Луки.ру

Орлов Виктор Михайлович
командир огневого взвода батареи 76 мм пушек22 — 11.12.1987565 стрелковый полк 161 Украинского Фронта
Родился мой дед Виктор 22 мая 1925 года в селе Сахновщина, Сахновщанского района Полтавской области Украинской Советской республики, в семье высокопоставленных партийных работников.

Отец его, Михаил Александрович, строил карьеру председателя КПСС, мать руководила цехами по производству цветной металлургии, в годы Отечественной войны являющимися секретными.

В 1932 году Виктор поступил в школу, примерно в это же время родилась его младшая сестра Лина. С детства мальчик мечтал стать военным и пронёс эту мечту через всю жизнь.

Но внезапные разлады в семье вынудили Орлову Софью уехать вместе с детьми на Кавказ в город Орджоникидзе, где она, разведённая, воспитывала детей в одиночку. В семье есть мнение, что одним из главных поводов для развода послужили сталинские репрессии, активно проводившиеся в то время, и затронувшие судьбу отца.

Михаил Александрович, отец Виктора, был очень умный, инициативный и амбициозный человек. Он — рьяный коммунист — верил, что делает правое дело, и достаточно сильно продвинулся в своём начинании.

Являлся первым секретарём РК ВКП(б) в нескольких городах, таких как Перепещинск, Днепропетровской области, Курагино, Красноярского края. Находясь на посту первого секретаря Курагинского РК ВКП(б), Михаил Александрович имел недругов, которые позже, как он и боялся, осуществили на него донос.

Семьи это не коснулось, так как к тому времени он уже был разведён. Сам же Михаил Орлов был репрессирован, а позже расстрелян в 1937 году.

До 2010 года больше ничего известно не было, но моя семья провела курс исследований и запросов в различные архивные фонды, и на четвёртый запрос нам пришло письмо от отдела регистрации и архивных фондов Красноярского края.

В нём сообщается, что «…Орлову М.А. предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной вредительской организации правых. Выездной сессией спецколлегии Красноярского краевого суда 21.12.1937 г. Орлов М.А. осуждён к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор приведён в исполнение в городе Минусинске. Реабилитирован Орлов М.А. 17.08.1956 г. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, за отсутствием в его действиях состава преступления...» (Приложение № ).

Но несмотря на все предосторожности, Виктор, сын репрессированного Михаила, всю жизнь расплачивался за историческую несправедливость в отношении отца, что так часто бывало в то время.

II.2. Военные годы.

В 1941 году 22 июня Германия напала на СССР, наша страна вступила в Великую Отечественную войну в фашистскими агрессорами.

Автобиография, написанная Виктором в 1954 году, говорит, что осенью 1942 года юноша поступил в Астраханскую военно-воздушную школу, но скоро был отчислен из-за возраста 17 лет, а в феврале 1957 в Рапорте Председателю КГБ при Совете Министров СССР генералу армии тов. Серову он уточняет возраст ухода на войну — 16 лет в 1941 году.

По сведениям сестры Лины Михайловны Патрикеевой, он примерно в 16 лет поступил в военную школу в Нальчике. А моя бабушка, Орлова Людмила Викторовна, единственная дочь Виктора, утверждает, что отец её в 1941 году (16 лет), добровольно отправился защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков.

Проанализировав разные точки зрения, я пришла к выводу, что Виктор ушёл на войну в 16 лет в 1941 году. Сначала в роли рядового солдата в составе 228 стрелковой дивизии Северо-Кавказского фронта, и всё больше поднимаясь по карьерной лестнице.

Виктор не раз был ранен, контужен и отправлен в госпиталь, но всякий раз возвращался на фронт. Связь с семьёй разрывалась постоянно, письма доставлялись с опозданиями и Виктор, сам писавший достаточно часто, так редко получал весточку от родных, и полученное им письмо было сопровождено такой искренней радостью, что мне, читающей его ответы, хочется и плакать, и смеяться одновременно.

Мне кажется, подобные чувства не были чем-то из ряда вон выходящими, ведь в годы войны полевая почта доставляла далеко не все письма и связь с родственниками солдат прерывалась постоянно.

