Что почитать дождливой летней ночью?
0«Путешествие на край ночи» — это самое известное и значительное произведение Селина, которое поражает воображение безжалостным описанием человеческого скотства, материального убожества и нравственной грязи. Олицетворением всего этого является главный герой романа Бердамю, которого автор заставляет пройти практически все круги ада, чтобы тот убедился в одной незыблемой истине: единственная правда этого мира — смерть.
Первый круг ада, он же самый главный — Мировая война 1914 года, на которую Бердамю, подверженный патриотической риторике, отправляется добровольцем. Но там смерть и ужас предстают перед ним настолько реальными и пугающими, что доблесть и отвага теряют какое-либо значение, оставаясь всего лишь пустыми риторическими формами. Именно на фронте Бердамю понимает, что миром движет не вселенское добро или стремление к прогрессу, а элементарный инстинкт самосохранения, толкающий его бежать с войны. С этого момента герой лишается духовности и даже не мечтает выбраться из трясины, которая затягивает его все глубже на дно. В конечном счете он теряет остатки самоуважения, ему становится достаточно куска хлеба и возможности совокупляться. В конце концов, Бердамю настолько не стыдится своего падения, что просто превращается в животное.
Когда Селин выражает свои тревожные мысли о такого рода человеческом существовании, его литературный талант достигает наибольшего совершенства, и может создаться впечатление, что сам автор получает истинное наслаждение от описания страданий, убожества и порока. Но если подумать, наверное, нет иного способа раскрыть темную сторону людской природы, кроме как полностью погрузиться в нее. Интересно, что в романе периодически появляются персонажи, которые совершенно выбиваются из общего контекста, своей добротой и нежностью. Так, в «американском» эпизоде своеобразным лучом света станет Молли — первый в жизни Бардамю человек, готовый отдавать, ничего не требуя взамен. Появление такого персонажа, означает, что несмотря на основную тему произведения — смерть и зло, которое она провоцирует, автора ничуть не меньше интересует природа добра.
Именно это во многом развивает образ Селина как исключительно гневного и желчного мизантропа, неспособного видеть в людях ничего кроме лжи, насилия и жестокости. Напротив, при внимательном прочтении романа можно заметить, насколько мысли Селина созвучны с тем, что в свое время провозглашали французские моралисты Паскаль, Вольтер и Ларошфуко, разоблачающие нравственные пороки человека. Также, если отбросить в сторону язык романа, то по содержанию и форме он может напомнить некоторые полотна Питера Брейгеля и Иеронима Босха, которые, изображая гнусную сторону человеческой природы, одновременно призывали людей к нравственному совершенствованию.
Комментарии