В мае прошлого года на пост главного федерального инспектора по Псковской области был назначен Салават Гумеров. В отличие от своего предшественника, Александра Селиванова, Гумеров стал играть более заметную роль на псковском политическом небосклоне.
С тех пор как назначение исполняющего обязанности губернатора Псковской области (оно состоится в феврале 2014 года) стало осязаемой реальностью, многие называют фигуру главного федерального инспектора одной из основных в переговорном процессе с Кремлем. Так ли это и каковы сегодняшние позиции исполнительной власти региона в федеральном центре, Салават Гумеров рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей. «Главный федеральный инспектор «пугалкой» не работает» - Салават Булатович, когда вы заняли пост главного федерального инспектора по Псковской области, то неожиданно для многих часто стали появляться в средствах массовой информации, давали интервью, но потом слегка снизили медиаактивность. Это вы потеряли интерес к СМИ или они перестали к вам обращаться? - Нет, СМИ ко мне обращаются периодически, да и я не потерял никакого интереса. Я не могу быть закрытым – как чиновник я обязан это делать, а как человеку мне самому это нужно и интересно. Почему я пропал? Определенный период, около трех месяцев, я был на больничном: операцию, связанную с переломом ноги, делали в Санкт-Петербурге. А потом и вы, журналисты, такие непостоянные – вам то один персонаж интересен, то другой (улыбается – Д.К.). - Функцию, как шутят мои коллеги, «пугалочки» для региональных властей вам как главному федеральному инспектору удается выполнять, как считаете? - Это, конечно, вам судить, но согласитесь: можно ходить в маршальском мундире, но вызывать это будет только улыбку. Де-юре главный федеральный инспектор – руководитель приемной президента «пугалкой» не работает. Я представляю полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, способствую исполнению в регионе тех функций, которые на него возложены. Я координирую в определенной степени деятельность федеральных структур, представленных в регионе, – а их больше двух десятков. С точки зрения взаимодействия с региональными и муниципальными властями – я думаю, оно сложилось. - Раньше действовала оценка эффективности позиций губернаторов, которой, насколько мне известно, занимался и главный федеральный инспектор: что с ней сейчас? - Да, она действует и поныне, ее регулярно проводит министерство регионального развития по объективным открытым показателям регионов. Лично я в такой оценке участия не принимаю, но полпредство в Северо-Западном федеральном округе в этом направлении работает. - Главная политическая тема ближайшего года – выборы главы региона. Уже в феврале истекают полномочия действующего губернатора, и в данном случае роль полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе и главного федерального инспектора по Псковской области заметно возрастает: вы во многом будете влиять на то, кого президент назначит и.о. губернатора региона. - У нас подходит к концу срок полномочий губернатора Андрея Турчака, он завершится в феврале 2014 года, в соответствии с действующей практикой, не позднее февраля появится указ Владимира Путина о возложении обязанностей губернатора на то или иное лицо до даты проведения голосования. По действующему законодательству – это сентябрь 2014 года. Указ о назначении и.о. губернатора готовит соответствующее подразделение администрации президента страны. К этим самым структурам администрации президента относится и Северо-Западное полпредство. - В России принято, что тот политик, чиновник, который назначается исполняющим обязанности, у нас считается одним из фаворитов. - Практика последних назначений и выборов показывает, что те лица, которым президент доверил и назначил их исполняющими обязанности, как правило, оправдывают это доверие через процедуру всенародных выборов, это так. - Мы можем говорить о каких-то конкретных фигурах или еще слишком рано об этом говорить? - Не хочу, чтобы это было похоже на какую-то чиновничью изворотливость в моем лице, вот уходит от ответа и не хочет сказать… Во-первых, это точно не моя функция: ни по должностному статусу, ни с точки зрения жизненного опыта я не могу таких комментариев дать. Выбирать губернатора будет население из числа тех кандидатов, которые заявятся, а предпочтения – тут трудно говорить… Вы знаете предпочтения не хуже меня, эта ваша нормальная журналистская работа. Что касается моей точки зрения: я считаю, что должны быть выборы, которые покажут волеизъявление населения. Говоря о фигуре действующего губернатора: это достойный политик общефедерального уровня. Мне кажется, ему есть, что рассказать населению и руководству страны. И если он примет такое решение – идти на выборы – это будет неплохо для населения и для региона. - Но мы сейчас даже скорее говорим не о выборах, а о назначении исполняющего обязанности: на это население никак повлиять не может. - Нет, конечно, это будет определять президент страны. - Но он же будет определять кандидата в том числе и на основе информации, которую ему представляет полномочное представительство? - Конечно, но давайте говорить об администрации президента в целом. Глава государства базируется на этой информации и на общей информации, в том числе и на результатах практической работы действующих губернаторов. «Вы хотите услышать от меня фамилии – Петров, Сидоров или Иванов?» - Чисто теоретически можно представить, что у нас и.о. губернатора будет назначен оппозиционный политик, а не представитель партии власти? - Президент может принять любое решение, а чисто теоретически – для этого и существует выражение-идиома «представить можно все»! - Вы же проводите переговоры с претендентами, с политиками? Каковы будут критерии отбора? - Я хотел бы все-таки снять заблуждение: у нас нет задачи для определения будущего претендента на губернаторский пост или исполняющего обязанности – я такой задачей не занимаюсь. Совершенно справедливо вы заметили, что сотрудники администрации президента и я, главный федеральный инспектор по Псковской области, встречаемся с нашими политиками. На этих встречах мы обсуждаем самый широкий круг вопросов: и внешняя экономика, и позиции той или иной партии, отношения с федеральным центром. Такого рода работу я провожу на системной и регулярной основе, это я точно вам могу сказать. Какие вопросы мы обсуждаем? Самые разные, те, которые интересуют жителей области. Тема губернаторских выборов к таким вопросам, безусловно, относится. - Проходила информация о возможности проведения выборов в марте. Насколько это реально чисто технически и политически? - У меня такой информации – о каких-то досрочных выборах губернатора – нет, я думаю, что они пройдут в соответствии с законом – в сентябре 2014 года. - И все же, как будет на уровне администрации президента приниматься решение о назначении и.о. губернатора, существуют ли какие-то критерии для отбора? - Я так понимаю, что вы хотите услышать от меня фамилии – Петров, Сидоров или Иванов? Еще раз говорю, в рамках моей должности я не могу об этом говорить. Если говорить о критериях, то, с моей точки зрения, критерии – это подготовленный человек, имеющий опыт руководящей деятельности. Это должна быть, как мне кажется, фигура, которая в политическом плане будет принята населением. Плюс – специфика региона, его проблематика. Все остальное – частности, я уверен. - Я говорю о критериях еще и вот почему: при подобных оценках кандидатов мы получаем в чем-то несопоставимые оценки. Тех, кто работал в исполнительной власти, можно оценить по работе с бюджетом, с кадрами. У многих потенциальных претендентов такого опыта нет. - Давайте посмотрим на карту нашей страны: в некоторых северокавказских регионах состоялись выборы, и руководителями стали не только представители исполнительной власти, но и, например, те, кто, как президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, уходил в науку. - Если говорить о реалиях Псковского региона, каково его восприятие в федеральном центре сейчас? В прессе-то чаще всего звучит термин «депрессивный». - Меня, честно говоря, очень расстраивает этот термин «депрессивный», но, с другой стороны, мы понимаем, что под этим есть понятные экономические и демографические обоснования. Федеральный центр рассматривает Псковскую область как один из устойчивых с точки зрения общественно-политической обстановки, с точки зрения последовательного вклада в общую экономику страны, регион с богатыми историческими традициями. Вот такое сейчас восприятие региона в федеральном центре и, мне кажется, мы должны эти позиции учитывать. Не все же мы можем измерить только величиной валового национального продукта – нет, конечно. По упоминаемости в федеральных средствах массовой информации, по тем вещам, которые принято называть знаковыми проектами, Псковская область находится в хорошей федеральной «линейке», я бы так выразился. Посмотрите: у нас достаточно публичная и активно заявляющая о себе региональная исполнительная власть, у нас часто упоминаемый в федеральном контенте губернатор. - Но… - Другое дело – какого рода эти оценки, я понимаю ваш вопрос. Но стакан наполовину полон и наполовину пуст: вы журналистскими глазами на проблемы посмотрите, я – политически взвешенными категориями буду руководствоваться. - Вы назвали Псковскую область устойчивой с точки зрения общественно-политической ситуации, хотя в ряде федеральных СМИ доводилось видеть эпитет «высокий протестный электорат» относительно Псковской области. Вы с этим согласны? - Протестные настроения как часть общих настроений населения тоже присутствует, никто с этим не спорит. Другое дело, какова сердцевина этих настроений? Если «назло бабушке отморожу уши» - это одно, а если под этим протестом реальные просчеты власти – а они