Об этом свидетельствует письмо, в котором Софья Орлова (мать Виктора) обращается с запросом на поиски своего сына. Ей отвечает Зав. делопроизводством Зеленский, где сообщает, что

«…13.10.1942 г., во время боёв с немецкими захватчиками, Орлов Виктор Михайлович был ранен и направлен в госпиталь. Местонахождение его неизвестно...».

Сам Виктор позже пишет, что произошло это 12 октября, и был он также контужен.

После этого происшествия, спустя 3 месяца, в феврале 1943 года Виктора направляют в запасной полк в город Гори, а оттуда в Манглисское военно-пехотное училище, куда был зачислен курсантом (о чём свидетельствует автобиография).

С 6 февраля 1943 года по 20 января 1944 года он проходил обучение в артиллерийско-миномётном дивизионе Махачкалинского военно-пехотного училища.

По окончании Виктору было присвоено первичное офицерское звание, после чего он был отправлен в офицерский резервный полк.

1 мая 1944 года Виктор получил назначение в 565 стрелковый полк 161 С.Д. Украинского Фронта на должность командира огневого взвода батареи 76 мм пушек. До конца войны участвовал в боях против немецко-фашистской армии в составе данной военной части.

В одном из писем Виктора за 30 марта 1944 г. упоминаются тяжёлые переживания о судьбах Родины.

«…Проехал я много крупных и мелких городов, везде немецкие гады оставили свой кровавый след, особенно на Украине. Полтава сильно разбила, Киев лишился своих центральных, самых красивых, улиц…».

Виктор не часто пишет о событиях военных будней, но в письме за 21.09.1944 г. я встречаю упоминание об этом: «Вот пришло время, когда мы снова перешли в наступление, снова бои, походы, действия в горах более осложнены, чем на равнине, приходится действовать обходами с флангов, заходить в тылы противника.

Работёнки нам ещё больше прибавилось, нелёгкая штука таскать наших «собачек» по горам. На днях мы огневым налётом уничтожили пять повозок с боеприпасами, убили пятнадцать фрицев и рассеяли до роты пехоты. Таких боевых дней у нас много».

В1944 году 13 июля, Виктор пишет: «Командую взводом полковых пушек. Новостей у меня особых нет. Кроме того, что я скоро должен получить медаль «За оборону Кавказа».

Все письма, которые сохранились в семейном архиве, очень интересны по своему оформлению. Это либо солдатские треуголки, либо специально оформленные воинские листки «Смерть немецким захватчикам!» .

На этих листках с одной стороны небольшое письмо до определённой линии, по которой оно склеивалось, с другой стороны писался адрес «Куда, кому и от кого» письмо, и иллюстрация, поддерживающая боевой дух солдата – Александр Невский, Слава нашей Красной Армии, «Били, бьём и будем бить!» фашистов ... На каждом письме стоит печать «просмотрено цензурой», что характерно для того времени.

Уже в сентябре 1943 года, за два года до окончания войны, чувствовалось приближение победы, Виктор об этом матери пишет так: «…Да, мамочка! Очень приятно слышать каждый день о победах наших войск на полях Отечественной войны. Теперь с каждым днём всё ближе и ближе к окончательной победе над ненавистным врагом, и я думаю, что этот день не за горами. До скорой встречи, после победы над врагом!».

В письме 1944 года Виктор пишет семье: «Дорогие мои, опять радость для нашей части, Верховный главнокомандующий тов. Сталин отметил нашу хорошую работу и вынес благодарность всему личному составу нашей части. Вы найдёте это в газете (Приказ Верховного главнокомандующего войскам 4-го Украинского фронта за произведённый прорыв)».

Не раз Виктора награждали различными орденами и медалями, такими как, например, орден Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды , медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945», и «30 лет Советской Армии и Флота».

Сохранилась фотография, где Виктор стоит рядом с матерью, на его кителе мы можем увидеть медали и военные ордена.

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Наша задача — сохранение памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Бессмертный полк Великие Луки — общественное (негосударственное) движение которое не преследует коммерческих целей, не относится к политическим движениям. Принять участие в движении «Бессмертный полк Великие Луки» может любой гражданин, любой национальности и веры, любых политических и иных взглядов.
Добавить ветерана
Стать волонтёром
Помочь проекту