добавить новость
понедельник, 23 декабря 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости
Новости

Неоценимый вклад внесли железнодорожники в Победу над фашизмом

1 5 фото
Скоро мы отпразднуем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вспомним тех, кто ковал победу на фронте и трудился в тылу. Поблагодарим тех, кто восстанавливал разрушенные фашистами города, дороги и помогал жизни вернуться в обескровленные селения.

Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. Ежедневно им приходилось совершать трудовой подвиг и обеспечивать фронтовые перевозки, восстанавливать железнодорожное хозяйство после ожесточенных боев, взрывов и вражеских диверсий.

Железнодорожный узел в Великих Луках, как наиболее крупный, во многом определял и успех работы всей Калининской железной дороги. Но после оккупации города он был разрушен.

Январь 1943 года — начало восстановления

17 января Великие Луки бойцы Красной Армии освободили город от захватчиков, но Великие Луки остались в полосе фронтовых действий. Налеты и бомбежки железнодорожного узла не прекращались до июля 1944 года. Железнодорожникам предстояло восстановить завод, вокзал, станционные постройки, линии связи, железнодорожные пути и мосты лежали в развалинах.

Помощь от соседей

Война продолжалась, а важный ж/д узел в Великих Луках был практически уничтожен. Помогали соседи по Калининской области: присылали вагоны с промышленными товарами и продовольствием, даже кондитерскими изделиями, медикаментами и больничным инвентарем.

Великолукский железнодорожный узел — стратегически важный объект

Не только соседи помогали Великим Лукам и железнодорожному узлу. Приказом МПС от 29 апреля 1946 г. образовывается Великолукское отделение Калининской железной дороги. Железнодорожный узел в Великих Луках, как наиболее крупный, во многом определял и успех работы всей Калининской железной дороги. Этот приказ позволил получить дополнительную помощь и выполнить производственные показатели, решить социальные вопросы.

Возвращение Подрем-2

В июле 1944 в Великие Луки вернулся передвижной ремонтный поезд №2. Его создали в первые дни войны на базе паровозовагоноремонтного завода и паровозного депо. Поезд работал на фронтовых железных дорогах, а теперь ему предстояло восстановить великолукский ж/д узел. Личный состав поезда ремонтировал паровозы и вагоны, депо и завод. Подремовцы помогали городу: ремонтировали электростанции, мельницы, овощехранилища, общежития для рабочих, сельхозтехнику. Начальником поезда был Батлом Медвзелия.

Все силы — на восстановление

В Великие Луки прибыли восстановительные поезда. Они разбирали завалы, расчищали пути, поднимали сошедшие с рельсов паровозы и поезда. Неоценимую помощь оказал восстановительный поезд №4032. Благодаря начальнику поезда Терентию Трофимову и его профессиональной команде, получалось быстро ликвидировать аварийные случаи, оказывать помощь хозяйству.

Разрушенный завод начал работать

На самом крупном довоенном предприятии города — паровозовагоремонтном заводе — все производственные здания были полностью разрушены. После освобождения Великих Лук, на завод возвратился довоенный начальник В.В. Амосов.

Он собрал из уцелевших работников завода строительные бригады. В основное рабочее время они восстанавливали завод, а после работы — строили жилье. Первыми начали работать кузнечный, литейный и котельный цеха, в августе 1944 г. заработал энергосиловой цех, и начал действовать паровой котел.

С 1 ноября 1944 года заводу был установлен план по ремонту паровозов, а к всенародному празднику Великой Октябрьской социалистической революции был выпущен первый паровоз из среднего ремонта. К концу года уже 14 паровозов вышли из несуществующих ворот завода и отправлены на фронт. В 1945 году завод возглавил Валентин Кабаков. Численность работников достигла 1 200 человек, вступили в строй еще 7 цехов. Самый главный, паровозный, заработал в 1946-м. К 1951 году, 50-летию самого завода, вдвое был перекрыт довоенный уровень производства.

Июль 1944 года. Страшный удар по городу Великие Луки

Восстановительные работы на железнодорожном узле в Великих Луках были закончены к лету 1944 на «отлично». Чтобы привести в порядок важный железнодорожный объект, советские люди работали без отдыха, тратили последние силы на восстановление.

В ночь с 19-го на 20-е июля произошел последний и самый страшный массированный налет на железнодорожный узел. Погибли сотни людей, разрушились отстроенные цеха и жилье, разбиты воинские эшелоны и железнодорожный подвижной состав, горело паровозное депо. Через 3 дня после трагедии начальник депо Михаил Константинов издает приказ №217а, благодаря которому впоследствии работники депо смогли увековечить на мемориале фамилии 20 товарищей-железнодорожников, погибших на своем рабочем посту.

Небывалый трудовой подъем

Несмотря на все тяготы военного времени, в среде работников тыла существовал сильный трудовой подъем. В первые послевоенные годы производительность труда достигала 200% и более. Появились творческие объединения новаторов и рационализаторов, проходили соревнования среди машинистов на мастерство. Железнодорожники активно участвовали в общественной жизни города, проводили субботники по благоустройству территории, строили пионерский лагерь «Железнодорожник».

Не только железная дорога, но и продовольствие

Железнодорожники одними из первых включились в решение самого острого, продовольственного вопроса, обеспечении питанием своих работников. Деповчане активно участвовали в освоении земельных участков, занимались подсобным хозяйством, шефствовали в селах.

Пятилетка выполнена досрочно

В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял плановые задания на первую послевоенную пятилетку (1946 — 1950 г.г.). «Законом о пятилетнем плане» в области железнодорожного транспорта ставились глобальные задачи. Нужно было восстановить транспорт в районах, освобожденных от временной оккупации, превысить довоенный уровень пропускной способности на важнейших направлениях. Все задания этой пятилетки на Октябрьской, Калининской и других железных дорогах были выполнены досрочно.

Железнодорожный узел, как и весь город, постепенно менял свой облик. Установленный на вечную стоянку в Великолукском локомотивном депо паровоз Л-1846 с полным основанием можно считать и символом послевоенного возрождения железных дорог страны.

На Коломенском паровозостроительном заводе в 1944 году, когда еще и территорию Советского Союза не полностью очистили от врага, уже задумались о мирной перспективе развития: для разрушенных железных дорог европейской части страны нужен был новый локомотив — с меньшей нагрузкой на колесные пары, но более мощный.

И после решения наркома путей сообщения чертежи новой машины были подготовлены к 8 мая 1945 г., а уже в октябре паровоз с названием «Победа» и номером 0001 совершил первую поездку, а затем привез в Москву грузовой поезд. Это была настоящая победа и над врагом, а на трудовом фронте.

Специально к 75-летию Победы компания «Российские железные дороги» подготовила познавательный проект «Состав Победы» (6+), который включает 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.
Луки.ру

Комментарии


Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх