Для депутата Государственной Думы Александра Васильева этот год в нижней палате Федерального собрания России дебютный. Но в отличие от коллег, представляющих Псковскую область в парламенте, его знают не как недосягаемого политика "из газет и телевизора", а как обычного парня, занимающегося вполне понятными проблемами – дорогами России. За этого его и уважают. После избрания депутатом, он не только не бросил движение "Убитые дороги", объединяющее во всей стране неравнодушных к ситуации на дорогах автомобилистов, но и старается его понемногу развивать. О том, какие очки не помещаются в футляр для очков "Лады Приоры", о страхе чиновников, слышащих название "Убитые дороги", и о далеком, но все же светлом будущем на отечественном бездорожье, Александр Васильев рассказал в интервью в рамках специального проекта Псковского агентства информации "ИТОГИ2012". ФРОНТОВИКИ НЕ ВСЕГДА СОГЛАСНЫ С ФРАКЦИЕЙ "ЕР" - Александр Николаевич, после выборов президента Общероссийский народный фронт застрял в полупозиции между классической партией и солянкой общественных организацией. Что ждёт ОНФ в будущем? - На самом деле, это только со стороны кажется, что Фронт где-то застрял. ОНФ, если говорить по сути, состоит из общественных организаций и движений, которые не могут нигде застрять, они динамично развиваются, занимаются общественной практикой. Когда были выборы, они объединились и поддерживали президента – так появился Народный фронт. Сейчас фронт также боеспособен, происходит внутреннее строительство, организации учатся взаимодействовать между собой, с органами власти. Так что, если про него сейчас говорят меньше, это всего лишь технологический вопрос. В реальности Фронт как выступал, так и выступает дискуссионной площадкой по вопросам всевозможной тематики. Результат таких дискуссий, причём, я замечу, дискуссий не только и не столько чисто столичных, - предложения для различных уровней власти. А подчас и готовые законопроекты для Государственной Думы. Взять наш живой пример - мы и наше движение "Убитые дороги". Мы присоединились к ОНФ накануне прошлогодних декабрьских выборов. С тех пор движение никак не пострадало, а, наоборот, растёт и ширится по всей России. Участие в ОНФ лишь означает, что оно является таким же ресурсом Народного фронта как, скажем, профсоюзы или бизнес-сообщества. Сегодня Народному фронту необходимо, конечно, получить официальный, зарегистрированный в Минюсте статус, чтобы структура функционировала, чтобы была возможность упорядочить работу и взаимодействие различных движений, скоординировать работу внутри. На мой взгляд, Фронт выбрал оптимальную форму для регистрации - общественное движение. А речь о том, что ОНФ будет отдельной партией, никогда официально не шла, хоть и такие мнения не раз озвучивались. Ведь Народный фронт – это структура гораздо большая, чем какая-либо партия. Это надпартия, если хотите, конструктивное движение солидарных общественных организаций. В середине осени у нас состоялась большая встреча "фронтовиков", где мы обсуждали общие планы на будущее. И как раз то, как должен выглядеть Народный фронт. Это беспокоит многих, людям хочется понять, что мы будем делать, как выступать, как нам можно помочь. Мне вот изначально всё было хорошо понятно, поэтому и вопросов у меня лишний раз не возникало. Те, кто хочет работать, будут принимать активное участие, в любой организации. - А для вас с точки зрения подходов, важней быть членом фракции "Единой России" в Госдуме или членом ОНФ? - Я стал депутатом от Народного фронта, а не от "Единой России", это и расставляет приоритеты. Такая же история и других моих беспартийных коллег по фракции, ставших депутатами от ОНФ. Потому и все решения, которые принимаются фракцией, мы рассматриваем через призму фронта, своих общественных организацией. Не мы опираемся на мнение фракции, а фракция на наше мнение. Ведь за нами не придуманные из головы решения, а мнения общественников, обратная связь с огромным количеством активных и инициативных людей по всей стране. Бывает даже так, что мнение фракции и фронтовиков расходятся. Вот, например, последний закон по допустимому значению промилле в крови автолюбителей. "Убитые дороги" провели круглые столы в десятке регионов, выслушали мнения всех сторон – самих автолюбителей, полиции, наркологов, психологов…. Приняли резолюции, но у фракции свое мнение, отличное от нашего. Будем стоять на своем. - Наверняка неоднократно приходилось обсуждать в неформальной обстановке с коллегами по Госдуме положение дел в Псковской области. Какие эпитеты запомнились? - Такие разговоры, к сожалению, меня как патриота своего региона немного расстраивают. Печально, но Псковская область остается для многих чем-то далеким и неизведанным. Максимум, что вспоминают коллеги, когда речь заходит о регионе – так это историческая ценность, культурный слой. И, разумеется, все говорят о Псковской области в контексте демографических проблем, ещё недавно попросту стиравших Псков с карты России. Но ситуация постепенно меняется, и в демографии тоже. Поэтому готовлю коллег к позитивным известиям из области, рассказываю о значимых событиях, приглашаю в гости. Пока только друзей из Москвы и Томска звал, но надеюсь, что каждый депутат когда-либо побывает здесь и поймет, что это совсем не медвежий угол, а динамично развивающийся регион, способный использовать своё уникальное местоположение. Уверен, что Псковская область совсем скоро покажет себя, заявит о себе как о регионе хороших новостей, мы все над эти работаем. - Любопытно узнать, ведь нам отсюда не так хорошо видно, как в Госдуме работают другие псковичи Михаила Брячака ("Справедливая Россия") и Владимир Никитин (КПРФ). - Они оба, безусловно, играют очень важные роли в своих фракциях. Я сознательно, разумеется, за ними не слежу, но всегда с интересом наблюдаю, когда они берут слово. А с Брячаком мы работаем в одном Комитете по транспорту, где он возглавляет подкомитет по внешнеторговой деятельности. У него очень много работы, и мы часто помогаем ему какими-нибудь данными, ведь в конструктивной работе партийные различия стираются. Что же до Никитина, то у него, наверное, очень много дел всегда, он выглядит очень занятым человеком. СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ОДНАЖДЫ НАСТУПИТ И НА ДОРОГАХ - Многие говорят, что решающее значение в твоей биографии сыграла встреча с Путиным. А приходилось ли после той встречи встречаться с президентом ещё раз? - За последний год мы встречались два раза, и оба раза - в рамках Народного фронта. Это было зимой и недавно, в середине осени, как раз там, где мы обсуждали будущее фронта. Осенью я был на встрече слушателем, а зимой рассказывал о такой проблеме автомобилистов как техосмотр. Тогда я сказал ему, что техосмотр нужно отметить. Путин в ранге премьер-министра моё предложение не поддержал, но, тем не менее, проблему взял на контроль. И с тех пор процесс прохождения техосмотра становится всё легче и легче. Так, после той встречи, изменились правила со страхованием, ведь прежде без техосмотра нельзя было купить страховку. Также было разрешено проводить техосмотр фирменным автосалонам, были отменены талоны ТО. Так что я считаю, диалог был продуктивным. - Дорожное хозяйство Псковской области явно подтянулось за последние несколько лет. Однако существуют участки - федерального, регионального, местного значения - где кроме как на тракторе по-прежнему не проехать. Наступит ли когда-нибудь момент, когда автомобилисты будут счастливы на любых дорогах региона? И сколько на это нужно по вашим прикидкам денег и времени? - Ещё перед декабрьскими выборами "Убитые дороги" подсчитали: чтобы регион мог подтянуть федеральную дорожную сеть до такого уровня, чтобы по праву считать себя транзитным регионом, нам нужно около 10 млрд рублей. А участки, где даже на тракторе не проедешь, есть даже не далеко от Пскова. И тут речь идёт не о десятке миллиардов, а, наверное, о кратно больших суммах. Но проблема даже не в деньгах, более-менее исправно деньги на дорожное строительство стали начисляться в бюджеты