Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий обратился с традиционным Пасхальным посланием к «боголюбивым пастырям, всечестному иночеству и всем верным христианам Русской Православной Церкви города Пскова и Псковской области». «Возлюбленные мои о Господе отцы, братия и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Этими словами Евангельского благовестия приветствую всех Вас с Пасхальной радостию, ибо эта радость превосходит все человеческие земные радости.
Эта радость о жизни! А что возвышенней и ценнее жизни? Да нет ничего на свете, как нет ничего светлее солнечного света, краше утренней зари. Христос воскрес и нас совоскрешает с Собою, так как мы, верующие во Христа, верою живем с Ним, питаясь и наслаждаясь Его красотой и силой, которые заключены в Его Святом Евангелии, в Таинствах и молитвах Святой Православной Церкви. Святитель Филарет Московский говорит: «Воскресший Христос отверз ум Святым Апостолам и через веру просветил их светом Божественным не только для них самих, но и для того, чтобы они озарили наш ум через свое Писание, чтобы и мы через веру сделались сынами Света. Он Христос допустил, чтобы и до нас донеслось Слово, обличающее крайнюю слепоту неверующих, дабы мы страшились неверия. Не говорите с Фомою: «Аще не увижу, не поверю». Помните слова Господа: «Веруеши, больше сих узриши: блажени невидевшии, но веровавшии. Веруйте во Свет, да сынове Света будете» (Ин. 12.3). Вера и любовь да привлекут к вам воссиявший от гроба Свет Жизни вашей. Этот Свет да отверзает ум Ваш к разумению тайн вашего спасения и сердце к ощущению Царства Божия, которое внутри вас есть. В открытое Царствию Божию сердце да отверзется вам Рай и Небо. Да не затворим сами от себя грехом и неверием Того, Кого для нас отверзает Благая Вратарница двери Богонасажденного рая Божия. Если прислушаться к церковному богослужению, к чтению, пению, проповеди, то мы услышим призыв Церкви, обращенный к человеку, о жизни вечной, жизни небесной, нетленной. Этот призыв Божий к жизни вечной, к жизни нетленной определяет богословское вероучительное значение нашей Святой Православной Церкви Христовой, выраженное в событии Воскресения Христова. «Пасха нетления, мира спасения». Ибо Воскресением Христовым человеку возвращено его древнее достояние нетления, которое человек имел до грехопадения в своей богозданной природе. Следствием человеческого греха явилось его тление и смерть. Церковь грех называет, прежде всего, тлением, распадением, увяданием, угасанием, постепенным исчезновением. Когда человек отпал от Бога, началось его духовное и телесное тление. Самоволие в духовной жизни привело человека к рабству, греху и его страстям. Человек, работая греху, начал ослабевать, соблазняясь от насылаемых сатаной обольстительных похотей. Душа его гниет, душа истлевает. Поэтому процесс духовного тления можно уподобить всякому гниению. Если гниет какой-то организм, то в нем все разрушается. От него появляется ядовитое зловоние. Так и поврежденная, зараженная грехом духовная природа человека постепенно гниет и истлевает. Душа теряет свое целомудрие, свою цельность. Разлагается жизнь, слабеет в ней воля, всё связующая и всё в ней себе подчиняющая. Вырываются из грешной души постоянные страстные помыслы, рождаются злые дела. При внимательном отношении к своей духовной жизни всякий человек не может не удивляться тому, с каким трудом в душе прививается все доброе и прекрасное. И как легко и быстро в ней укрепляется все тёмное и злое. При этом можно сказать, что-то недоброе живет в нашей душе, она нездорова, она больна. Тление господствует в душе. И тлению с особенной очевидностью подчиняется наше тело. Душевную болезнь многие могут не замечать, могут заглушать шумом развлекательной жизни. Но при этом умножаются внутренние стоны и тяжкие вопли души. Творения аскетов, подвижников, рассуждающих в своих писаниях о духовной смерти, многими малоцерковными людьми ныне отвергаются и осмеиваются. И только скорбное Последование святого Иоанна Дамаскина, при отпевании умершего человека, никого не оставит равнодушным. Человечество всегда видело внутреннее тление своей духовной природы и всегда воочию видело разрушение храмины своего тела. Сознавать же, что ты духовно гниешь и знать, что тело твое является достоянием истления, человек не хочет, но это - удел каждого грешника. Безбожное сознание всегда рисовало будущность человека мрачными безотрадными чувствами или совсем его отвергало, прикрываясь ложным оптимизмом и внешней красотой быстроизменяющейся моды. Ныне Церковь благовествует о том, что наша «Пасха нетления - мира спасение». Вот, где радость жизни! Вот наша надежда! Спасение есть освобождение от тления и от исчезновения. Спасение есть возвращение жизни от смерти, ибо создан был человек не в истление, а для жизни вечной. Только нужно было оздоровление человеческого естества. Это оздоровление пришло и дано в воплощении Сына Божия, в его Преславном Воскресении. Нетление и бессмертие воспринял в единстве Своей Личности Христос Спаситель. Поэтому наше человеческое тленное естество получило во Христе прививку нетления. И начался процесс обновления нашей жизни, обóжения человека через таинства Церкви посредством нашей молитвы и благодати Христовой. «Воскресением Христовым жало смерти притуплено, - говорит священномученик исповедник святитель Илларион (Троицкий), - тление побеждено. Дано противоядие благодатью Воскресшего Господа. Наша Пасха - освобождение не от египетского плена, как это было в Ветхом Завете, но от рабства греха и тления. Христос воскрес! Он прошел врата смерти. Он воскрес, Им принесено целительное врачевство против разъедающего нас тления. Христово Воскресение дает всем нам смысл жизни вечной. Теперь каждый верующий христианин знает, что его положение небезнадежно. С верою во Христа Воскресшего можно теперь надеяться и на победу, и на одоление греха. Можно надеяться на освобождение от рабства тлению через веру во Христа и свое покаяние. «От смерти бо к жизни». На небе церковном сияют как яркие звезды, святые Божии небожители, которые живя на земле, победили грех, достигли чистоты и целомудрия, т.е. нетления, а потому они радуясь отходили в путь всея земли для радости вечной, для жизни нетленной в обителях небесных. Радуйтеся и веселитеся и вы, дорогие братья и сестры, любящие Бога Воскресшего Господа. Прославляйте Его в душах и телесах ваших, ибо таковых ожидает Воскресший Христос в Царствии Небесном для радости вечной со всеми святыми, благоугодившими Богу. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! С пасхальной любовию ко всем вам Смиренный Божией милостию Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий».
Комментарии