добавить новость
пятница, 15 ноября 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости
Новости

Владимир Сурдин: ExoMars — это первая и пока удачная попытка отправить аппарат к другой планете

0
В чем выгода для России в участии в миссии ExoMars?

Последние успешные межпланетные исследования, то есть полеты к другим планетам у России закончились в середине 1970-х. С тех пор чуть ли не полвека мы ничего не добились, хотя попытки были. Запускали в основном к Марсу: «Фобос-1», «Фобос-2», «Марс-96», «Фобос-Грунт». Все они были либо частично удачные, либо совсем неудачные и падали в океан, не взлетая в космос. На этом с 1996 года наши попытки изучать планеты прекратились. ExoMars — это первая в новой истории России и пока удачная попытка отправить аппарат к другой планете. Возможно, удачная она именно потому, что мы в кооперации с Европой этим занялись. Поскольку нас контролируют коллеги из Европы, отношение к проекту было очень серьезным, и пока все идет нормально, аппарат летит. Для нас это новое начало межпланетных исследований. Все инженеры старой формации уже на пенсии, а новое поколение космических инженеров не умело этого делать, у них не было такого опыта. Они снова начинают учиться сложному искусству запуска межпланетных аппаратов. В кооперации с Европой это лучше делать, так как у них все-таки есть опыт, пусть и не такой, как у американцев. У них довольно надежные аппараты, а у нас неплохие ракеты. Некоторые наши удачные приборы и в прошлые годы летали на чужих аппаратах и к Венере, и к Марсу. Но это были отдельные приборы, их не очень сложно сделать. А сделать целый космический аппарат, который бы надежно работал в космосе, достаточно сложно.

Планирует ли Россия осуществить свою собственную миссию, например, на Марс? Или же межпланетные миссии должны проводиться в коллаборации?

Свою миссию пока не планируем. Такие миссии не обязательно проводятся в коллаборации. Американцы, как правило, проводят их в одиночку, поскольку у них большие финансы и гигантский опыт в данной части. Нам было бы полезно сделать несколько экспериментов в содружестве с уже более опытными людьми.

Через сколько Россия сможет организовать самостоятельную миссию?

Все зависит от денег. Люди ждут на низком старте, когда им дадут денег на воплощение. Институт космических исследований в Москве — огромная организация, масса лабораторий — и они постоянно делают новые приборы, испытывают их и ждут момента, когда им дадут разрешение поставить их на космические аппараты. Все упирается в деньги: ракеты стоят дорого. Например, «Протон» стоит 50 млн долларов.

Как сказываются напряженные отношения между Россией и Европой на сотрудничестве в области космических исследований?

Почти никак. Очень удачно разделились функции. Мы не можем покупать в связи с санкциями, например, микросхемы, но это делает Европа. Мы делаем то, на что у нас хватает ресурсов, это ракеты. Наша ракеты, их космический аппарат, на нем наши приборы — это позволяет не участвовать в санкционных препонах.

Недавно на презентации журналистам космического аппарата «Ломоносов» директор корпорации ВНИИЭМ Леонид Макриденко заявил, что корпорации не удалось полностью перейти на импортозамещение, но они планируют оснащать все разрабатываемые сейчас космические аппараты российскими приборами. Насколько это возможно в космической отрасли?

Думаю, что до конца этого не будет никогда, прежде всего потому, что у нас стараются вкладываться и делать добросовестно те вещи, которые нужны военным. Для науки мы либо покупаем за рубежом, либо делаем второсортно, потому что это не главная задача государства. Но то, что нужно военным, не подходит для науки. Военный космический аппарат не рассчитан на долгую жизнь. А нам надо, чтобы научный аппарат работал десятки лет в тяжелых космических условиях. До конца мы не сможем заменить, особенно устойчивые к радиации микросхемы, которые работают в космосе. Хорошо, конечно, убрать санкции и покупать то, что нам нужно. Все покупается в мизерных масштабах, поэтому незачем создавать новую индустрию, когда кто-то в мире уже умеет это делать. Проще покупать и не ссориться.

Когда будут получены первые результаты миссии ExoMars? И каких результатов можно ждать?