есть, безусловно, есть, – если имеет место реальное недовольство сложившимися делами, например, в экологической и природоохранной сфере – это другой вопрос. Для протеста и критического отношения к власти, конечно же, есть основания. Только это надо не драматизировать, а эффективно рассмотреть. И не пытаться нивелировать протест отсутствием диалога власти и населения. Но если сегодня говорить о протестных настроениях, то давайте посмотрим итоги последнего единого дня голосования. По сути, «Единая Россия» - а она у нас является синонимом власти – выиграла в Псковской области все основные выборы. Фактически она получила от населения мандат доверия. «У Турчака именно такой настрой – довести до ума эти проекты» - Много в последнее время вылилось критики на реализацию крупных проектов, которые были для властей, наоборот, важным козырем. Видите ли вы их весьма своеобразную реализацию просчетом региональных властей и главной причиной критических настроений населения? - Я бы так утрированно к вопросу не подходил: считаю, что эти проекты – очень нужные и очень значимые. Мы говорим о праздновании юбилея Российского государства и Изборска в частности, реконструкцию набережной, Детского парка и еще некоторых объектов. Так вот: да, есть критика по поводу реализации этих проектов. Но ни одного критического выступления по поводу того, зачем мы это делаем, в природе нет. Потому что у нас умное население, оно понимает, насколько это нужно. Я во многом понимаю и критически фразы: если говорить в общем, власть допустила определенную недоработку, когда не посоветовалась изначально с населением. Например, в вопросах культурно-художественной эстетики. Личностная компонента у человека местного, коренного, живущего этим – она гораздо больше, значительнее. Для него, ходящего с детства через центральный мост и видящего набережную каждый день, очень важно какой она будет. Не хочу обидеть другие регионы России, но, на мой взгляд, Псков входит в первую десятку общероссийского культурного наследия по значимости, историчности, символизму. Поэтому в этой сфере властям тоже нужно быть особенно внимательными и не сердиться, когда нам по ушам бьют. Эмоции у нас у всех есть, Псков – не только и не столько наш, это сто процентов российский бренд. - Если набережную обещали сдать к лету прошлого года, а сейчас сентябрь 2013 и уверенности нет даже про будущий год, стоит ли обижаться на критику? Мне как жителю города абсолютно все равно, какая из ветвей власти виновата: набережную пообещали, но не сделали. - Нет, нет, в этом случае не стоит ни на какую критику обижаться, конечно. Региональной власти нужно как можно больше с людьми на эти темы говорить, я в этом просто убежден. Нам обязательно нужно доделать эти проекты. Я знаю, что у Турчака именно такой настрой – довести до ума эти проекты. Поверьте, для него это крайне важно – и с точки зрения губернатора, и с точки зрения обычного человека. Это вызов, и он намерен с ним справиться, у нас с ним не одна беседа была на этот счет. - Так получилось, что у людей крупные федеральные и региональные проекты ассоциируются с одним словом: распил. Чиновники дают свои оценки – мол, нет, все нормально, прокуратура проводит проверки, а настроения людей не меняются. Разве это нормально? - Многое делают, как раз ваши коллеги по СМИ. Вы, медиа, действительно играете в этом процессе важную роль. Зачастую можно, конечно, с журналистами спорить – например, в оценках. Но то, что обсуждение в СМИ абсолютно полезно – это необходимо признать, особенно тем, кто ответственен за эти проекты. Второй момент: вы говорите о распилах… Кое-кто из общероссийских политиков на этом даже политическую карьеру сделал и продолжает делать. Вы говорите, прокуратура проводит проверки, а ничего не происходит. Это не так. У нас есть ряд материалов и дел, которые сейчас в стадии предварительного следствия находятся, и пресса об этом тоже пишет. Материалы работы Счетной палаты, как правило, публикуются, прокуратура тоже часто выносит как минимум представления – разве их нет в нашей практике? Так что я бы не согласился, что нет прозрачности, нет реакции. Конечно, у нас в стране немало коррупционных фактов, это нужно признать. Но я не знаю сейчас случаев, когда мы по каким-то знаковым федеральным проектам в Псковской области имели подтвержденные факты. Но работа правоохранительных органов по некоторым из них ведется – это я могу подтвердить. - Завершая разговор о крупных проектах и крупных бюджетах: недавно стало известно, что юбилею Великих Лук все-таки придан статус федерального. Я помню приезд Владимира Булавина и его реакцию: он говорил, что это маловозможно, поскольку пропущены все сроки. Как удалось этого статуса добиться? - Все же Владимир Иванович не говорил, что это маловозможно, он говорил о том, что это нужно сделать законно и по процедуре. Мы добились федерального статуса, и я считаю это серьезным успехом