Минобрнауки России рассматривает возможность заместить часть заочного образования онлайн-курсами
0Авторы доклада — Игорь Чириков, проректор НИУ ВШЭ, Татьяна Семенова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ и Наталья Малошонок, заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — представляли результаты экспериментального исследования, в рамках которого в трех российских вузах выбранные курсы инженерных образовательных программ были заменены на массовые открытые онлайн-курсы, размещенные на Национальной платформе открытого образования.
В конце обучения студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, в рамках которого измерялся уровень усвоения материала. По словам докладчиков, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) практически не влияет на образовательные результаты студентов. То есть, при грамотном использовании онлайн-курсы не уступают в качестве традиционному образованию. При этом наибольшую эффективность показал формат смешанного обучения. Также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний в зависимости от формата обучения, но при этом студенты пока настороженно относятся к онлайн-формату, предпочитая ему смешанный или традиционный.
После презентации доклада состоялась дискуссия, в которой участвовали представители Минобнауки России, ректоры вузов, преподаватели, эксперты и общественные деятели. Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев подчеркнул, что государство уделяет большое внимание развитию онлайн-обучения, в частности, запустив приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
«Вы знаете, что мы создали ресурс «одного окна» — своеобразный реестр онлайн-курсов и набор необходимых сервисов. Онлайн-курсы, размещенные на этой платформе, — это гарантия качества, и они могут стать частью формального образования», — напомнил Александр Соболев. — «Какие задачи мы пытаемся решить с помощью этого инструмента? Одна из них — заместить часть заочного образования в слабых вузах. Это не только проблема низкой мотивации студентов, но и недостаточность ресурсов для создания качественных образовательных программ. Один из быстрых путей решения этой проблемы: заместить часть заочного образования — не всё и не все дисциплины — на онлайн-обучение. Вторая, не менее важная задача — дать инструмент для построения индивидуальной образовательной траектории студента. Этот инструмент может и должен использоваться уже всеми, в том числе ведущими вузами».
Напомним, что в рамках реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» на базе десяти ведущих университетов России созданы Региональные центры компетенций, перед которым стоит задача создания инфраструктуры онлайн-обучения в регионах страны. За три месяца 2017 года более трех с половиной тысяч педагогов из сорока субъектов РФ научились создавать и использовать в своей работе цифровые инструменты.
Кроме того, создан и проходит апробацию информационный ресурс «одного окна», обеспечивающий доступ к онлайн-курсам, созданным лучшими практиками онлайн-обучения и преподавателями ведущих вузов России.
«Ресурс «одного окна» — это не просто образовательный портал, это — метаплатформа. Он объединяет множество других онлайн-платформ и информационные системы образовательных организаций, и помогает им взаимодействовать между собой. Результаты изучения каждого онлайн-курса фиксируются в цифровом портфолио слушателя. Также там хранятся сертификаты, которые публикуют образовательные организации, когда студент успешно проходит обучение на онлайн-курсе. Для реализации цифрового портфолио используется блокчейн-технология. Аналогов ресурса «одного окна» нет. Его задача — обеспечить виртуальную академическую мобильность студентов в рамках Российской Федерации, чтобы студенты, не покидая свой город, могли изучать курсы различных университетов страны»,— рассказал в ходе «Зимней школы СЦОС», прошедшей в конце февраля в НИТУ МИСиС, директор Центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин.
В настоящее время Правительством России принят план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», где вопросам организации онлайн-обучения всех граждан страны вне зависимости от возраста уделяется большое значение.
«Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху»,— подчеркнул государственные приоритеты в своем недавнем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин.
Комментарии