Закон вступил в силу — что дальше?
0Этот закон вступил в силу 21 января 2013 года и теперь уже последствия будут ощутимы для всех.
Одно дело принять закон, а другое, жить ему соответствуя. В данном случае, вряд ли из этого выйдет что-либо хорошее. Судите сами: если за сданную кровь доноры получали хоть какие-то деньги (в нашем регионе сумма составляла 130 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге 3 000 — 4 000 рублей), теперь все будет строиться на голом энтузиазме. Никто не спорит, энтузиасты в нашей стране не перевелись, как и сознательные граждане, сочувствующие чужой беде, только вот на одном энтузиазме, как говорится, далеко не уедешь.
Видимо наши парламентарии посчитали, что дача крови является для граждан своего рода бизнесом, доходы от которого не облагаются налогом, и поэтому стоит денежную компенсацию отменить. В качестве примера, как всегда, взяли зарубежные страны, где донорство является безвозмездным. Пример, прямо скажем, неудачный. Ведь в большинстве развитых европейских стран уровень жизни гораздо выше чем у нас, и что греха таить, менталитет совершенно иной. Донором там быть почетно, а кроме того, доноры имеют много привилегий: бесплатное медицинское обслуживание не только для самого донора, но и для всех членов семьи, налоговые льготы, да и работодатели гораздо охотнее берут на работу доноров. Причина здесь вполне понятна — человек ведет здоровый образ жизни, значит будет более продуктивно работать и реже болеть. Так что, не такие уж и альтруисты живут и на Западе.
А что будут иметь наши российские доноры кроме бесплатного обеда? Хорошо, если столовая предложит действительно калорийный и качественный обед, и будет располагаться в шаговой доступности от медучреждения. А если до этой столовой надо добираться на маршрутке, да и еда будет оставлять желать лучшего?
За одну дачу крови по закону еще полагается два отгула, если сдавать кровь регулярно, а это где-то 5 — 6 раз в год, отгулов наберется 10 — 12. Только вот удовольствие это сомнительное. Почти все доноры, с которыми мне удалось пообщаться рассказали, что отгулы эти не используют. Руководство многих городских учреждений и предприятий популярно разъяснило донорам, что им не нужны сотрудники, которые будут отсутствовать на рабочем месте за их счет. Работающие с выработки, как, например, таксисты или продавцы, и сами эти отгулы брать не будут. Безработным, а таких среди доноров немало, вполне понятно, отгулы тоже не нужны. Остаются только бюджетники, те же медики, учителя и т.д., — в этих организациях трудовое законодательство соблюдается.
Звание «Почетный донор», а им можно стать лет через восемь сдавая регулярно кровь или плазму, дает кое-какие преимущества его обладателю: ему выплачивается в год около 10 000 рублей, полагается 50% оплата за проезд в пригородном транспорте с апреля по октябрь, а выйдя на пенсию почетный донор получает звание «Ветеран труда», предполагающее тоже кое-какие льготы. Но опять же, мало кто, особенно молодежь, задумывается о том, что будет при выходе на пенсию, да и ежегодная выплата в далекой перспективе тоже привлекает немногих.
Для того чтобы обеспечить донорской кровью и препаратами из ее компонентов город Великие Луки и 9 прилегающих районов, на великолукскую станцию переливания крови должны приходить ежедневно 27 — 30 доноров.
«Мы не можем прогнозировать заранее, сколько крови может понадобиться в тот или иной день, — рассказывает заместитель главного врача-директор филиала «Великолукский» ГСБУЗ Псковской области «Станция переливания крови Псковской области» Ольга Сироткина. — Иногда, сразу в несколько больниц требуется кровь одной и той же группы. У нас, конечно, есть компьютерная база данных наших доноров и мы в экстренных случаях можем к ним обратиться, но все же необходимый запас крови должен всегда быть в наличии».
А где гарантия, что после того как отменят денежную компенсацию все эти 30 человек по прежнему будут приходить для дачи крови? Опять же, чтобы не быть голословной побеседовала со многими донорами, пришедшими в этот день на станцию переливания крови, и почти все крайне отрицательно отнеслись к отмене выплаты с заменой ее горячим питанием. Одна только молодая женщина рассказала, что она потомственный донор, донорами являются ее родители и бабушка, и эта сумма для нее роли не играет, поэтому кровь она как сдавала так и будет сдавать, но в столовую она не пойдет обедать, потому что не любит еду из общепита.
Пока что, как пояснила Ольга Сироткина, администрацией Псковской области еще не утвержден подзаконный акт и доноры в нашем регионе, и в частности в нашем городе, еще будут два — три месяца получать деньги. О том, как будет складываться ситуация дальше — неизвестно.
Так что как ни крути, а остается уповать только на людскую сознательность, сострадание и доброту. А еще на то, что через какое-то время, когда будет полностью разрушена трансфузиологическая служба, парламентарии примут другой, более продуманный и адаптированный к нашей жизни закон, и тогда опять, с энтузиазмом возьмемся восстанавливать все, что было утрачено.
Только как бы то ни было, и какие законы не принимались бы наверху, люди не перестанут болеть, не станет меньше автокатастроф или стихийных бедствий. Не придумали еще, да и вряд ли придумают в ближайшее время какие-то заменители крови.
«Контингент наших доноров стареет, — пояснила Ольга Сергеевна, — хотелось бы, чтобы к нам приходило побольше молодежи. Для работы необходимо новое оборудование — за столько лет практически все пришло в упадок. Очень дорого стоят расходные материалы для службы крови. Поэтому если мы хотим, чтобы наша служба функционировала стабильно и располагала достаточным запасом крови необходима финансовая поддержка на федеральном уровне. А пока что, хочу еще раз обратиться ко всем жителям нашего города — приходите к нам и становитесь донорами. Ведь сегодня ты кому-то помог, а, возможно завтра помощь может понадобиться тебе или твоим близким».
Анастасия Летуновская
Комментарии