всех уровней. Главная проблема, на мой взгляд, состоит в кадровом ресурсе. У нас сегодня крайне мало настоящих профессионалов, менеджеров, инженеров, строителей, работающих в дорожном хозяйстве. Если в дорфондах появятся уровневые специалисты, тогда каждый вложенный рубль будет использован гораздо эффективней, нежели используется сегодня. Недавно в Псковской области были созданы новые структуры - федеральный и региональный дорожные фонды, которые в комплексе меняют психологию в отрасли дорожного хозяйства, меняют подходы. Это очень важное движение власти после двух десятков лет абсолютного простоя отрасли, это поможет сосредотачивать усилия, работать на результат. Но хочется отметить, что нам нужно не только строить новые дороги, но и сохранять старые. Ну, а наше движение со своей стороны будет делать максимально возможное в рамках законодательства для развития системы. Наша роль не простая: мы усложняем чиновникам жизнь, задаем неудобные вопросы на общественном совете при Росавтодоре, критикуем что есть силы. "Убитые дороги" сегодня как бельмо на глазу у чиновников, но, стоит отметить, мы не только критикуем, но и предлагаем свои решения. Например, сейчас мы создаем в Псковской области и в других регионах, где есть отделения нашего движения, электронную карту дорог, с указанием принадлежности, уровня износа и должного содержания. К карте прилагаются телефоны ответственных организаций, диспетчерских служб, а также фотоиллюстрации состояния дороги. С помощью наших карт любой участник движения будет знать, какие требования предъявлять к обслуживанию дороги, а также сможет оперативно предупредить о дорожной ситуации на конкретном участке, в том числе об оледенении трасс, заснеженности, пожаловаться в компетентные органы. Сразу как запустим электронные карты, договоримся с заправками и будем раздавать информационные буклеты водителям, чтобы они узнали о них как можно скорей. Что же касается ответа на вопрос, когда на всех дорогах будет хорошо… Знаете, это не самый простой вопрос, ведь дороги нужно не только строить и ремонтировать, нужно подтягивать законодательную базу, выращивать активного автомобилиста, контролирующего действия властей, а не плюющего на качество дорог. Это долгий и взаимосвязанный процесс. У правительства есть концепция развития дорог до 2030 года, будем считать, что это и есть тот самый далекий маячок светлого дорожного будущего. - "Убитые дороги" внимательно относятся ко всей законодательной базе, связанной с дорогами. На принятии каких законов вы сегодня настаиваете? - Здесь нужно разделить нашу работу на два направления – непосредственно дороги и участники дорожных отношений. Сегодня почти готовы наши поправки ко второму чтению в федеральный закон №257 об автомобильных дорогах. Мы вводим в него понятие гарантийного срока при ремонте и строительстве, прописываем то, чего в законе прежде не было: гарантийные обязательства подрядчиков. К примеру, по верхнему слою покрытия гарантийный срок – 4 года, по нижнему - 5, по основанию - 6 лет, для мостов – 8. И это только первый шаг, ведь при внедрении современных технологий строительства будут расти и гарантийные сроки. Также при нашем участии была проведена большая работа и по закону о федеральной контрактной системе, который придет на смену 94ФЗ. За короткий срок мы переработали 1,5 тысяч всевозможных поправок к нему. Система заключения государственных и муниципальных контрактов будет кардинально меняться. Такого, что после освоения средств, например, в том же дорожном строительстве, подрядчик исчезает или же банкротится и не несет ответственности за работу, больше быть не должно. Я знаю, что оба этих закона очень ждут толковые организации дорожного строительства. Ведь в законодательстве формируется адекватная база для развития дорожной отрасли, долгосрочных бизнес-отношений. Но закон не гарантирует одного – качества исполнения, поэтому многое зависит и от Минтранса, и от региональных дорожных комитетов. Второй блок нашей работы – это безопасность на дорогах. Мы все были свидетелями ужасающих трагедий на дорогах, эта проблема сегодня затрагивает всех, даже тех, кто просто стоит на остановке в ожидании автобуса. Поэтому сегодня необходимо обратить внимание всего общества на соблюдение Правил дорожного движения, а там, где слова и убеждения не помогают, нужно ужесточать санкции. Стало очевидно, что пора усиливать личную ответственность каждого нарушителя. Посмотрите на опыт наших соседей. Все мы прекрасно знаем, как в Беларуси и Эстонии водители ответственно относятся к соблюдению закона, уважают его. А у нас дисциплина не просто хромает, а пошатывается. Сегодня у нас есть предложения к административному кодексу по наказаниям за пьяную езду (штраф 50 тысяч рублей и лишение прав), за превышение скорости. И наше мнение отличается от фракционного, мы будем стоять на своем. Понимаете, вместе с повышением ответственности мы запускаем новую фазу отношений водителей, властей в виде дорожных служб и ГИБДД, пешеходов… Все должны стать более требовательными и по отношению к себе и к остальным. Так, например, мы выступаем за увеличение штрафа за ненормативное содержание дороги с 30 тысяч рублей до 400. В общем, у нас множество поправок, и они взяты не с потолка, а подкреплены реальными мнениями, собранными со всей страны. И мы будем на них настаивать на пленарных заседаниях Госдумы. ЛАДА КАЛИНА – ДОСТОЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, НО НЕ ДЛЯ МЕНЯ - Недавно "Убитые дороги" буквально взорвали информационное пространство Псковской области. Активист вашей организации выступил инициатором судебного разбирательства над водителем губернатора, выехавшим на встречку. На вас после этого не смотрят косо в администрации области? - "Убитые дороги" никогда не беспокоило, как на нас будут смотреть политики. Это им надо беспокоиться, как мы будем смотреть на них и на их дорожное хозяйство. Мы в своей деятельности придерживаемся главного правила – соблюдение закона. На дороге перед ним все равны, ведь только так можно чувствовать себя в безопасности. Мы требуем этого и от своих активистов, и от всех остальных. Кстати, то, что в поле нашего зрения попала машина губернатора, это очень хорошо. Ведь я думаю, что теперь все кто рангом ниже губернатора, призадумаются: "А стоит ли нарушать, раз даже губернаторскому водителю такое не сошло с рук?". Так что мы надеемся не только на наказание водителя, но и на общий педагогический эффект. У "Убитых дорог", к слову, есть ещё одна замечательная, на мой взгляд, инициатива, касающаяся именно властей, и поэтому самими властями не поддержанная. Мы хотим, чтобы у автомобилей государственного и муниципального автопарков номера были зелёными, потому что мы хотим, чтобы и люди, и ГИБДД, сразу могли идентифицировать такие машины. Ведь всякие сотрудники всяких администраций не только любят полихачить, но и часто используют служебные автомобили в личных целях. А именно отношение людей, непосредственно влияющих на ситуацию на дорогах в целом, и формирует отношение всех остальных. Поэтому мы продолжим настаивать на зелёных номерах, чтобы люди видели, как и куда ездят чиновники за бюджетный счёт. - Расскажите пожалуйста о вашем личном ощущении: после переименовании милиции в полицию изменилась ли ситуация с банальными взятками на дорогах? Или просто суммы возросли? - Вот о личных ощущениях рассказать ничего рассказать не могу. Ни я, ни мои родственники не дают взяток и не сталкиваются с теми, кто бы их требовал. Нарушать – да, нарушаю, раз в год, при пробеге более чем в 30 тысяч километров, но плачу за это через кассу. Взятки на дорогах, суммы, сама практика взяток, зависит не только от сотрудников ГИБДД, но и от самих автомобилистов. В нашей организации мы придерживаемся правила "нарушил – отвечай". Поэтому если садитесь за руль, знайте Правила дорожного движения и КоАП, старайтесь не нарушать. Кстати, случаев, когда инспекторов даже сажают за взятки, много. И в нашу организацию всегда можно обратиться с такой жалобой. А что до ребрендинга милиции, то, на