Институт регионального развития приступил к публичной презентации своего медиаметрического исследования, проведенного летом-осенью этого года: это был формализованный опрос 3250 респондентов, плюс ряд фокус-групп и экспертных интервью.
В среду, 28 ноября, социологи и журналисты обсудили главным образом особенности работы печатных изданий, на следующей неделе подойдет очередь интернет-СМИ. К разочарованию журналистов, самая лакомая, т.е. полезная с точки зрения маркетинга и стратегии развития СМИ информация по воле учредителя ИРР – областной администрации – оказалась сокрыта. Все, что касается охвата читательской аудитории, ее структуры и т.д. редакции смогут получить по специальной заявке и за отдельную плату. Волю учредителя можно понять: медиаметрия была заказана в рамках работы по созданию медиахолдинга, ядро которого составит областная газета «Псковская правда». А с этой точки зрения, во всех остальных СМИ областная администрация, вероятно, видит не столько средство коммуникации с электоратом, сколько конкурентов в информационном поле (да и на рынке). Так что, на семинаре говорили в основном про информированность жителей Псковской области относительно ситуации в регионе и тематические предпочтения читателей. Исследование показало, что жители области в целом лояльно и некритично относятся к печатным изданиям. Читают главным образом про местные события, анекдоты и криминал, пропускают – политику, спорт и конкурсы. Наивысшим доверием пользуются районные газеты – они занимают первое место в рейтинге (22,2% доверяют полностью или скорее доверяют, не читают местные газеты – 63% жителей области). Аудиторию «районок» составляют от 80% (Бежаницкий район) до 29% (Дедовичский район) жителей района – псковским и федеральным изданиям о такой популярности можно только мечтать. Из областных газет самый высокий рейтинг доверия у «Курьера» (доверяют полностью, или скорее доверяют 15,5%, 75,5% не читают), «Псковской правды» (соответственно 12% и 78,5%) и «АиФ-Псков» (доверие – 10,1%, не читают – 82,5%). Все остальные газеты не читают от 82,5% до 98,4% жителей региона. Похоже, что в регионе нет ни одного «всеобщего любимца» – газеты, которая объединяла бы по-настоящему широкий круг читателей. При этом порядка 50% жителей области и 33% жителей Пскова уверяют, что хотя бы раз держали в руках газету в течение последней недели. Участники семинара предположили, что речь могла идти о телепрограмме – неважно, в каком печатном издании. Чтение газет – семейное дело: прессу жители области в подавляющем большинстве прочитывают дома, проглядывают по очереди всей семьей, а потом откладывают в стопку, чтобы использовать в хозяйстве. Если что-то из прочитанного и обсуждается, то опять же между родственниками: обычно газеты не настолько интересны, чтобы говорить о публикациях на работе или с соседями. Другое дело, когда пресса начинает рассказывать о действительно волнующих проблемах: «У нас, когда писали о свалке, эту газету даже на ксероксе печатали – все интересовались», - рассказали социологам на фокус-группе жители Палкинского района. В целом, как выяснилось, степень осведомленности жителей региона относительно происходящего невелика: не более трети считают, что неплохо владеют ситуацией (таких около 8%) или, по крайней мере, знают о самом важном. Самый частый ответ – неопределенность: «не могу сказать, что-то знаю, что-то нет, как все», его выбрали почти 40% жителей области. Остальные признаются, что узнают не самые важные факты или вообще не владеют ситуацией. Субъективные оценки социологи проверили небольшим тестом – предложили респондентам ответить на вопросы по самым важным для нынешней администрации и актуальным темам. Если ты постоянно читаешь газеты и сайты, пропустить эти сюжеты в принципе невозможно, пояснил замдиректора ИРР Сергей Дамберг. Например, один из контрольных вопросов касался Моглино – что именно строится в Псковском районе? Это «крупный завод», уверены 27% респондентов. 12% считают, что там будет гостиница, а 7% - аквапарк (ну где-то же строится аквапарк, а вдруг там?). Правильный ответ – технопарк – знают только 22% жителей области. За правильные ответы начислялись баллы, по одному за каждый, максимум – пять. Средняя оценка «политической грамотности» псковичей не дотягивает даже до тройки. Самыми информированными оказались жители Бежаницкого района с 2,73 баллами, на другом конце рейтинга Великолукский район с оценкой 1,18. Города тоже не блещут: Псков набрал 2,29 балла, Великие Луки – 1,58. Характерно, что уровень информированности прямо пропорционален уровню образования и дохода: максимальное число «пятерок» получили люди с высшим образованием и заработком свыше 20 тысяч рублей. «Остается такая фундаментальная проблема – не интересна область ее жителям, и город Псков тоже. В общем, это следствие таких вещей как бедность и свертывание всего и вся в районах, это понимание, что мы живем на каком-то тонущем корабле. Социальный пессимизм – это массовое настроение у нас»,- прокомментировал результаты опроса Сергей Дамберг. – «Кроме того, безусловно, есть просчеты в пиар-активности. Вообще, тема развития слабо артикулирована». Этот «вялый расклад», как охарактеризовал Сергей Дамберг полученные цифры, по его словам, прямо указывает на проблему «плохого пиара проектов развития». «Чтобы мне, простому читателю, было легко ответить, что конкретно делается: вот делают технопарк в Моглино, делают…», - начал он было перечислять, но после «Моглино» запнулся, вызвав понимающий смех участников семинара. Низкий читательский интерес, порожденный социальным пессимизмом, удачно сочетается с чисто редакционными недоработками: «и знать не хочу, но и захочу – не узнаю». В неизменно популярных местных газетах редко пишут об областных событиях и процессах. В областных изданиях, в свою очередь, сложно найти информацию из районов – та же «Псковская правда» почти превратилась в городскую газету. При этом, по словам исследователей, крайне редка ситуация, когда семья читает больше чем одну газету. Потому что ради местных новостей покупается «районка», а про областные и федеральные события люди узнают из телевизора, пояснил по личному опыту Сергей Ермолаев, главред муниципальной газеты «Псковские новости». Для печатных изданий есть еще один повод пригорюниться: среди молодежи 18-24 лет газеты читают не более 7-10%. В самой социально-активной группе – от 25 до 44 лет – активных читателей от силы седьмая часть. Похоже, привычка к бумажной прессе постепенно сходит на нет. Но приходит ли на смену газетам интернет, компенсирует ли нехватку новостей телевидение, или новые поколения в принципе отвыкают от общественно-политической информации, довольствуясь миром развлечений и социальных сетей? Узнаем из следующей серии – об аудитории телеканалов и интернет-ресурсов специалисты ИРР обещают рассказать 6 декабря. Светлана Прокопьева
Комментарии