и уверен, что определяющую роль в этом сыграл лично губернатор Андрей Анатольевич Турчак. Прекрасно знаю, сколько он сделал. Он добился этого, мне не надо раболепствовать – он не мой начальник. Очень хорошо в этом смысле поработал и глава Великих Лук Николай Николаевич Козловский. Присвоение федерального статуса очень важно, на самом деле: это означает, что в оргкомитет войдут представители профильных министерств и ведомств, означает, что мы сможем реализовать жизненно важные проекты. Самое главное – инфраструктура и удобство для жителей. Мы планируем, что получим гарантированное федеральное участие в строительстве ряда важнейших объектов. - Насколько я помню, к началу лета были незащищены средства по ряду объектов, в том числе по путепроводу. Сейчас ситуация изменилась? - Это один из самых сложных и важных моментов, в том числе принципиален вопрос по путепроводу. Вопрос еще не решен до конца, но в этом направлении идет активнейший процесс. Тут без федеральной поддержке нам не обойтись, сто процентов. Но при этом давайте оговоримся: федеральный статус – это не значит, что область стоит с протянутой рукой, в празднование включены обязательства и регионального бюджета, и города Великие Луки. «Даже для развитых регионов страны наступили сложные времена» - Вас как главного федерального инспектора по Псковской области не могу не спросить о бюджете региона. На днях губернатор сказал, что он вновь будет сложным и резать придется многие статьи. Какова ваша оценка наполняемости бюджета, наличия средств на исполнение майских указов президента и долгов региона? - Бюджет непростой, очень непростой. Я не хочу драматизировать, но можно даже сказать – тяжелый. Тяжесть его в том, что мы обязаны выполнять те социальные обязательства, что у нас есть перед населением. В том, что экономическая конъюнктура сейчас негативная, и для России она тоже непросто складывается. В том, что даже для развитых регионов страны наступили сложные времена. Например, мой родной Башкортостан – регион, входящий в десятку по величине валового регионального продукта размером более триллиона рублей. Думаете, там легче? Нет. Вы упомянули майские указы президента страны в 2012 году. Указы – это программа социальных обязательств власти перед населением. И мы это не можем не сделать. Хотел бы развеять апокалиптические настроения: вот, все плохо… Нет, мы однозначно примем бюджет и однозначно будем выполнять президентские указы и свои социальные обязательства. У нас другого пути просто нет. Пскову, безусловно, непросто. Мы должны понять областной центр. Здесь есть ряд проблем, с которыми не сталкиваются другие регионы, здесь – наибольшая концентрация пенсионеров, наиболее незащищенных слоев населения. Я думаю, у города и области в плане бюджета будет хорошее взаимодействие, они просто обязаны это сделать. - Мы с вами беседовали, когда сняли Чередниченко… - Его не сняли, он ушел по собственному желанию. - Да, я оговорился… Так вот, мы говорили с вами по поводу политической войны между областным центром и региональными властями. Проблемы с бюджетом в прошлом году – это все же результат политической войны или в принципе бюджетный кризис в регионе и городе? - Я считаю, что было бы верхом безответственности привнести какую-то войну в отношения городской и областной властей, это неправильно было бы. А так – мы все живые люди, и между нами – чиновниками – тоже какие-то свои отношения возникают, в том числе и споры. Такого рода диалоги и споры, конечно же, были в Пскове. Но войной я это не считаю. - На той же встрече, где шла речь о бюджете, Андрей Турчак озвучивал такую проблему, как снижение сборов по налогу на прибыль. Это говорит либо о снижении активности предпринимательских структур или о переходе на «серые» зарплаты. В стране достаточно средств от углеводородов, да и помощь малому и среднему бизнесу декларируется все время. Как можно оценить такое снижение? - Да, наверное, активность предпринимательских структур все-таки снижается. Повторюсь: я это увязываю с внешней конъюнктурой, которая сейчас далеко не самая благоприятная – об этом говорит и сам президент страны. Ушли или не ушли в тень? Это надо говорить с профессионалами. Наверное, кто-то из них может об этом говорить, мне об этом рассуждать трудно, я бы не брал на себя такого рода оценки. Приоритеты экономического развития регулярно декларируют региональные власти, и я считаю, что если эти декларации будут исполняться, будет результат. У нас неплохие заделы по животноводческому комплексу, интересные вещи, связанные с энергетическими ресурсами. Есть перспективный проект «Моглино». Я понимаю, что у общественности много, очень много вопросов к нему. Понимаю, что сейчас не хватает информационной открытости по этому вопросу: на самом деле, просто надо больше рассказывать людям, и тогда власть и население начнут лучше понимать друг друга. Беседовал Денис Камалягин
Комментарии