Максим Козлов в радиопередаче «Политликбез» рассказал о политических провокациях
5Хорошо спланированная провокация не раз в истории человечества становилась катализатором серьезных политических изменений. Тема сегодняшнего выпуска: «Политические провокации».
Недавние политические события в Казахстане в плане того, как мирные протесты населения молниеносно переросли в настоящие бои без правил на улицах, убийства людей и разбои, насилие над прохожими мирными гражданами, избиение полицейских и отрезание голов, погромы банков, магазинов и захват административных зданий. Как так могло случиться? Одни нас уверяют, что это случайно или медлительность реакции власти разогрела возмущенных людей. Другие говорят о хорошо продуманной многоходовки разных сил.
Откуда, в конце концов, появились освобожденные в этот же день заключенные, а также настоящие боевики с оружием в руках. Что это было: хорошо спланированная провокация или мирный протест действительно под подстрекательством провокаторов перерос в бунт. Бессмысленный и беспощадный.
Думаю, нам всем будет интересно вспомнить известные политические провокации прошлого и провести исторические параллели с днем сегодняшним. Тем более что в дни политического кризиса в Казахстане исполнилось 117 лет со дня самой известной каждому русскому человеку провокации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье».
Только начну я с другого. С того, что ближе и понятней нам сегодня. С примеров того, как еще недавно определенные организации, например, признанная экстремистской организация ФБК Навального под видом борьбы с коррупцией занималась организацией и проведением незаконных массовых акций протеста в Москве и других городах России. Мы хорошо это помним по январю прошлого года.
Какие вкусные и впечатляющие картинки выставляли в интернет так называемые борцы за народное счастье. Дескать, даже молодежь, точнее, подростки вышли на протест. А затем — физическое противостояние юных россиян с сотрудниками правопорядка. То есть в информационное пространство вбрасывалась идея того, что два поколения: руководители из 20-го века и юные граждане России из 21-го века до такой степени уже не понимают друг друга, идут якобы в разные стороны. Эта картинка нужна была, прежде всего, для внутреннего потребителя.
Для Запада нужна была картинка куда более весомей и красочней. Поэтому картинок с мирными протестами было мало. Только целью вывода современных подростков, далеких от понимания, что такое протест в принципе, были именно провокации. Показать, как российские правоохранители, а от их имени «режим» лупит дубинками юных граждан страны. Показать нашим взрослым, как власть готова применять силу к их детям. Цель — вызвать ненависть и самое главное — недоверие между обществом и властью. Аналогия в истории: «Кровавое воскресенье».
Тогда цель кровавой провокации была куда тоньше — необходимость внушить то, что православный ЦАРЬ расстрелял свой православный народ. Церковь потом также будут дискредитировать как один из столпов тогдашнего государства, через демонизацию другого священника — Григория Распутина. Но об этом позже. Как мы знаем, все закончилось в итоге погромом Церкви как таковой, закрытием и разрушением храмов, их грабежами и убийствами священников после октября 1917 года.
А начиналось все с малого. Поэтому вернемся в наши дни. Собственно, именно за то, что Навальный и его сподручные занимались провокациями, выводили ничего не подозревавшую молодежь на улицы на незаконные акции протеста и буквально подставляли подростков и детей под спецсредства сотрудников правоохранительных органов, пытались столкнуть две стороны, вызвать агрессию и реакцию на нее, – из-за этого ФБК и был признан экстремистской организацией, а вовсе не за якобы то, что им закрыли рты из-за борьбы с коррупцией. Ведь с коррупцией массовыми акциями протеста не борются, ее — коррупцию просто использовали навальнисты в политических целях. А ВОТ В ВЫБОРЕ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРОВОКАТОРЫ НЕРАЗБОРЧИВЫ. Здесь работает принцип: цель оправдывает средства.
Для США провокация как метод и технология — излюбленный способ решать вопросы в свою пользу, например, через войну или военные спецоперации или как причина для вторжения в чужие страны. Но это в геополитике. Провокация также давно стала инструментом и механизмом, иногда многоходовой комбинацией и во внутренней политике разных стран.
