Темой нового выпуска радиопередачи «Политликбез» стала протест, как технология
22022 год продолжает нас удивлять своими неожиданными общественно-политическими событиями в самых разных частях мира. Общественные процессы бурлят, словно кипящий бульон в большом котле - котле цивилизации. Это значит, что никакого «конца истории», как в свое время придумал Френсис Фукуяма, конечно же, не будет. Мир и человеческое общество движется вперед, и однозначно – 21-й век не будет сонным веком, а будет столетием, которое, возможно, даст ответы на многие вопросы современности. Прежде всего – понятия о социальной справедливости и что такое борьба за нее: рукотворная технология политической борьбы или реальные стремления народных масс.
Нынешние протесты в благополучной Канаде интересны поводом, по которому они возникли. В данном случае – это ограничения из-за коронавируса. История с протестами дальнобойщиков в Канаде открывает любопытные механизмы взаимодействия людей, применяющих новые цифровые технологии (в том числе финансовые инструменты) в организации протестов.
С другой стороны, довольно забавна реакция канадских властей: от испуга и откровенной трусости премьера до жестокости в высказываниях. Ведь в благонадежной западной демократии все толерантны, а либеральные власти всегда знают лучше остальных, как жить. Еще вчера эти пафосные павлины учили Россию и страны СНГ, какими нужно быть милосердными к протестующим. Например, требовали вести переговоры с уголовниками в Казахстане от властей этой республики. Или вспомните, как вся Европа требовала от Лукашенко не применять спецсредства к разбушевавшейся толпе и провокаторам. А помните, сколько критики и обвинений в жестокости российских правоохранителей было во время незаконных акций протеста, устроенных группировкой Навального год назад?
Смотря на антиковидные протесты в Канаде и поведение всего их общества, я вспоминаю разные иностранные фильмы, где происходят какие-либо природные катаклизмы, и всегда там есть сюжет про социальные столкновения. Всегда думал, что сюжет притащен за уши и настолько искусственен, ведь так неадекватно люди себя вести не могут пред общей угрозой. А теперь понял – это ментальная составляющая поведения человека западного мира, западной цивилизации. Ведь у нас в России если что-то случилось, то общество сразу становится внимательным, сосредоточенным, как-то само внутренне собранно и даже ответственно за решение общих проблем. А там - нет, сразу грабят магазины, скупают туалетную бумагу, митинги и протесты.
Теперь, когда у всех есть опыт жизни в период пандемии коронавируса, я стал понимать, почему они так себя ведут. Везде и у всех есть личный, корпоративный, клановый, если хотите, этакий цеховой ИНТЕРЕС! Под интересом всегда понимаются только деньги. Поэтому любая катастрофа или эпидемия, землетрясение или наводнение – там каждый за себя! А если нет угрозы жизни, а только кошельку и благополучию, то жди протестов, митингов и революций.
Поэтому когда там полиция и военные колошматят, расстреливают, поливают газом или водой протестующих – там это нормально. Более того, остальное общество почти всегда будет на стороне власти. Потому что общих интересов там нет, так как общество очень заметно разделено. Я работаю в какой-то сфере, имею или не имею семью, жилье, автомобиль, и все… ко мне не лезьте. Что и как я делаю, никого не касается, в том числе и какие проблемы у соседа.
Например, во Франции чернокожие мигранты или выходцы с Ближнего Востока и Африки никогда не будут выходить на протест в интересах лавочников или владельцев туриндустрии, собственников кафе и ресторанов. По всей Европе еще со средних веков очень сильны цеховые или традиции гильдий. Именно поэтому сейчас так мощны профсоюзные акции протеста. С другой стороны, проблемы людей, работающих в, казалось бы, одной сфере, например транспорта, мало или вообще не интересуют друг у друга. Так, проблемы железнодорожников далеки от интересов работников авиаотрасли или дальнобойщиков от сферы автобусных перевозок.
Там никогда интересы фермеров не поддержат люди из других сфер. И соответственно, наоборот. То же самое в Англии, Германии и остальной Европе. Отсюда получается - там легче вычислять политические настроения и предпочтения. Поэтому когда западные политики говорят откровенную, на наш взгляд, чушь, там это реально отражается на рейтингах.
Почему, например, канадский премьер Джастин Трюдо (либерал) не боится называть маргиналами дальнобойщиков? Потому что остальные с ним согласятся. Далеко не все, но часть общества. Дело в том, что на Западе существует своеобразное разделение всех профессий и работы по престижу, связанному с уровнем квалификации, сложности и, соответственно, образования. Рыбак и дальнобойщик – это низ иерархии.
По этой же причине в свое время английский премьер, железная леди Маргарет Тэтчер так легко расправилась с шахтерами-угольщиками. Из-за технического прогресса в энергетике угледобыча тогда теряла позиции, а сами шахтеры теряли вес в обществе, как социальная сила. Поэтому остальная Англия попросту поддержала премьер-министра и отдала в жертву шахтеров.
А вот, например, в Польше в конце 1980-х с ее традициями социалистической системы и марксистско-ленинской солидарности трудящихся именно профсоюзы судостроителей (основной и самой мощной отрасли тогдашней Польши) были поддержаны остальными профсоюзами. Что в итоге привело к смене власти. Поэтому в западной традиции силовое подавление любых, но, по сути, разрозненных тематических протестов – были, есть и будут.
