Можно сказать, что в канун Нового 2014 года в центре эстетического воспитания высадился культурный десант из города Западная Двина. В чем же заключалась его миссия? Во-первых, свои работы для персональной выставки предоставил член Союза художников России и Международной федерации художников Юрий Никаноров, во-вторых, в рамках вернисажа с композицией «О святом в музыке» выступили: певица Наталья Манежева, пианистка Марина Никанорова, поэт, бард, чтец и руководитель ансамбля русских народных инструментов «Балагуры» Любовь Быстрова. Все они живут в разных городах тверской глубинки, объединенные одним – любовью к музыке, живописи, художественному слову, а географическая близость к Великим Лукам оказалась той счастливой неслучайностью, которая подарила нам встречу с людьми поистине уникальными.
Около 70 работ – пейзажей, натюрмортов, портретов, дышащих нежностью к краю, в котором живет и творит Юрий Никаноров, а кроме того, наполненных своеобразным лиризмом и музыкой, по жанру, скорее, родственной полифонии, украсили стены галереи на улице Ботвина. «Оторвавшись» от творца, картины явили зрителям теперь уже свою внутреннюю жизнь, где тема времен года надвигается каким-то неостановимым потоком, где чередуются пурпур и охра, яркая зелень и пронзительная лазурь, прозрачный беж и тягучий ультрамарин. В образах художника – рассказ о двинских окрестностях, о водах реки, о деревьях и кустарниках, о том, что рождается, умирает и воскресает ежечасно, о мире природы, украшающей человеческое бытие и сопровождающей его восхождение к незримому эмпирею. Но, прежде всего, это рассказ
Ю. Никанорова о самом себе.
Первыми великолукскими ценителями работ Юрия Никанорова стали юные художники и студенты медицинского училища, признанные мастера кисти, члены Союза художников России Петр Дудко, Василий Годин, Олег Александров, а также завсегдатаи подобных выставок. Как рассказала заместитель директора центра эстетического воспитания Т. М. Дудко, представлявшая автора работ с берегов Двины, Юрий Никаноров родился в Старой Торопе под Новый 1959 год. После окончания Венециановского художественного училища работал в мастерских, но о своем творческом кредо – добиться гармонии через постижение природы – никогда не забывал. И, похоже, ему это удалось. Его работы напоминают художника – они так же, как и он, скромны и немногословны. Недаром искусствовед Ирина Фролова с удовольствием отметила его тверскую школу живописи, которой свойственны, в отличие от псковской, более глухие и драматические краски. Тепло отозвавшись о его пейзажах, она не преминула выделить и один из немногочисленных портретов – «Марина и кот Матисс». Марина – это супруга художника. Она играет на фортепиано и блок-флейте, еще недавно преподавала в музыкальной школе, сейчас – регент церковного хора, человек, которому глубоко близки в творчестве религиозные мотивы. Юрий Никаноров, в свою очередь, работает в детской школе искусств, и эта деятельность для него – больше, чем зарабатывание на хлеб насущный.
Безусловно, одним из ярких представителей этого культурного десанта стала и певица Наталья Манежева, хорошо известная тем, что построила недалеко от Андреаполя детский Дом искусств. Когда смотришь на эту хрупкую женщину, покинувшую «столицу нашей Родины» и ставшую меценаткой русской глубинки, собирающую вокруг себя массу талантливого и творящего народа, задумываешься: как все это она совмещает в себе, где силы черпает? И какой прекрасной и стройной была композиция «О святом в музыке», где Наталья Манежева, как певица, занявшая центральное место (кстати, в Москве она берет уроки по вокалу у К. А. Васильевой), блистала своим нежным сопрано. В ее исполнении звучали произведения Д. Б. Перголези,
И. С. Баха, Г. Перселла,
Ф. Шуберта, звучали на языке оригинала, а знаменитая ария из оперы В. Беллини «Норма» - «Casta Diva» была исполнена настолько самозабвенно и пронзительно, что еще долго изливалась в памяти, не позволяя перебить ее никаким другим звуком.
Эти совершенно русские пейзажи и портреты Юрия Никанорова и глубоко западная по духу музыка композиции, где дважды прозвучал наш великий Тютчев, проникновенно писавший о своем Отечестве из мюнхенского и туринского далека, лишь демонстрировали, как на глазах благодарных слушателей сошлись берега двух творческих рек. Двина, Ловать – какая разница! Главное, что встреча накануне Нового года в центре эстетического воспитания подвигала к тому, чтобы их, таких творческих встреч, становилось еще больше, тем более, что вечера такого рода уже давно здесь «прописались». Они воспитывают слушателей, прививают хороший вкус, они доставляют духовную радость.
Людмила СКАТОВА
Фото Т. ЛАПКО