Неоценимый вклад внесли железнодорожники в Победу над фашизмом
1 5 фотоНеоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. Ежедневно им приходилось совершать трудовой подвиг и обеспечивать фронтовые перевозки, восстанавливать железнодорожное хозяйство после ожесточенных боев, взрывов и вражеских диверсий.
Железнодорожный узел в Великих Луках, как наиболее крупный, во многом определял и успех работы всей Калининской железной дороги. Но после оккупации города он был разрушен.
Январь 1943 года — начало восстановления
17 января Великие Луки бойцы Красной Армии освободили город от захватчиков, но Великие Луки остались в полосе фронтовых действий. Налеты и бомбежки железнодорожного узла не прекращались до июля 1944 года. Железнодорожникам предстояло восстановить завод, вокзал, станционные постройки, линии связи, железнодорожные пути и мосты лежали в развалинах.
Помощь от соседей
Война продолжалась, а важный ж/д узел в Великих Луках был практически уничтожен. Помогали соседи по Калининской области: присылали вагоны с промышленными товарами и продовольствием, даже кондитерскими изделиями, медикаментами и больничным инвентарем.
Великолукский железнодорожный узел — стратегически важный объект
Не только соседи помогали Великим Лукам и железнодорожному узлу. Приказом МПС от 29 апреля 1946 г. образовывается Великолукское отделение Калининской железной дороги. Железнодорожный узел в Великих Луках, как наиболее крупный, во многом определял и успех работы всей Калининской железной дороги. Этот приказ позволил получить дополнительную помощь и выполнить производственные показатели, решить социальные вопросы.
Возвращение Подрем-2
В июле 1944 в Великие Луки вернулся передвижной ремонтный поезд №2. Его создали в первые дни войны на базе паровозовагоноремонтного завода и паровозного депо. Поезд работал на фронтовых железных дорогах, а теперь ему предстояло восстановить великолукский ж/д узел. Личный состав поезда ремонтировал паровозы и вагоны, депо и завод. Подремовцы помогали городу: ремонтировали электростанции, мельницы, овощехранилища, общежития для рабочих, сельхозтехнику. Начальником поезда был Батлом Медвзелия.
Все силы — на восстановление
В Великие Луки прибыли восстановительные поезда. Они разбирали завалы, расчищали пути, поднимали сошедшие с рельсов паровозы и поезда. Неоценимую помощь оказал восстановительный поезд №4032. Благодаря начальнику поезда Терентию Трофимову и его профессиональной команде, получалось быстро ликвидировать аварийные случаи, оказывать помощь хозяйству.
Разрушенный завод начал работать
На самом крупном довоенном предприятии города — паровозовагоремонтном заводе — все производственные здания были полностью разрушены. После освобождения Великих Лук, на завод возвратился довоенный начальник В.В. Амосов.
Он собрал из уцелевших работников завода строительные бригады. В основное рабочее время они восстанавливали завод, а после работы — строили жилье. Первыми начали работать кузнечный, литейный и котельный цеха, в августе 1944 г. заработал энергосиловой цех, и начал действовать паровой котел.
С 1 ноября 1944 года заводу был установлен план по ремонту паровозов, а к всенародному празднику Великой Октябрьской социалистической революции был выпущен первый паровоз из среднего ремонта. К концу года уже 14 паровозов вышли из несуществующих ворот завода и отправлены на фронт. В 1945 году завод возглавил Валентин Кабаков. Численность работников достигла 1 200 человек, вступили в строй еще 7 цехов. Самый главный, паровозный, заработал в 1946-м. К 1951 году, 50-летию самого завода, вдвое был перекрыт довоенный уровень производства.
Июль 1944 года. Страшный удар по городу Великие Луки
Восстановительные работы на железнодорожном узле в Великих Луках были закончены к лету 1944 на «отлично». Чтобы привести в порядок важный железнодорожный объект, советские люди работали без отдыха, тратили последние силы на восстановление.
В ночь с 19-го на 20-е июля произошел последний и самый страшный массированный налет на железнодорожный узел. Погибли сотни людей, разрушились отстроенные цеха и жилье, разбиты воинские эшелоны и железнодорожный подвижной состав, горело паровозное депо. Через 3 дня после трагедии начальник депо Михаил Константинов издает приказ №217а, благодаря которому впоследствии работники депо смогли увековечить на мемориале фамилии 20 товарищей-железнодорожников, погибших на своем рабочем посту.
Небывалый трудовой подъем
Несмотря на все тяготы военного времени, в среде работников тыла существовал сильный трудовой подъем. В первые послевоенные годы производительность труда достигала 200% и более. Появились творческие объединения новаторов и рационализаторов, проходили соревнования среди машинистов на мастерство. Железнодорожники активно участвовали в общественной жизни города, проводили субботники по благоустройству территории, строили пионерский лагерь «Железнодорожник».
Не только железная дорога, но и продовольствие
Железнодорожники одними из первых включились в решение самого острого, продовольственного вопроса, обеспечении питанием своих работников. Деповчане активно участвовали в освоении земельных участков, занимались подсобным хозяйством, шефствовали в селах.
Пятилетка выполнена досрочно
В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял плановые задания на первую послевоенную пятилетку (1946 — 1950 г.г.). «Законом о пятилетнем плане» в области железнодорожного транспорта ставились глобальные задачи. Нужно было восстановить транспорт в районах, освобожденных от временной оккупации, превысить довоенный уровень пропускной способности на важнейших направлениях. Все задания этой пятилетки на Октябрьской, Калининской и других железных дорогах были выполнены досрочно.
Железнодорожный узел, как и весь город, постепенно менял свой облик. Установленный на вечную стоянку в Великолукском локомотивном депо паровоз Л-1846 с полным основанием можно считать и символом послевоенного возрождения железных дорог страны.
На Коломенском паровозостроительном заводе в 1944 году, когда еще и территорию Советского Союза не полностью очистили от врага, уже задумались о мирной перспективе развития: для разрушенных железных дорог европейской части страны нужен был новый локомотив — с меньшей нагрузкой на колесные пары, но более мощный.
И после решения наркома путей сообщения чертежи новой машины были подготовлены к 8 мая 1945 г., а уже в октябре паровоз с названием «Победа» и номером 0001 совершил первую поездку, а затем привез в Москву грузовой поезд. Это была настоящая победа и над врагом, а на трудовом фронте.
Специально к 75-летию Победы компания «Российские железные дороги» подготовила познавательный проект «Состав Победы» (6+), который включает 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.
Комментарии