Опытом экологической работы обменялись участники областной творческой лаборатории в Бежаницах
0Псковская областная универсальная научная библиотека провела на базе Бежаницкой центральной районной библиотеки им. А.П. Философовой областную творческую лабораторию "Библиотеки и экологическое просвещение населения". Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе библиотеки, творческая лаборатория была посвящена распространению экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе и бережного отношения к окружающей среде.
В творческой лаборатории приняли участие: глава Бежаницкого района А.Я. Трофимов, заместитель главы по социальным вопросам Е.М. Иванова, заведующая отделом экологического контроля Росприроднадзора по Псковской области С.А. Тунчик, директор Псковской областной универсальной научной библиотеки В.И. Павлова, заместитель директора областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина И.В. Осадчая, директор Бежаницкого информационно-культурного центра В.В. Булдакова, директор заповедника "Полистовский" М.С. Яблоков, учитель биологии Бежаницкой средней школы Л.В. Макарова, библиотечные специалисты Бежаницкого, Локнянского, Новоржевского, Новосокольнического, Порховского районов Псковской области.
Первая часть творческой лаборатории прошла под названием "Экология родного края: представление деятельности учреждений и организаций Бежаницкого района по экологическому просвещению". Участники лаборатории познакомились с работой по экологическому просвещению детских экологических клубов, сельских библиотек района. Была представлена на творческой лаборатории система мероприятий по экологии Бежаницкой средней школы: это и участие школьников в олимпиадах по экологии, в исследовательских экспедициях, проводимых заповедником "Полистовским"; выступления с исследовательскими работами перед учащимися и на конференциях.
Большая эколого-просветительская работа ведется в информационно-культурном центре Философовых, в котором при участии местных жителей и заповедника "Полистовский" собрана природоведческая коллекция. Сотрудники центра проводят тематические экскурсии "Природа и экология края", "Заповедные места Полистовья", организуют другие различные мероприятия.
Особый интерес вызвало выступление директора заповедника "Полистовский" М.С. Яблокова, который рассказал о деятельности заповедника, в том числе просветительской. Работа отдела экологического просвещения заповедника направлена на пропаганду охраны природы. Для этого выпускаются буклеты, плакаты и календари, проводятся экскурсии по экологическим тропам, специальные тематические уроки в школах. Кроме того, заповедник ежегодно объявляет различные конкурсы, организует мероприятия в рамках акции "Марш парков", в которых активно участвуют учащиеся, педагоги Бежаницкой средней школы и библиотеки Локнянского района.
Вторую часть творческой лаборатории "Информационное обеспечение библиотечных специалистов по проблемам экологии" провели ведущие специалисты областных библиотек.
"В настоящее время библиотеки, как никто, имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению. В нашей области сложилась определённая система работы со школами, детскими садами, населением области. Широкий спектр разрозненных мероприятий давно ушёл в прошлое. Создана система экологического просвещения, появились свои традиции", - такими словами начала свое выступление о системе мероприятий по экологическому просвещению для населения в библиотеках области О.В. Акинфиева, заведующая отделом координации деятельности Псковской областной универсальной научной библиотеки.
Она рассказала, что большую эколого-просветительскую работу ведут библиотеки г. Пскова (детская библиотека "РаДуГа ЦБС г. Пскова), г. Великие Луки, Великолукского, Гдовского, Локнянского, Невельского, Новоржевского, Новосокольнического, Печорского, Куньинского и других районов области.
Многие сельские библиотеки области также активно работают по экологическим программам. Миритиницкая сельская библиотека Локнянского района разработала проект "Миритиницы - озерный край", цель которого получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности. Подготовлена электронная презентация "Озера Миритиницкого каря". Эти материалы используются при подготовке и проведении различных мероприятий по экологии края.
Программа "Охрана природы - охрана здоровья" (2010-2012 гг.) Опухликовской сельской библиотеки Невельского района направлена на расширение знаний читателей о видовом разнообразии животного мира, развитие навыков экологически грамотного общения с живой природой.
В Палкинском районе успешно реализуется программа "Войди в лес другом" на 2011 - 2012 г.г., которая ставит задачу воспитания у населения, особенно детей и молодежи, бережного, ответственного отношения человека к национальному богатству - лесу. Библиотекарями района организованы походы в лес с целью ознакомления с растительным миром лесов и с целью наглядного показа нерадивого отношения человека к лесным богатствам.
Кроме того, были осуществлены практические дела по уборке от мусора мест отдыха населения и вывешены лозунги с призывами "Не мусорить в лесу". Самолуковской сельской библиотекой Локнянского района была реализована экологическая программа "В содружестве с природой".
В ходе реализации программы были проведены акции "Твой след на земле", экскурсии на природу, конкурсы творческих работ "Край ты мой родной", цикл экологических уроков "Тревоги родного края".
В 2011 году библиотека сотрудничала с Заповедником "Полистовский", школой и ДК. "Путешествие в Экоцарство - природное государство": программа экологического воспитания на 2011 - 2012 г.г. Захаринской сельской библиотеки Новосокольнического района. Ее цель - формирование экологической культуры у подростков, обогащение их жизненного опыта примерами взаимодействия человека и природы.
В ходе реализаций целевых экологических программ в нашем регионе сложилась целая система взаимодействия библиотек с другими организациями и учреждениями районов области, участвующими в процессе экологического образования и воспитания. Библиотеки тесно сотрудничают с органами по охране окружающей среды, школами, Центрами детского творчества, краеведческими музеями-заповедниками, привлекается к совместной работе и творческая интеллигенция, члены различных обществ, клубов и объединений.
Целью всех мероприятий проводимых в библиотеках области является разъяснение современной экологической ситуации в мире и привлечение внимание местного сообщества к экологическим проблемам современности. Псковская областная универсальная научная библиотека представила на творческой лаборатории свои информационные ресурсы.
С экологическим сайтом "Твой след на земле" и деятельностью нового сектора экологической информации познакомила заведующая сектором А.А. Мурзина. Сектор ведет целенаправленную и систематическую работу по обеспечению свободного доступа пользователей к информации по природоохранной и экологической тематике; предоставлению оперативной информации об экологической ситуации в России и Псковской области; популяризации информационных ресурсов областной научной библиотеки по экологии, в том числе on-line.
Областная библиотека также принимает участие в информационном обеспечении экологического образования в учебных заведениях города и области; в сотрудничестве с экологическими и образовательными учреждениями Псковской области, в проведении совместных мероприятий. Экологические специализированные периодические издания и их роль в формировании экологической культуры представила заведующая сектором периодических изданий А.О. Тимофеева. Она провела презентацию на актуальную тему "Мусорная история", которая была подготовлена по страницам журнала "Природа и свет".
Событием творческой лаборатории стал мастер-класс по проведению обзора одной книги "Семь чудес света", который провела главный библиограф информационно-библиографического отдела областной научной библиотеки Е.В. Серенсен. По теме "Из истории изучения природы Псковского края по документам Псковской ОУНБ" заведующей отделом краеведческой литературы Е.Г. Киселевой были представлены уникальные редкие издания изучения флоры и фауны Псковской губернии в XIX веке.
Консультацию-практикум для участников творческой лаборатории по обеспечению экологической устойчивости как одной из целей развития тысячелетия ООН провела И.В. Осадчая, заместитель директора Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина. Как показывает опыт работы, с годами миссия библиотек значительно усложняется. Оставаясь центрами поддержки и развития чтения, формирования читательских интересов, они стали учреждениями культурного, научного, образовательного, просветительского и социально-коммуникационного назначения.
Сегодня именно библиотеки выступают в роли важных каналов распространения природоохранной информации, формирования экологического мировоззрения населения. Библиотекам принадлежит особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании глобальных экологических проблем и решении местных экологических проблем. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.
Итоги творческой лаборатории подвела директор Псковской областной универсальной научной библиотеки В.И. Павлова. Она сказала о том, что творческая лаборатория будет продолжать свою работу, что правильно выбрана база ее проведения - Бежаницкая центральная районная библиотека.
В дальнейшем она предложила участникам творческой лаборатории обратить внимание на практическую деятельность по экологическому просвещению, провести анализ отдельных мероприятий, и, возможно, это даст библиотекам области новый импульс в работе по формированию экологической культуры, появятся новые интересные проекты в сотрудничестве с музеями, заповедниками, другими организациями, занимающимися природоохранной деятельностью.
Комментарии