сложная ситуация, когда он в один вуз поступил,во второй поступил, в третий поступил. Иногда бывает так, что абитуриент тушуется и в результате никуда не попадает, пока бегает с аттестатом. Для того, чтобы подтвердить свое поступление в конкретный университет, нужно принести оригинал аттестата. На будущее можно сказать родителям, чтобы внимательно следили за правилами, как и когда его нужно нести. Количество поданных заявлений многократно превышает количество поступивших, но бывают ситуации, к нашему университету, к счастью, они не относятся, когда бюджетные места не заполняются. Мы же всегда заполняем их и, безусловно, есть еще и платные места, то есть с полной компенсацией затрат на обучение. У нас тоже есть цифры приема, они тоже вывешены, но на платное обучение мы больше мест планируем. Если контрольная цифра приема на программы высшего образования 773 человека, то на платное образование у нас выделено 2000 мест. Приемная комиссия унивкрситета находится на ул. Льва Толстого, 4 и на проспекте Ленина, 24 в Великих Луках. Можно прийти, посмотреть, сориентироваться. На самом деле сориентироваться не очень просто, потому что у нас 16 факультетов, много специальностей. Лариса Захарова: Какие наиболее востребованы, Владимир Николаевич? Где конкурс выше всего? Владимир Андреев:Существует так называемый ажиотажный спрос, поэтому по количеству поданных заявлений лидирует у нас медицина, юристы, экономисты, управленцы. Но есть специальности, которые очень востребованы – это информационные технологии, факультет информатики. В целом я бы сказал, что эти группы выделяются особо. А дальше существует просто нормальный спрос. Мы давно ходим в школы, ездим по районам, объясняем, что «все работы хороши – выбирай на вкус». Я бы не стал ничего выделять, у нас везде хорошо и достойно. Лариса Захарова: Прием ведется на основании результатов ЕГЭ? У вас нет своих дополнительных экзаменов, которыми бы вы проверяли знания абитуриентов? Если есть, то на каких факультетах и в связи с чем? Марина Махотаева:Есть. Для иностранных студентов, точнее абитуриентов, так как в разных странах разные системы подготовки, то иностранные абитуриенты не могут сдать наши экзамены ЕГЭ, им предлагается пройти тест университета, который подготовлен на основе ЕГЭ. Это необходимо для того, чтобы поступить на бюджетные места нашего университета. Владимир Андреев:Существуют дополнительные испытания на специальности «Архитектура (среднее образование), «Технология и дизайн». А вообще на специальности среднего профессионального образования принимаются абитуриенты по школьному аттестату, а на программы высшего образования принимаются с результатами ЕГЭ. Но у нас есть прием для тех, кто уже где-то отучился, допустим, в колледже или закончил университет по вечерней или заочной форме обучения. Вот на эти программы у нас прием документов начинается в мае, 12 мая. Тот, кто где-то уже отучился и сейчас слышит нас, приходите. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, средний бал ЕГЭ при приеме в вуз в 2012 году был 60 баллов, а уже в 2013 году - 62 балла. Из чего складывается цифра и соответствует ли это цифровое значение уровню подготовки? Или, может быть, как раньше было - экзамены сдавать лучше, как вы считаете? Владимир Андреев:Вопрос философский. В ЕГЭ есть плюсы, есть минусы. Плюс то, что это унифицированное испытание для всех, минус то, что он формализован, прячется какая-то творческая направленность детей, поэтому сейчас в такое короткое время обсуждать это сложно, поэтому будем исходить из того, что есть. Нам нужны результаты ЕГЭ. Как складывается балл? Да очень просто. Берутся испытания, если их три, складываются баллы по трем предметам, делятся на три, вот и получился средний балл. Лично я бы вообще не ограничивался никакими минимальными баллами, а для тех, кто желает получить образование, устраивал бы экзамены, собеседования, потому что в прямой беседе, как мы сейчас в прямом эфире, можно увидеть человека. Самое главное – добросовестность и старание. Лариса Захарова: Будет ли увеличиваться плата на внебюджетные места в этом году? Владимир Андреев:С оплатой тоже получается однообразие. Существует понятие «средства, которые затрачивает государство на подготовку бюджетного студента по разным специальностям». На специальностях и направлениях, где есть бюджетные места, мы не имеем право устанавливать цену меньше, чем бюджетные, государственные. Поэтому увеличит государство эту цену, и мы увеличим, уменьшит, и мы уменьшим. Но на тех специальностях, где нет бюджетных мест у нас, мы сами устанавливаем плату, но в сторону увеличения мы это делать не хотим. Здесь идут экономические принципы, понятие рентабельности, себестоимости. Плата для жителей Псковской области, конечно же, немаленькая, колеблется от 40 до 140 тысяч. Цены в основном не мы устанавливаем. Это устанавливает государство для того, чтобы обеспечить рентабельность образования. