Под симфонию Шостаковича | Великолукская правда Новости |
Сейчас их - 88. Этим людям, теперь уже - преклонного возраста, требуются особые внимание и забота. При городском совете ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов все вопросы взаимодействия осуществляются через совет организации блокадников из 8 человек.
В нашей первичной организации знают, что блокадники России периодически встречаются в городе на Неве, куда съезжаются люди с разных концов света. На 21-м съезде, который состоялся в январе 2012 года, были делегаты даже из Израиля и США.
Казалось бы, из Великих Лук добираться до Петербурга куда проще, чем из США. Получается, однако, наоборот.
Как пояснила М. Г. Ганушова, великолучане на традиционные встречи блокадников не ездят.
- Великолучане тоже хотели бы встречаться с блокадниками-питерцами, но это оказалось очень сложно, - говорит Маргарита Георгиевна. - Оттуда ответили, что нашей организации нужно открыть счёт в банке. А потом со счёта следует перечислять им туда часть денег, потому что необходимо расходоваться на съезды блокадников, куда обычно приезжают председатели организаций. Это оплата гостиниц и мероприятий. Вопрос о поездках таким образом отпал сам по себе. Но общаться на любые темы можно везде. Даже без централизованной финансовой поддержки. И наши блокадники, хотя у них и нет своего клуба, посещают другие клубы по интересам в ДК ЛК. Раз в два года мы собираем собрание. Встречались в помещениях школы № 5 и центре патриотических инициатив им. А. Матросова краеведческого музея. Поначалу у многих блокадников даже телефонов не было. Я добивалась, чтобы их установили. Пускай в чём-то другом помочь сложно, но телефоны обязательно должны быть.
- В вашей тетради всё так аккуратно записано...
- Учёт у меня такой. Отмечаю в списках, кто у меня защитник, кто просто житель блокадного Ленинграда. Очень жаль, что, когда кто-то уходит из жизни, родственники мне не всегда сообщают. Для того, чтобы даже вовремя поздравить членов своей организации с днём рождения, каждый месяц приходится ходить в ЗАГС и сверять свои данные с их цифрами.
Впрочем, мне там всегда помогают и на просьбы реагируют с пониманием.
Тексты поздравлений юбилярам иногда сама составляю. Кто куда у меня ходил на мероприятия, тоже записываю. Однако наши блокадники в общественной жизни участвуют всё реже и реже. Кто говорит, что семьёй загружен, кто печалится, что просто нет возможности, у кого-то - другое. Разные причины.
Людям в возрасте в любом случае лишняя нагрузка очень утомительна. Но им приятно, когда наш совет оказывает внимание, - рассказывает Маргарита Георгиевна.
- Тем не менее члены организации всё равно ведь участвуют в общественной жизни города?
- Конечно. Так, в нашей организации есть очень хороший человек. Он воевал, получил медаль за оборону Ленинграда, очень активен, поёт в мужском хоре. Это Борис Иванович Смирнов. Про него много раз в газете писали. Хороший человек. Внучка его в Питере живёт.
Есть одинокие, с которыми просто приходится держать связь, хотя они и не блокадники. Например, одна из таких одиноких, с кем контактирует и наш совет, - защитница Сталинграда. Как её бросишь, хотя вроде бы и не подходит формально под наш статус?!
- Часто посещаете блокадников на дому?
- А вот навещать наших блокадников мне уже становится не с кем. В совете блокадников находятся сейчас или те, кому 90 лет, или инвалиды. Два раза в год мы ездим в дом престарелых. Там трое наших.
На день снятия блокады мы к ним поехали, привезли по коробочке конфет. Деньги собираем - скидываемся. У меня этот общий фонд лежит. Я записываю, куда собранные деньги потратила. Когда конфеты, когда цветы покупаем. Спонсоров мы не ищем. Да и не видно вокруг что-то этих спонсоров. Вернее всего скинуться, чем ходить и просить.
Вместе собираемся ещё перед Днём пожилых людей. Однако встреч становится с каждым годом всё меньше. Старикам надо уделять внимание, но не озадачивать, не напрягать.
Бывает, не дозвониться даже к тем, у кого есть телефоны. Некоторым и билеты трудно вручить. Трудностей, конечно, много. Да и мне по возрасту сложно уже заниматься общественной работой. Но когда хорошо сделаем что-то, чувствуем удовлетворение.
- Мы знаем, что вы постоянно выступаете в учебных заведениях. Например, в гимназии рассказывали о войне.
- У меня внуки учились в гимназии. Трое. Старшие закончили институты, младший учится ещё. Когда к 23 февраля или к 9 Мая меня приглашали в гимназию рассказывать про блокаду, я приходила к внуку в класс. Выступала на общешкольных собраниях учеников. Ребята хорошо слушают.
Такие встречи состоялись также в училище № 5, в железнодорожной школе-интернате. В городе к ветеранам войны, малолетним узникам, к нам - блокадникам не потерян интерес. Запомнились поездки на Курган Дружбы, - продолжала рассказывать о жизни ветеранов своей организации Маргарита Георгиевна.
Очевидно, мы ещё встретимся с этой милой женщиной перед 27 января, когда в стране вспоминают День снятия блокады Ленинграда. Страна знает, сколько всего выпало ленинградцам: голод, холод... Без света и питьевой воды одни погибли, а другие выстояли, сохранили детей.
Так и Маргарита Георгиевна в 1942 году маленькой девочкой по «Дороге жизни» из плена многочисленных бедствий, свалившихся на Ленинград, была эвакуирована на машинах-теплушках. Вместе с родителями её перебросили на Северный Кавказ.
Вспоминая о Великой Отечественной войне мы осмысливаем историю. Ветераны войны, узники, жители блокадного Ленинграда, они и сейчас слышат в своих сердцах и душах знаменитую симфонию Дмитрия Шостаковича. «Ленинградская», она - как жизнь, которая всегда торжествует несмотря ни на что.
Татьяна ЛАПКО