К 70-летию Победы: Женщина, командовавшая танковой ротой
0Родилась в 1921 году. Вскоре после рождения мать заболела и умерла. Сергей Киров женился во второй раз, постоянно занимаясь государсвенными делами не мог уделять время дочери .В 1926 году маленькую Женю определяют в детский дом-интернат.
После смерти Кирова в 1934 году Евгения осталась совсем одна. Вторая гражданская жена Сергея Мироновича, не приняла Женю. Единственной дочери Кирова пришлось с детства привыкать к самостоятельности и труду.
Многие друзья Костриковой из детей партийной элиты учились в военных учебных заведениях: братья Микояны и Тимур Фрунзе учились на летчиков, испанец Рубен Ибаррури, учился в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР. Евгения также хотела связать свою жизнь с РККА.
С началом Великой Отечественной войны Евгения Кострикова окончила трехмесячные курсы медицинских сестер и добровольно ушла на фронт.
В составе медико-санитарного взвода отдельного танкового батальона медсестра Кострикова приняла участие в боях на Западном фронте в ходе Московской битвы.
В октябре 1942 года батальон выделил часть личного состава, в том числе и почти весь медицинский персонал, для укомплектования 79-го отдельного танкового полка. Имевшая незаконченное высшее образование и квалификацию медицинской сестры Евгения Кострикова стала военфельдшером полка. Это соответствовало званию лейтенанта армейских частей.
В декабре 1942 года 79-й танковый полк в составе Южного фронта участвовал в Сталинградской битве. Месяцем позже он был переименован в 54-й гвардейский танковый полк 5-го гвардейского Зимовниковского механизированного корпуса 2-й гвардейской армии.
Во время боев на Курской дуге Евгения Сергеевна спасла жизнь двадцати семи танкистам и была награждена орденом Красной Звезды. После Сталинграда 54-й гвардейский танковый полк в составе Воронежского и Степного фронтов участвовал в Курской битве. Леонид Юзефович Гирш, полковник в отставке, ставший после войны поэтом и писателем, был участником знаменательного танкового сражения под Прохоровкой. Легко раненному офицеру связи 55-го гвардейского полка младшему лейтенанту Гиршу медицинскую помощь оказывала военфельдшер Кострикова.
Гирш так вспоминает этот момент: «…Капитан медслужбы сказал мне, что встретился я на поле боя с дочерью Сергея Мироновича Кирова. Как известно, настоящая фамилия его была Костриков. На обратном пути (из медсанбата) я уже не застал Евгению Сергеевну. Ее тяжело ранило снарядным осколком. Храброго военфельдшера отправили в госпиталь…».
После ранения, в декабре 1943 года, гвардии старший лейтенант Кострикова была направлена в оперативный отдел 5-го гвардейского механизированного корпуса.Однако при поддержке начальника оперативного отдела корпуса полковника Рязанского она стала ходатайствовать о направлении ее на учебу в Казанское танковое училище. Сначала Костриковой всячески отказывали, но после обращения к Маршалу Советского Союза Климу Ворошилову, разрешение было получено.
Ветераны Казанского танкового училища вспоминали, что начальник училища генерал-майор танковых войск Владимир Исидорович Живлюк был весьма удивлен, когда на учебу прибыла молодая женщина — пусть и в звании старшего лейтенанта. «Да это как женщина на корабле», — только и смог произнести он. Еще больше генерал удивился, когда позднее пришел приказ командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии о награждении Евгении Костриковой медалью «За оборону Сталинграда».
А в это время упрямая старший лейтенант наравне с мужчинами осваивала вождение и стрельбу из танка на полигоне, учила материальную часть, тактико-технические характеристики вооружения и боевой техники в учебных классах, на тренажерах и в парке.
Хрупкая с виду, Евгения Кострикова стойко переносила тяжелые физические нагрузки. Ведь для того, чтобы управлять танком, действительно требуется мужская сила. Например, выжим одного из двух рычагов бортового сцепления требовал усилия в 15 кг, а выжим педали главного сцепления — 25 кг. Здесь Евгении помогла закалка медсестры и военфельдшера, полученная при переноске десятков раненых на фронте. Евгения с отличием окончила ускоренный курс Казанского танкового училища и вернулась в свой 5-й гвардейский механизированный корпус на должность командира танка Т-34.
После окончания Казанского танкового училища гвардии лейтенант Кострикова командовала танковым взводом, а в конце войны в звании капитана — танковой ротой.
Танки Костриковой под боевым знаменем 5-го гвардейского Зимовниковского механизированного корпуса форсировали Одер, Нейсе и к 30 апреля 1945 года вышли к юго-восточной окраине Берлина. 5 мая ее боевые машины были выведены из участия в Берлинской операции и направлены на освобождение Праги, где Евгения Сергеевна встретила Победу.
В 1975 году гвардии капитан танковых войск Евгения Сергеевна Кострикова умерла, похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Комментарии