мой взгляд, реформа, прежде всего, застряла в самоидентификации. Сами милиционеры не могут себя полноценно ощущать полицейскими. Да и общество тоже не воспринимает их таковыми. Обеим сторонам нужно время. -Нельзя не спросить у главного дорожника России: как вам качество нашего автопрома? Какие машины вы предпочитаете и почему? - У меня нет отечественного автомобиля. Сейчас объясню почему. Мы во время автопробега Владивосток – Калининград использовали две "Лады Приоры" и одну "Ладу Калину". Всем, кстати, очень они понравились. Отлично прошли 11 тысяч километров без существенных поломок и, в целом, проявили себя достойно. Но кроме ходовых качеств, у машины важна комфортность. В Тольятти мы заехали на завод "Автоваза". Нам было интересно увидеть, кто работает на заводе, от кого зависят принимаемые решения. Так, к примеру, нам было очень любопытно, почему в "Приоре" в очёчницу влезают только одни из 10 испробованных нами очков, почему обшивка закреплена скобами наружу, а не внутрь. К сожалению, на заводе наблюдается кадровый дефицит, как и в любой сфере отечественной промышленности. В рыночных условиях у молодежи не хватает патриотизма развивать наш автопром. А хотелось бы увидеть там больше молодых лиц, которые способные предлагать самые дерзкие идеи и добиваться их реализации. У меня свои требования к авто и по эксплуатационным качествам и по комфорту. Машин, способных удовлетворить мои требованиям, в России, увы, пока не выпускают. Поэтому у меня "Тойота Селика" (купе, 2 литра, 180 лс). Это удобная, спортивная машина, которая помогает мне чувствовать себя уверенно в поездках на дальние расстояния. Также я пользуюсь "Субару Форестер" (полноприводный универсал) для семьи, отдыха и спорта. - Какие планы у "Убитых дорог" и у вас как у депутата Госдумы на будущий год. - Планов много, и говорить обо всех не хочется, потому что некоторые могут отмениться, а некоторые, наоборот, преобразиться так, что мы и не ожидаем. Точно будем регистрировать общественную организацию как межрегиональные общественное движение по развитию транспортной системы. И, невзирая на многочисленные просьбы чиновников сменить название, будем регистрироваться именно как "Убитые дороги". Оформляемся для того, чтобы помогать ребятам в других регионах выстраивать диалог с властью на новом уровне, усиливать общественный контроль над ситуацией на дорогах, предлагать своевременные решения, добиваться их реализации. В Псковской области у нас в планах педалирование и контроль над строительством путепровода в Великих Луках и Северного обхода рядом с Псковом. НЕ ЗАПОМНИЛ, КАК ПРОЛЕТЕЛ ГОД - Резюмируйте вкратце личные ощущения от уходящего года. - Год пролетел очень быстро, и я даже не заметил как. Единственное, что я хорошо запомнил, так это путешествия и поездки в другие города и страны. Например, автопробег Хабаровск – Магадан, поездка в Европу. Запомнил, наверное, потому что пока ходишь вдоль одного непокрашенного забора или колесишь по знакомой убитой дороге, мировоззрение формируется очень ограниченное. А когда путешествуешь, хочется взять лучшее и приметь на нас. - Что планируете делать на новогодних каникулах? - Очень хочу спокойно побыть с родными здесь, в Пскове. Но спокойно это не значит, что отдых будет пассивным, я сторонник спорта. - Есть ли у вас традиционные любимые атрибуты новогодних праздников? - Конечно же, это с душой приготовленные шуба или салат "Оливье" под новогоднее поздравление президента, но я не люблю делать из праздников культ. Для меня это просто повод побыть с близкими. - Расскажите о своем самом запоминающемся новогоднем приключении. - Пытаюсь вспомнить, что-то нет такого. Я люблю спокойствие и размеренность, которые дают новогодние праздники и Рождество, поэтому, наверное, и рассказать-то нечего. - Что бы вы хотели пожелать в новом году себе и нашим читателям? - Желаю все людям здоровья и счастья, внимательного отношения друг к другу и любви, а ещё хорошей погоды и дороги, которая ведёт домой. Беседовал Арслан Байрамов.
Комментарии