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, если резюмировать эту тему, то можно сказать, что никаких изменений в этом году в приемной кампании не будет? Она такая же, как в прошлом году? Владимир Андреев:Да. Изменения только в том, что можно подавать заявления только на три направления или специальности. Кроме того, сколько-то изменятся цены, но это будет на сайте. Лариса Захарова: Марина Юрьевна, к вам вопрос. Наше географическое расположение университета, Пскова в частности, как-то влияет на приток иностранных студентов? Сотрудничаете ли вы со странами Балтии? Марина Махотаева: Да, конечно, наше местоположение обязывает нас проводить такую политику, чтобы вписываться в государственную политику в отношении наших соседей: стран СНГ и стран Балтии. Мы активно сотрудничаем и с Эстонией, и с Латвией, и с Литвой, а также с республикой Беларусь. В этом году наш университет проводил консультации с посольством РФ в Латвии, Министерством образования и науки РФ, подписал договор в сентябре с Россотрудничеством, то есть с агентством при Министерстве иностранных дел, которое занимается делами содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, а также международным гуманитарным сотрудничеством. Мы решили открыть информационно-консультационный пункт для наших соотечественников в странах Балтии, где они могли бы получить информацию и консультации по тем возможностям обучения, которые в настоящее время имеются в нашем университете. В настоящий момент три человека прошли отбор через посольство РФ, они получат квоту на обучение в нашем университете по линии Министерства образования и науки. И также 5 человек - это те, кто собирается к нам поступать в этом году из Риги. Мы надеемся, что в следующем году будет гораздо больше. В этом году мы рассчитываем, что наберем порядка 250 иностранных студентов, которые по разным линиям поступят к нам в университет. Это будут и бюджетники-соотечественники, и студенты по направлению Министерства образования. Мы подали заявку на получение квоты на преимущественное право приема, надеюсь, что она будет удовлетворена. Это будут и платные студенты. Наш университет еще молодой, мы сейчас наращиваем темпы. Есть требования Министерства образования, это один из показателей мониторинга, чтобы иметь существенную долю иностранных студентов в общем контингенте. Мы планируем в ближайшие годы довести эту долю до 10%, так как по этому показателю оценивается уровень конкурентоспособности университета, признанного на международном образовательном рынке как среди стран Европы, так и стран Азии, которые нас окружают. Лариса Захарова: А есть ли какая-то статистика по трудоустройству студентов после обучения? Где они работают? Востребованы ли они? Есть ли взаимодействия с работодателями? Марина Махотаева: Если говорить о выпуске, то по тем данным, которыми мы обладаем, в основном иностранные студенты возвращаются в свои страны. Для русскоговорящих соотечественников, которые к нам поступают, существуют возможности по переселению в рамках государственной политики. Мы надеемся, что наши достойные выпускники, так называемые соотечественники, примут участие в программе переселения в Псковскую область, получат российское гражданство и будут работать на благо нашей области. Лариса Захарова: А сколько стран заключили договоры с университетом и планируете ли еще в этом смысле расширение сотрудничества? Марина Махотаева: В настоящее время количество партнеров возрастает. На сегодняшний день у нас порядка 79 зарубежных партнеров из 25 стран. Это наши партнеры, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. При этом, конечно, большую часть этих партнеров составляют университеты. Направления сотрудничества самые разные. У нас есть такие партнеры, как «Русская община Латвии», которая работает на то, чтобы способствовать поступлению желающих русскоязычных соотечественников из Латвии к нам в университет. Есть общество содействия побратимским связям Псков-Нойсс - организация, которая способствует тому, чтобы наши студенты-практиканты могли пройти практику в школах, гимназиях Германии, и целый ряд других. Лариса Захарова:Если говорить о воспитательной