Большая часть художественных (и около-художественных) событий прошлой недели, равно как и почти всё, что предстоит на следующей, так или иначе связано с именем Пушкина - 10 февраля - день памяти поэта.
«Вдовственны дни», если процитировать «Пинежского Пушкина» Бориса Шергина, которого, кажется совсем недавно, а на самом деле аж в 1997 году, на IV Всероссийском фестивале проникновенно и точно играла Нина Марушина. «…Вне зависимости от места проживания» Вчера в Пскове открылся новый, XXI Пушкинский фестиваль. Очередным его называть как-то не очень правильно: хотя нумерацию, подразумевающую продолжение традиции, сохранили, слишком многое, как выяснилось, поменялось в нашей жизни с прошлого февраля, и перемены эти псковичам ещё предстоит в полной мере оценить. Фестиваль открыли спектаклем Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина «Граф Нулин». Музыкальное изложение» (режиссёр В.Сенин). Открытие фестиваля прошло в тени расширенного заседания Совета по культуре и искусству при президенте России, речь на котором вели как раз о театральном деле, в частности, и о государственной политике в сфере культуры, в целом. На Совете по культуре и искусству в Пскове. Призвав дать всему обществу своего рода «сигнал» о том, что надо делать, чтобы укреплять культуру, без которой нет ни национальной целостности, ни суверенитета, президент фактически начал с требования, цитирую: «Создать условия для того, чтобы талантливые театральные постановки смогли увидеть наши граждане, причём независимо от места их проживания». И дал распоряжение министру культуры Владимиру Мединскому поддержать делом давнюю идею директора Пушкинского Заповедника Георгия Василевича о полноценном театральном центре на базе музея. Фактически в «Михайловском» уже не год-два - два десятилетия делают всё возможное, чтобы жители не только Пушкиногорского, но и прилежащих районов могли увидеть качественный театр. Собственно и приуроченный к памятным Пушкинским дням театральный фестиваль изначально (в первый год и все последующие двадцать лет) назывался «Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове и в Пушкинских Горах». В разные годы фестивальные спектакли здесь смотрели не только жители Святогорья, но и народ из Опочки, Острова, Новоржева, Великих Лук. Люди приезжали не только «своим ходом», но часто даже на специально организованном транспорте. Псковичи, кстати, тоже бывали - 120 вёрст по нынешним временам не расстояние вовсе, если спектакль Деклана Доннеллана, например, в Пскове не дают, а играют только в «Михайловском». В Пушкинских Горах выступали и московский ефремовский МХАТ (и Олег Ефремов сам играл Годунова), и петербургский ГАБДТ имени Товстоногова, и Центр оперного пения Галины Вишневской. Сцена из «Бориса Годунова» в исполнении артистов Центра оперного пения Галины Вишневской на сцене НКЦ Пушкинского Заповедника. XIX Пушкинский фестиваль. 2012 год. Вот и в этом году билеты на фестивальные спектакли театра «Пушкинская школа» в Пушкиногорье (это «Маскарад» в постановке народного артиста России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера и «Дубровский» Геннадия Тростянецкого) забронировали для своих учащихся школы из Великих Лук, из Бежаницкого, Себежского, Локнянского, Островского, Опочецкого районов. И список к выходным, убеждены в музее, ещё подрастёт. Ведь эти спектакли - при всей личностной разности их постановщиков - объединяет главное: внимание и уважение к зрителю, а также бережное и по-настоящему творческое отношение к пушкинскому тексту и умение извлечь из него современные смыслы, не обряжая героев XIX века в новомодные одежды и не заставляя их совершать совсем не пушкинские нелепости. Старый новый Пушкин Ещё один анонс - раз уж разговор свернул в такое русло: в четверг, 6 февраля, как раз на экваторе Пушкинского фестиваля, в выставочном зале областного Центра народного творчества, на Некрасова, 10, откроют выставку «Новый старый Пушкин». Название, конечно, говорит само за себя. Тут впору вспомнить и празднуемый только в России «Старый новый год», и «новых русских» (одна из работ внезапно представляет поэта в сюртуке малинового цвета - раскраска, столь значимая для «означенного, не биологического, но экономического вида» в пресловутые «лихие девяностые»). Игорь Шаймарданов. Новый старый Пушкин. Автор выставки - петербургский, но и псковский (конкретно - любятовский), а ещё немножко ижевский художник Игорь Шаймарданов. Ровно 12 лет назад, тоже, кстати, на Пушкинском фестивале он впервые представил на суд зрителей своего «Ситцевого Пушкина». Художник рискнул «вступить в тему» как раз накануне 200-летия со дня рождения поэта. Тогда все о Пушкине срочно вспомнили и наперебой, соревнуясь, воздавали Александру Сергеевичу славу, отчего образ бронзовел, бронзовел, бронзовел... Словно в противовес новому пусто-звенящему идолу Игорь написал поэта и прелестную Натали не на холстах, а на обычных набивных ситцах. Рисунок ткани использовал в качестве фона, и влюблённая чета Пушкиных целовалась в саду из ситцевых цветов и бегала в горелки между ситцевых полосок; а потом Александр Сергеевич под звездопадом из ситцевых «горошин» ждал подружку на свидание у собственного памятника в Пскове - с огромным таким букетом цветов... Приём «вписывания» картины в набивную ткань Игорь открыл сам и рассказывает, что очень торопился работать. Все боялся, что кто-то опередит: - …идея-то под ногами валялась!.. Почти все «ситцы» как-то моментально разошлись: большую часть картин раскупили, ещё сколько-то раздарил… - …и воспроизвести их, даже по настойчивым просьбам, не получалось, - вспоминает сейчас Игорь. - Никак не удавалось вернуться в то «ситцевое» настроение. Новая выставка - не просто возвращение к удачному художественному приёму-открытию, но новое осмысление темы и метода, несомненно, более «чистое» с художественной точки зрения, более выверенное по стилю. Игорь Шаймарданов. Выставка «Новый старый Пушкин». Ситец «Приметы». - Тогда, 12 лет назад я был просто в творческом угаре, хотелось быстрее высказаться, не особо выверяя решение идеи, - признаётся Игорь Шаймарданов. И рассказывает, что теперь, «на расстоянии», работает спокойно, относясь к каждому метру рисунка ткани вдумчиво. - Не просто ситцевый фокус, - говорит, - а сюжет, новая мысль. - И ещё повторю, к ситцевой теме вернулся как к старому доброму знакомому, на родину что ли. Но только не как к коммерческой стороне, прошу поверить на слово. Если бы было обратное, поверьте, не «слезал» бы с ситцев всю оставшуюся жизнь… Ясность мысли, вкус и чистота стиля, а главное, - правда, а если обман - то возвышающий. И ещё, непременно - уважение к Пушкину (если уж к его имени обращаемся и словом, им написанным объясняем день сегодняшний). И уважение, в лице Пушкина - к миру, то есть к зрителю, слушателю, читателю, собеседнику. Очень хочется верить, что когда-то этому мы научимся, и Александр Сергеевич нам в этом поможет. Вместо послесловия Об уважении и высоте духа говорил, представляя работы своих учеников на выставке в «Михайловском», и мудрый человек, народный художник России, всемирно известный иллюстратор Борис Диодоров: - Скажу спасибо судьбе, связавшей нас Пушкиным, именем Пушкина и его местом, здесь, в Михайловском и в его округе - благодаря нашей дружбе настоящей, это какое-то удивительное сотворчество без пасмурных дней. И особая благодарность, низкий здешним людям поклон - за то, что студенты нашли здесь тоже любовь и уважение, несмотря на то, что они ещё так молоды. Добраться до авторского смысла не так просто. Многое лежит на поверхности, начинающий художник рад это «проглотить», а потом выясняется то, что это уже было, это уже сделано, и без каких-то находок, без осознания себя в классике невозможно создать живое искусство. Тем более, оно должно быть адекватно автору и произведению, с которым работаешь. Выставка «Дорога к Пушкину» в Михайловском. Юлия Леонычева. Дымы (цветная автолитография, 2013). - Искусство вечно, и потому вечно, - размышляет Борис Диодоров, - что человек делает своё дело с душой, то есть, всякий раз стремиться вдохнуть свою жизнь и своё высокие представления и об искусстве, и обо всём, что в мире существует. Есть некие энергетические, и эстетические и духовные высоты, - к ним стремясь, произведение становится вечным. Что касается нашей профессии, совсем не в форме дело. Я как заклинание каждый раз произношу студентам, чтобы задумались, что сначала содержание должно быть, как у режиссёра, ставящего спектакль. А ещё имеешь дело с первоисточником литературным. Я всё время прошу выбирать настоящих авторов, духовных, чтобы в сотворчестве с ними - самим подняться. И от этого счастье. По тому, что эти молодые люди успели сделать - а вы не в первый раз на их выставках, - можно уже проследить рост некоторых. Да, кто-то рынку сдастся, это неизбежно, а кто выживет, - значит, будет держать тот свод духа человеческого и всегда найдёт взаимопонимание интерес и внимание, и потребность со стороны человека, идущего к этой же цели. Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей
Комментарии