В России в ее новейшей истории после распада СССР и отказа от советской власти профсоюзные протесты не были и вряд ли будут иметь такое же значение, как на Западе. Парадокс, но именно чувство солидарности трудящихся взамен вековой цеховой принадлежности и соответствующей психологии привело к тому, что у нас фактически нет такой общественной повестки, как на Западе, которая могла бы привести к серьезным социальным катаклизмам. С другой стороны, именно это помогает нам быть самыми адекватными и социально ответственными при возможных катаклизмах, а не впадать в панику. Вспомните тот же Чернобыль и как общество откликнулось на трагедию. Принципа: «Спасайся. кто может» - не было и быть не могло.
И вот коронавирус, ограничения, первые месяцы паники в странах Запада, неудобства в быту, и от паники с опустошением полок магазинов в Канаде перешли через два года пандемии к серьезным протестам. Напомню, что с 29 января 2021 года в Канаде идут масштабные акции протеста против коронавирусных ограничений, которые были инициированы местными дальнобойщиками. Интересно, что вся эта история стала глобальной.
В нынешней ситуации с протестами дальнобойщиков в Канаде есть одна любопытная деталь, очень хорошо демонстрирующая наступление новой эпохи. Понятно, что традиционно используются социальные сети в интернете для координации людей. И никакого заговора в этом нет – социальные сети – это обычный сейчас коммуникационный инструмент.
А вот любопытно, как же собрано более 7 млн канадских долларов. Дело в том, что те самые деньги, которые собрали на забастовку всем народом, собраны, оказывается, не только канадцами, а поступали качестве донатов от дальнобойщиков Англии, Польши и даже Австралии. Такой вот современный интернационал благодаря современным же платежным системам и информационным технологиям.
Что показал пример Канады? Он ярко и открыто показал, что современный протест не закрыт рамками той территории, города или региона, а он глобален.
А что внутри? Напомню, по Канаде уже несколько дней движется «Конвой свободы» — небывалых масштабов автопробег дальнобойщиков, несогласных с политикой вакцинации. Около 50 000 канадских водителей грузовиков едут в Оттаву, длина колонны составляет 70 км. Граница Канады и США — сама протяжённая в мире из неохраняемых. Однако недавно в силу вступил закон, запрещающий пересекать её водителям, не привитым от ковида. В итоге дальнобойщики развернули свои фуры и со всех концов огромной страны отправились в Оттаву, чтобы выразить недовольство. Впрочем, к одной вакцинации требования протестующих уже не сводятся, как и в других странах, они начинают сетовать на недостаток свободы и на то, что у них отбирают право на труд.
Как такое стало возможным? Отмечу, что на Западе традиционно приветствуются проявления самоорганизации граждан, но….. в других странах. Например, через те же НКО в России… Однако на этот раз в Канаде что-то пошло не так. Власти заговорили об угрозе превращения акции протеста в попытку насильственного свержения правительства и даже предупредили людей, чтобы они не считали протестующих борцами за свободу. Свобода в данном случае как некая общая ценность. На Западе это важно, так как реальных общих ценностей там практически нет. Семья или брак, дети или религия - давно не общая ценность.
А как же на Западе подавляются протесты? Ведущие демократии – США, Франция, Германия или Бельгия, где расположены главные институты Евросоюза, критикуя других, сами давно стали плохим примером отношений к протестам, всё чаще решая возникающие проблемы силовыми методами.
Полиция Франции считается одной из самых вооружённых в Европе, имеет полный арсенал спецсредств, включая флешболы (это шумовые гранаты), резиновые и пластиковые пули. Только официально за время уличных протестов «желтых жилетов» во Франции погибли 11 человек.
Германия – ещё одна страна Евросоюза, где редко выбирают средства в наведении порядка на улицах. Немецкие полицейские имеют репутацию одних из самых жёстких в ЕС. Согласно исследованиям немецкого же университета Бохума, в Германии ежегодно случаются около 12 тыс. случаев насилия над демонстрантами.
За нападение на немецкого полицейского при исполнении – до 5 лет тюрьмы. В Швеции уголовный кодекс позволяет наказывать организаторов массовых беспорядков заключением до 4 лет, в Британии – до 10 лет. В Турции запрещены акции, которые могут привести к разделению страны.
Но, пожалуй, самые жёсткие законы и правила уличных акций действуют в США.
Помните, как российские либералы высмеивали нашу власть и полицию за то, что те якобы готовы применять необоснованно жесткие меры даже за то, что в них кинули пластиковый стаканчик? Только молчали либералы, что дело вовсе не в пластиковом стаканчике, а в том, что в стаканчике могло быть взрывное устройство. А вот было оно там или нет – другой вопрос.
Принцип того, что безопасность всех окружающих, то есть не участников протеста важнее права на протест отдельных людей. Поэтому все и должно быть строго.
- Политликбез
Программа
Михаил Ведерников озвучил ряд инициатив по благоустройству городских территорий в Минстрое | Уникальная выставка-продажа товаров из Индии открылась в Великих Луках (0+) |
Комментарии