работе, помимо учебы, какие направления здесь реализуются? Ведется ли социальная работа со студентами? Марина Махотаева: У нас целый спектр направлений внеучебной работы со студентами. Существуют специальные подразделения, например, управление по молодежной политике, которое делает все, на мой взгляд, чтобы досуг наших студентов был полным, чтобы студенты полностью самореализовались. Здесь идет речь и о творческих направлениях, таких как театр. Лариса Захарова: Театр – это новшество, его не было. Марина Махотаева:Периодически театры были. Но с приходом нового режиссера мы ожидаем нового качественного уровня театральной студии Кроме того, это различные танцевальные студии и хоровая капелла, вы знаете. Это и спорт. Это и волонтерская работа студентов, которая в последнее время приобретает очень большое значение. Это и студенческие отряды. И так называемое студенческое самоуправление, когда сами студенты выбирают, какие направления им брать и каким образом организовывать свою работу. Периодически проводятся Школы студенческого актива. Есть студенческие деканы, которые активно участвуют в повышении качества обучения. Лариса Захарова: Какие наиболее яркие проекты с управлением по молодежной политике вы реализуете? Марина Махотаева: Недавно прошел форум иностранных студентов. Это уже второй форум. Очень удачный опыт, потому что проходит много мероприятий на неделе, начиная от Вечера дружбы, где были представлены концертные номера разных стран, заканчивая дегустацией национальных блюд. Были экскурсии, круглый стол на тему Великой Отечественной войны и роли тех народов, студенты из стран которых у нас обучаются. Это был откровенный разговор. Есть студенческая дискуссионная площадка, в этом году туда был приглашен представитель Министерства иностранных дел в г. Пскове, который рассказывал о той политике, которая проводится в настоящее время в России и за рубежом. Считаю, что удачный формат, много мероприятий было, которые оставили неизгладимые впечатления у наших студентов, не только иностранных, но и российских. Лариса Захарова: Владимир Николаевич, как в вузе осуществляется социальная защита студентов? К вам приезжают и из районов, и из сел Псковской области. Уровень достатка разный, социальное и материальное положение тоже. Вы как-то помогаете тем, кто не имеет возможности обеспечить обучение или находится в трудной жизненной ситуации? Владимир Андреев:Я так понял, что вопрос относится к тем, кто проживает в общежитии. У нас 12 благоустроенных общежитий. Раньше в соответствии с законом «Об образовании» студенты платили за проживание в общежитии не более 2% от стипендии. И это получалось около 50 рублей в месяц за койко-место. С введением нового закона «Об образовании» в РФ вузам разрешили назначать стоимость проживания. Вузы Петербурга и Москвы, воодушевившись, резко подняли стоимость. Мы же не стали поднимать существенно. Мы подняли на уровне минимальной рентабельности - порядка 300 рублей в месяц за койко-место. Это, конечно, своеобразная помощь со стороны университета. И из тех денег, которые студенты платят за проживание по распоряжению ректора, половина суммы направляется на нужды общежития и студенчества. В общежитиях есть спортивные комнаты. Большая молодежная программа. Студенты участвуют во многих мероприятиях. И университет вкладывает в это средства. Лариса Захарова: А здоровье студентов? Что в этом направлении делается? Владимир Андреев:Для здоровья студентов нужен еще один час эфирного времени. Мы имеем свой медико-реабилитационный центр, который включает в себя поликлинику с набором соответствующих врачей, у нас есть медпункты. Есть свои подразделения, которые могут проводить диспансеризацию. Лариса Захарова: В поликлинику могут обращаться и студенты, и преподаватели, и члены их семей? Владимир Андреев:Да. Наша поликлиника имеет право выписывать больничные листы. Это полноценная медицинская структура. Лариса Захарова: Какая система обследования существует? Владимир Андреев:Существует российская программа диспансеризации по работникам, они распределены по годам. А система как в обычной поликлинике. Взял номерок - послушали, дали таблетку. Лариса Захарова: Что еще планируется изменить в инфраструктуре, построить, отремонтировать? Владимир Андреев:Во-первых, хотим построить новый учебно-лабораторный корпус, хорошее общежитие для студентов-иностранцев. И для наших тоже нужно новое. Еще мы хотим построить стадион и отремонтировать наши здания, потому что здания есть и ХVIII века, старенькие. Планов у нас много.
Комментарии