ExoMars летит и будет лететь еще семь месяцев в спящем состоянии. Потом выйдет на орбиту и будет менять, улучшать ее и приближаться к Марсу. Так что году в 2018 по результатам работы аппарата начнут появляться первые полноценные научные публикации. Прилетит в этом году и хорошо, если удачно прилетит, затормозит и выйдет на орбиту. Потом начнется проверка всех систем, выравнивание орбиты. Но один важный эксперимент состоится уже в конце нынешнего года. Помимо марсианского спутника, в ExoMars есть посадочная платформа Schiaparelli, она должна сразу опробовать мягкую посадку. Этого мы не умеем делать вообще, а у европейцев были неудачи: они тоже не умеют садиться на Марс. Первая в истории мягкая посадка на другую планету принадлежит советским инженерам, в 1971 году мы посадили зонд, он проработал 10 секунд, но формально рекорд все равно наш. Через раз такие посадки по разным причинам не удаются. Японцы, например, вообще пролетели мимо Марса и не смогли затормозить. Как-то американцы решили удешевить подготовку и распределили программное обеспечение по нескольким группам: одна работала в Англии, а вторая — в США. Та команда, которая работала в США, запрограммировала все в милях, а англичане вставили начальные данные в километрах. В результате программа не смогла прицелиться к Марсу и аппарат «врубился» в атмосферу и сгорел. У Марса очень разреженная атмосфера, и точно попасть в нее — дело сложное.

С какими еще сложностями может столкнуться миссия?


Например, может быть мощная вспышка на Солнце, которая убьет электронику. Такие вспышки можно предсказать только на неделю вперед, на месяцы никто не умеет предсказывать. У нас спутники рядом с Землей погибают, хотя они прикрыты магнитосферой. Также есть непредсказуемые процессы, которые обнаруживаются только во время испытаний. Несколько лет назад отправили зонд Rosetta к ядру кометы Чурюмова-Герасименко. Он должен был сбросить посадочный аппарат Philae, поскольку притяжение там небольшое, посадочный аппарат, коснувшись поверхности, должен был выстрелить в нее гарпуном и закрепиться. Он попытался выстрелить, но гарпун не вылетел, потому что за девять лет полета порох, которым должен был производиться выстрел, перестал взрываться. Никто не знал, что в вакууме при наличии радиации порох перестает взрываться. Все это выясняется только в процессе экспериментов.

Какие научные исследования запланированы в рамках миссии ExoMars?

Задача посадочного аппарата — научиться садиться. У орбитального аппарата — прощупать атмосферу Марса, доказать, что в атмосфере есть метан и найти места, откуда он появляется. С Земли мы обнаружили несколько пятен в атмосфере, где есть метан. Теперь у ученых два подозрения: либо это геологические процессы, либо жизнедеятельность микроорганизмов. Геология на Марсе очень примитивная, это почти мертвая планета, там нет ни вулканов, ни землетрясений, планета давно остыла. А вот микробы могут быть под поверхностью Марса. Поэтому необходимо найти, откуда из-под поверхности появляется метан, и потом забросить туда посадочный аппарат. Возможно, это будут марсианские пещеры. В пещерах жизнь должна процветать, поскольку на поверхности Марса сильная радиация. Мы нашли входы в эти пещеры, шахты. Но с ними будут проблемы, поскольку марсоходы не умеют лазить по пещерам, роботов-спелеологов пока никто не придумал. Возможно, надо придумать облачного робота, состоящего из множества мелких нанороботов.

Через два года полетит стандартный марсоход, оснащенный бурильной установкой, которая сможет примерно на два метра пробурить грунт. А это уже достаточная защита от радиации и там может быть жизнь, поскольку скорее всего есть вода. Раньше марсоходы «бегали» только по поверхности Марса, а сверху жизни нет. На марсоходе также будут приборы для поиска органических молекул в образцах грунта, признаков биологической активности.

Как осуществляется передача сигнала?

Пока аппарат летит, на нем есть радиопередатчик и радиоприемник и направленная антенна. Он концентрирует луч на Землю, а мы ее принимаем радиотелескопом. Аппарат сядет на поверхность Марса, на марсоходе стоит слабый передатчик, он ждет, когда над ним пролетает искусственный спутник Марса, сбрасывает на него информацию, а тот уже передает информацию на Землю. Так же работают американские Curiosity и Opportunity. Если что-то случится, Curiosity может послать на Землю самостоятельный очень слабый сигнал. Чтобы отправить один фотоснимок, ему потребуется около трех суток, но какие-то короткие сообщения он может передавать.

Американский предприниматель Илон Маск не раз отмечал, что планирует отправиться на Марс. Во время выступления на инвестиционном форуме в Гонконге он подчеркнул, что SpaceX осуществит пилотируемый полет на Марс в ближайшие 9 лет. Насколько миссия ExoMars и ее результаты могут приблизить человечество к данной возможности?

Пока все, что заявлял Маск, воплощалось, хоть и не в те сроки. Вообще пилотируемый полет к Марсу без посадки можно осуществить уже сегодня. Посадка — это очень затратное дело, для нее у нас нет ракет. А вот для того, чтобы отправить пару человек к Марсу, облететь его и вернуться на Землю, уже сейчас хватит и сил, и техники. Такой проект тоже есть, он называется Inspiration Mars. Это некоммерческая организация, основанная американским миллионером Деннисом Тито, в рамках которой в 2018 году планируется осуществить пилотируемую экспедицию к Марсу. 2018 год удобен, поскольку расстояние между Землей и Марсом будет минимальным — около 60 млн км. В среднем перелет к Марсу занимает 8,5 месяцев, это зависит от того, в какой сезон мы стартуем. Таким образом за полтора года можно было бы провести экспедицию без посадки. Очень интересно, как поведет себя человек, этого никто не знает. Интересно посмотреть, что будет с техникой, пока летали только автоматы, а тут полетит корабль с системами жизнеобеспечения, которые будут поддерживать дыхание, ведь весь кислород и всю воду с собой не возьмешь. Соответственно нужно организовать определенный цикл, чтобы растения возобновляли кислород, питание. Все это надо испытывать, и как раз перелет к Марсу мог бы стать хорошим испытанием. Современная ракета не сможет взять больше двух человек, и Деннис Тито хочет отправить супружескую пару. А вот все объявленные проекты с посадкой, например, Mars one кажутся профанацией. Его основатель Бас Лансдорп объявил, что набирает добровольцев для полета на Марс в один конец. Предполагается, что люди прилетят и начнут обживать планету. Никого назад возить не будут. Это абсолютно неподготовленный проект, хотя многие записались. Был отбор, были тренировки, медийная шумиха, но реально у них просто нет денег.

Сколько вообще денег нужно для беспосадочной экспедиции на Марс?

Надо минимум три ракеты «Протон», это порядка $200 млн. Плюс абсолютно новый космический корабль. Плюс много еще чего. Думаю, что в $8–10 млрд это обойдется даже в самом простейшем варианте. Никакой частной компании это не по зубам, это под силу только государствам.

Государствам нужны подобные проекты?

Да, и прежде всего в идеологическом плане. Китайцы рвутся на Луну и на Марс, американцы не хотят им уступать первенство. Луна для них — уже пройденный этап, а к Марсу они серьезно готовятся. Через 5–7 лет у американцев появится тяжелая ракета, которую экипаж из шести человек сможет отвезти. Китайцы пока очень активно работают на Луне, на поверхности Луны сейчас только китайцы. Хотя по Марсу они все же не смогут соперничать с американцами, Штаты будут на Марсе первыми. Поэтому никто не хочет делать международные проекты, чтобы не делить славу. Однако все, что на Марсе сможет сделать человек, прекрасно делают автоматы.

Насколько вообще человечеству нужен Марс в качестве запасной планеты?

Пока нам и на Земле хорошо. Люди предпринимают инициативы, чтобы сохранить то, что имеют. Пример — хранилище семян на Шпицбергене. В случае эпидемии или ядерной войны у нас на Шпицбергене есть запасы десятков тысяч сортов разных злаков. Но Шпицберген тоже на Земле и может пострадать, поэтому хорошо бы подобное хранилище сделать, например, на Луне. Это хорошая запасная площадка как хранилище информации. Освоить ее для человека вряд ли удастся, поскольку там вообще ничего нет. Если говорить о серьезном освоении, Луна совершенно не подходит, а следующее место — Марс, кроме Марса рассчитывать не на что. Там есть вода, атмосфера есть, твердая поверхность есть — как-то его можно попытаться колонизовать. Все остальное в Солнечной системе совсем глухо.

Когда вообще полноценная колонизация Марса станет реальностью?

Начать надо с Луны, это на порядок проще, дешевле и доступнее. Марс как хранилище информации ничуть не лучше Луны. Но Луна не подходит как база для жизнеспособной колонии людей. Мне кажется, это будет второй этап, сначала Луна, а затем уже надо будет осваивать Марс, как мы осваивали Антарктиду. Сейчас в Антарктиде на южном полюсе целый город, люди там живут не переставая. Так же надо и на Марсе, только без помощи Земли, там есть все, чтобы воспроизводить жизнь самостоятельно.
Источник: RNS
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх