У каждого актёра всегда найдётся какая-нибудь театральная история. На всякий случай...
«Быть знаменитым некрасиво» - с этих пастернаковских строк начался ещё один вечер в театре, во время которого публике наконец представилась возможность поближе познакомиться с теми молодыми артистами, на счету которых уже немало заметных ролей и фестивальных наград. Денис Осинин, Светлана Кузнецова, Людмила Бортко, Максим Лачков, Елена Владимирова, Елизавета Пономарёва представляли на этот раз обаятельный сценический ансамбль, приоткрывали занавес актёрской «кухни».
- Оглядывая свой путь, а в Великолукском драматическом театре я уже десять лет, - начал, к примеру, свой монолог режиссёр и актёр
Д. Осинин, - я вдруг задумался: А почему мои герои такие противоречивые?
Театральный зритель, внимательно следуя за монологом выступающего, конечно же, вспомнил и сына купца в драме «Дети Ванюшина»
С. А. Найдёнова, и доктора-египтянина в «Миллионерше»
Б. Шоу, и сэра Чарлза Марло в комедии «Ночь ошибок» О. Голдсмита, и Завалишина, фаворита Екатерины II, в спектакле «Любовь - книга золотая»
А. Н. Толстого, и Томаса Ройда в детективе А. Кристи «Решающий час убийства», вспомнил и согласился с артистом, а Денис Дмитриевич флегматично продолжал:
- В каждом человеке столько всего намешано: и плохого, и хорошего, что артисту необходимо определить основные черты своего героя, укрупнить их и выдать на-гора. И, тем не менее, все роли одинаково любимы мною, потому что вовремя ко мне приходили. А в сказке
Ш. Перро «Кот в сапогах» я впервые запел, хотя принадлежу к тем, кто, как говорят, хорошо поёт в душе...
В свою очередь, актриса Елена Владимирова, оказалось, принадлежит к той породе людей, которые «хорошо поют на кухне». И, несмотря на все улыбки в зале, этот новоиспечённый дуэт неплохо исполнил известную украинскую песню
«Выйди, коханная...» и тем самым явил совершенно неожиданные грани своего таланта. Что же касается режиссёрской работы Д. Осинина, то на великолукской сцене он поставил такие спектакли, как «Цилиндр»
Э. де Филиппо, «Безобразная Эльза» Э. Рислакки, «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя, «Любовь - книга золотая» А. Н. Толстого. И это, конечно, не предел.
Светлана Кузнецова азы своей профессии познавала в молодёжной студии, созданной на базе театра, училась в Смоленском государственном институте искусств, а в труппу поступила, когда ей было всего 20 лет.
- Великолукский драматический - мой первый и единственный театр, - говорит эта красивая и темпераментная артистка, многих зрителей, в том числе и столичных - фестивальных, поразившая страстным и достойным оправдательного вердикта образом Екатерины Измайловой, лесковской леди Макбет Мценского уезда.
- Для меня каждая роль, - с восторгом говорит актриса, - будь то Эпифания ди Парерга из комедии
Б. Шоу «Миллионерша» или есенинская Анна Снегина, будь то Нина Заречная в чеховской «Чайке» или Вера в гончаровском «Обрыве», - это своеобразный урок и экзамен.
Серьёзная театральная работа, по мнению С. Кузнецовой, призывает к высокой дисциплине, полному подчинению себя тому персонажу, которого в данный момент она играет. Особенно большого напряжения духовных и физических сил потребовала от актрисы роль танцующей Айседоры Дункан. Спектакль, посвящённый судьбе этой необыкновенной женщины, с успехом прошёл в Санкт-Петербурге и Москве.
Вместе со С. Кузнецовой Айседору, триединство её духа, души и тела, воплощали в жизнь и другие артистки. Одна из них - Людмила Бортко, окончившая режиссёрский факультет Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Бесспорно, это перспективная, динамичная молодая актриса, мечтавшая некогда поставить на сцене спектакль по повести
О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Но, как сказала она сама: «В 18 лет это слишком рано, а режиссёр должен созреть. У него, по сравнению с актёрскими, совсем иные задачи».
- От театра же я, как актриса, получила в подарок роли Агафьи Тихоновны в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба», Айседоры Дункан, шекспировских героинь - Дездемону и Бьянку. А, кроме того, театр подарил мне семью.
Выпускник Красноярской государственной академии музыки и театра Максим Лачков на сцене не первый год: работал в театрах Абакана, Томска. «Ехал в Воркуту из Барнаула, - сам себе удивляется артист, - а приехал в Великие Луки». Конечно, об этом не жалеет. Его первым героем на великолукских подмостках стал говорящий с остзейским акцентом рыцарь из длинной череды женихов, которых отвергла прелестная королевна из сказки братьев Гримм «Король Дроздобород». Затем были: крепкий и твердолобый финский парень Эркки Карило в лирической комедии «Безобразная Эльза», завлекающий в свои сети юных сеньорит Пепе Римлянин в драме «От любви умирают розы», Гордон Крэг в спектакле «Айседора... Айседора... Айседора...», самоуверенный Жюльен Порталь в мистерии «Отель двух миров», воин Отелло.