В недавних событиях в Казахстане мы видим использование боевой силы в виде заключенных, освобожденных по якобы объявленной накануне амнистии (формально — да, такой приказ был), а также тысячи участников международных террористических организаций и военных конфликтов. Среди них как граждане Казахстана, так и соседних стран. Замешательство казахстанских силовиков в течение почти двух суток объясняется фактическим двоевластием в этой стране. А вовсе не тем, что бандитам специально дали два дня погромить город.
Однако либералы выдвинули массу конспирологических версий, обвинив в разгуле бандитов как сами власти Казахстана, так и намекая на то, что это было выгодно России. В данном случае ситуацию удалось быстро исправить и предотвратить начавшийся и распространявшийся хаос. Возможно, изменники, которых выявили власти Казахстана, и те, кто за ними стоял, рассчитывали на то, что президент Токаев отдаст приказ стрелять по толпе мирных граждан, которыми, кстати, прикрывались боевики на улицах в ходе боев.
В нашей истории такой пример уже был во времена Российской Империи, когда провокаторы прикрывались женщинами с детьми и рабочими, которых обманом вывели на улицы Санкт-Петербурга в январе 1905 года.
Почему об этом стоит сегодня говорить и вспомнить? Потому что попытки использовать желание людей выражать недовольство с помощью акций протеста и в наши дни имеют место, но подвергаясь новым форматам провокаций. Например, через социальные сети. Результат только всегда один — убитые или пострадавшие люди. В худшем случае — начало общественного хаоса и потеря государственности. В России сто лет назад подобное закончилось Гражданской войной.
Так, началом Второй мировой войны завершилась другая известная в истории провокация. Речь идет про так называемый Гляйвицкий инцидент. Произошло это в августе 1939 года.
Данный пример актуален, так как сейчас войска НАТО концентрируются вокруг западных границ России. И любая провокация может привести к большой войне. Собственно, этим обеспокоены власти России и требуют гарантий безопасности. А вот как это было в истории.
Для войны против Польши Гитлеру нужен был подходящий повод. Во-первых, начало военных действий было необходимо объяснить своим гражданам Германии, которые хоть и желали реванша за поражение в 1918 году, но всё-таки опасались новой большой войны после кровопролитного опыта Первой мировой.
Во-вторых, Гитлер хотел, чтобы Великобритания и Франция сохранили нейтралитет и не вмешивались в конфликт Германии с Польшей, а для этого польскую сторону нужно было выставить агрессором. Поэтому немецкие спецслужбы провели операцию, в ходе которой инсценировали нападение польских военных на радиостанцию в приграничном германском городе Гляйвиц.
Так вот, сотрудники СС, переодетые в поляков и от имени поляков захватили радиостанцию, сделали оттуда несколько воинственных антинемецких заявлений в эфире. После этого они оставили на «месте преступления» трупы подставных узников концлагеря, которые играли роль якобы погибших во время нападения немецких солдат, и ушли.
Разумеется, ни в Париже, ни в Лондоне не поверили, что поляки первыми напали на Германию… Но у Германии появился веский повод развязать Вторую мировую войну.
Мы вот сами удивляемся современным информационным технологиям, как с помощью интернета легко создаются и распространяются фейки. Подобные технологии давно используются в серьезной политике. Как только в 20-м веке газеты и телеграф стали существенным фактором передачи информации, их сразу и довольно успешно стали использовать в борьбе за власть. Приведу маленький, но показательный пример.
Пожалуй, самой уникальной провокацией в этом плане, и я бы ее назвал спецоперацией с использованием толпы, стало отречение от власти германского императора. В начале ноября 1918 года немецкие газеты сообщили об отречении императора Германии и короля Пруссии Вильгельма II. Народ все принял за чистую монету. Хотя император на самом деле отрекся лишь через десять дней.
Вообще это был триумф фейковых новостей. В Германии технология незаконного отстранения законного монарха от трона, используя силу СМИ, и примененная в России весной 1917 года в отношении императора Николая II, здесь была использована в модернизированном виде.
Как это было? В один прекрасный день под окна дворца, в котором обитал Вильгельм II, привели недовольную и морально, и психологически наэлектризованную толпу народа. На площадь согнали всех возможных журналистов и корреспондентов.
В это время в кабинет к императору вошел молодой канцлер Макс Баденский (кстати, племянник кайзера). Спекулируя на надвигающейся революционной анархии, канцлер потребовал от Вильгельма отречься от престола, иначе революция — пугал канцлер императора. Вильгельм естественно отказался. Тогда Макс Баденский вышел на балкон и объявил толпе и журналистам об отречении кайзера от престола. Вот и все!
Быстро была состряпана прокламация, которая называлась «Его Величество Император и Король приняли решение отречься от престола». Текст сразу же разослали по телеграфу в армию и в газеты для ознакомления. Толпа журналистов, согнанных перед дворцом, разбежалась по редакциям печатать сенсацию. Так народ Германии и Пруссии узнал об отречении, которого не было. Однако через три недели уже сбежавший в Нидерланды Вильгельм все же официально отрекся, опасаясь преследований.
Давайте вспомним события октября 1993 года, время противостояния Верховного Совета России с президентом Ельциным. В результате ведь тоже погибло много людей. А ведь, собственно говоря, вооруженная фаза конфликта началась после того, как провокаторы возбудили толпу людей идти шествием не по согласованным маршрутам, а прорывать милицейские кордоны. Зачем? Ведь Белый дом был оцеплен в нескольких кварталах, а в это время велись бесконечные переговоры между депутатами и президентом. Однако кому нужны были такие «веские аргументы» в этих переговорах? Аргументы в виде кровавой провокации, обернувшиеся трагедией для нескольких сотен погибших людей. Имена провокаторов, которые призывали людей идти на штурм учреждений, в частности мэрии Москвы, Останкино, Кремля, сегодня известны. А ведь провокация была организована под красивым лозунгом якобы спасения советской власти.
Под такими же красивыми лозунгами идти к доброму царю-батюшке и жаловаться на плохих буржуев и капиталистов, и чиновников-казнокрадов в январе 1905 года провокаторы вывели большую толпу людей. Мирная акция, от которой ожидали диалога царя с народом, превратилась в кровавое месиво и стала началом Первой русской революции. Как же это могло случиться?
Во-первых, это не было стихийным событием. Это была акция, которая готовилась много лет, под финансирование которой были выделены значительные средства (Японии) и к проведению которой были привлечены значительные силы (агентура Англии и США).
Любопытно, что сам термин «кровавое воскресенье» был вброшен в печать (в вечерних выпусках) в тот же день. Этот термин, кстати, изобрел английский журналист того времени, по фамилии Диллон. То есть английский журналист знал, что шествие не будет мирным.
А теперь самое интересное, чтобы понять, кому была выгодна трагедия. Шла русско-японская война, промышленность уже была настроена на выпуск военной продукции. И вот именно в этот момент, именно на оборонных предприятиях Петербурга начинаются забастовки, спровоцированные ложной информацией о якобы имевших место массовых увольнениях рабочих Путиловского завода.
Завод выполняет важный оборонный заказ. Это специальный железнодорожный транспортер для транспортировки подводных лодок на Дальний Восток. Русские субмарины могут изменить неудачный ход морской войны в нашу пользу, но для этого их надо перевести на Дальний Восток через всю страну. Без заказанного Путиловскому заводу транспортера этого не сделать.
Любопытно, что к тем рабочим, кто отказывается бастовать, применяются угрозы и физический террор. Затем появляется листовка: «Нам нужна политическая свобода, нам нужна свобода стачек, союзов и собраний...». То есть страна ведет войну, заводы выполняют оборонные заказы, и вдруг рабочим якобы понадобились политические свободы!
Забастовок мало, но это уже сила! Поэтому идея идти с петицией к царю подана рабочим Гапоном. Собираясь к царю, гапоновские провокаторы даже распространяли слух, что царь сам хочет встретиться со своим народом. Здесь надо понимать, что народ и рабочие очень сильно верили в царя.
Поэтому, революционные агитаторы, якобы от имени царя, ходили и передавали рабочим примерно такие «его» слова: «Я, Царь Божией милостью, бессилен справиться с чиновниками и барами, хочу помочь народу, а дворяне не дают. Подымайтесь, православные, помогите мне, Царю, одолеть моих и ваших врагов».
Сотни революционных провокаторов ходили среди народа, приглашая людей 9 января к двум часам на Дворцовую площадь, заявляя, что их там будет ждать Царь. Рабочие готовились к этому дню, как к празднику: гладили лучшую одежду, многие собирались взять с собой детей.
В общем, для большинства рабочих этот день представлялся большим крестным ходом к Царю, тем более что его обещал возглавить священник, лицо духовное, традиционно почитаемое.
Ничего не напоминает? Точно такую же схему хотели применить с так называемым иеромонахом Сергием Романовым совсем недавно. Готовилась серьезная провокация, но ее удалось предотвратить.
Вернемся к 9 января 1905 года. После того, как рабочие были сагитированы на шествие к царю с экономическими требованиями, эсерами и Гапоном был совершен подлог. В тексте петиции была произведена подмена. Самая главная подмена заключалась в том, что народное шествие было организовано не с той целью, которая широко пропагандировалась, а совершенно с иной. Вот, что уже утром перед шествием Гапон говорит: «Если нас будут бить, мы ответим тем же, будут жертвы... Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телефон и телеграф — словом, устроим революцию..."
И еще несколько маленьких, но важных деталей. Стремясь предотвратить трагедию, власти выпустили объявление, запрещающее шествие 9 января и предупреждающее об опасности. Однако НАКАНУНЕ 9 ЯНВАРЯ ВСЯ ПРЕССА ЗАБАСТОВАЛА, ЧТО ЛИШИЛО ВЛАСТИ РАСПРОСТРАНИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЗАПРЕТЕ ШЕСТВИЯ, ЗАТО СРАЗУ ПОСЛЕ ЭТОГО СОБЫТИЯ МГНОВЕННО ВЫШЛИ ОГРОМНЫМ ТИРАЖОМ, КАК БУДТО ЗАРАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННЫЕ, ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ.
При всем, что флаг над Зимним был приспущен и весь город знал, что царя не было в городе, знали некоторые и о приказе, запрещающем шествие.
А затем, как мы знаем из истории, были провокации на Нарвской заставе на Васильевском острове. Лозунги сменились на революционные, «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!». Боевики-провокаторы громили лавки, захватили отдел полиции, оружейный магазин. Ограбили храм, который оказался по ходу шествия колонны. Потом были баррикады и настоящие уличные бои солдат с революционерами-боевиками.
Следует отметить, что войска всюду, где только могли, старались действовать увещеваниями, уговорами, пытаясь предотвратить кровопролитие. Там где не было революционных подстрекателей, или их было недостаточно для воздействия на толпу, офицерам удавалось избежать крови. Хотя ни одна из колонн манифестантов до Дворцовой площади не дошла, в листовках распространялись фейки про тысячи расстрелянных рабочих. Притом были погибшие и раненые на подходах.
Замысел революционеров был прост: несколько колонн спровоцированных рабочих-демонстрантов, в рядах которых должны были до времени скрываться революционеры-террористы, намеревалось провести к Зимнему дворцу для передачи петиции лично Государю.
Другие колонны должны были быть не допущены до Дворцовой площади, а расстреляны на подходах к центру города, что подогрело бы возмущение собравшихся у дворца. В момент, когда Государь появился бы для умиротворяющего призыва, террорист должен был совершить убийство Императора.
Дальше — возбужденная кровью стихия завершила бы дело уничтожения Царствующей семьи.
Гапон среди соотечественников за границей приобрел такую славу, которой не пользовался ни один революционер. С другой стороны, он был популярной фигурой у иностранных газетчиков и властей «цивилизованного мира»: за интервью с ним английская «Таймс» платила золотом, каждая страница его писем стоила сотни франков в Париже. Его портреты выставлялись в витринах европейских магазинов, его принимали в различных домах. Это ему льстило и увлекало. Как все похоже и поведение персонажей, то есть провокаторов и исполнителей чужой воли. Людей, готовых и сто, и двести лет назад, и сегодня принести в жертву своих сограждан ради политических целей, личных амбиций и мировой минуты славы за предательство.
- Политликбез
Программа
В Псковской области за сутки коронавирусом заболели 170 человек | В Великих Луках выявили фальшивую купюру |
Комментарии
Первый раз читаю,что поп Гапон был рабочим. Так же Вы не проанализировали,отчего он был повешен эти ми же рабочими.
Урок, которые левые силы могут извлечь из деятельности отца Георгия, заключается в том, что сотрудничество с полуфеодальным и полубуржуазным (а также и с полностью буржуазным) государством ведёт любое народное движение в тупик. А политических лидеров, ориентирующихся на такое сотрудничество, вроде нынешнего Зюганова,ждёт бесславный конец.