- Актёрская профессия такова, - рассуждает М. Лачков, - что на сцене можно дать выплеснуться тем эмоциям, которые обычно приходится сдерживать. Правда, когда я, исполнитель роли Отелло, смотрел на уже «задушенную» мною Дездемону - в жизни мою супругу Людмилу Бортко, - мне её было так жалко, что я не сдержал слёз...
...О своей актёрской профессии бывший студиец Василий Владимиров также говорил с большим трепетом и энтузиазмом. И сюда, в театр, его привели не деньги, а влечение к сценическому ремеслу, желание овладеть им. Актёр тепло вспоминал свою работу в сказках «Аленький цветочек», «Про Андрюшку и царевну-лягушку», «Времена года», «Кащей Бессмертный», где он с удовольствием играл разнообразных персонажей, которые знакомили маленьких зрителей с чудесным миром превращений. И хотя в главных ролях он пока занят не был, мы понимаем: без В. Владимирова в театре не обойтись. Поэтому в памяти остаются и его Гийом в трагикомедии «Играем в дружную семью»
В. Сарду, и его Марио в красиво костюмированной комедии П. Мариво «Игра любви и случая», и его Кугель в гоголевских «Игроках», и Фёдор Расплюев в «Свадьбе Кречинского»
А. Сухово-Кобылина, и даже менеджер берлинского мюзик-холла в «Айседоре». Любопытно, но
В. Владимиров сумел «отметиться» и на центральном ТВ... у Леонида Каневского - в его популярной передаче «Следствие вели...», которую тот снимал на станции Великие Луки. Василий сыграл роль работника спецслужб...
- Я поздно пришла в театр, получив два образования, библиотечное и филологическое, - рассказывает свою театральную историю утончённая Елена Владимирова. - Первая роль - Леночка в «Детях Ванюшина», первый выход на сцену - настоящее преодоление себя. Навсегда запомнила заповедь старейшей актрисы театра Тамары Чернышовой, которая вышла на его сцену в первом послевоенном сезоне: «Театр - искусство коллективное. Надо беречь не только своё здоровье, но и здоровье своих партнёров по сцене». Это к тому, что я в начале своего пути очень легко одевалась, а на сцене были сквозняки.
- Огромным событием в жизни, - продолжает актриса, - стала для меня, введённой на роль принцессы Элиз в «Тайнах Шинонского замка» Д. Голдмена, работа с народной артисткой СССР Людмилой Чурсиной. Это уникальнейший человек по своей простоте и отсутствию фальши. Когда она подсела ко мне перед репетицией и буднично произнесла реплику из спектакля: «Здесь, кроме тебя, никто не поёт рождественских песен...», я поняла, что она обладает таким редким даром, как чувство партнёра.
Третий год работает в нашем театре Елизавета Пономарёва, которая буквально первой своей ролью - Маргариты Лухан в мелодраме А. Касоны «Дикарь» - вызвала неподдельный интерес и чуть ли не стала театральным событием сезона. Как считает актриса, все её героини, несомненно, похожи на неё, а она - на них: они честны, в меру мечтательны, романтичны и в то же время не лишены силы духа, способны совершать поступки.
Актриса довольно молода, но, сколько жизней прожито ею на сцене! Адела («От любви умирают розы»), княжна Дарья Серпуховская («Любовь - книга золотая»), Айседора Дункан, Эльза Кассель («Безобразная Эльза»), Лизонька Муромская («Свадьба Кречинского»), Дораличе («Невеста по объявлению»), Фэри («Странная миссис Сэвидж»), Дездемона («Отелло»)...
Когда театральные истории иссякли и начался блиц-опрос о том, какие роли хотелось бы ещё сыграть его участникам, то Людмила Бортко сказала без обиняков: «Хочу сыграть злодейку». А Елена Владимирова - эта трогательная Лаура из «Отеля двух миров», призналась, что до сих пор ощущает глубинную связь с А. Ахматовой, чей молодой образ она блистательно воплотила в спектакле «В то время я гостила на земле...». Светлана Кузнецова так же откровенно подытожила:
- Люблю свою Капитолину, одну из двух вздорных сестёр Алёнушки в «Аленьком цветочке». В этой роли у меня сплошной импровиз: что хочу, то и говорю всем...
Конечно, актёры - люди зависимые. Какой приговор вынесет режиссёр, с тем и смиряются. Поэтому можно сыграть даже дерево, лишь бы это было сделано с любовью, верит Максим Лачков. «И не талантливо исполненный костюм спасает положение, - вдруг вспоминает замечание более опытного партнера по сцене Светлана Кузнецова, - а талантливая игра».
В общем, у старшего поколения актёров достойная смена, что нам и подтвердили их надежды и чаяния.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО