За весь период действия Конституции Российской Федерации изменения в нее вносились 4 раза (Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Однако таких масштабных изменений, возможность принятия которых находится в прямой зависимости от волеизъявления граждан Российской Федерации, еще не было.
11 марта 2020 Государственная Дума и Совет Федерации одобрили принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Статья 2 вступила в силу только после того, как 16 марта 2020 года Конституционный суд Российской Федерации дал Заключение Конституционного Суда РФ № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации».
А вот статья 1 Закона, которая непосредственно и затрагивает изменения в Конституцию Российской Федерации, вступит в силу только в случае одобрения общероссийским голосованием со дня официального опубликования его результатов.
С полным текстом поправок можно ознакомиться в общедоступных источниках (например, официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, сайте Государственной думы Российской Федерации http://www. duma.gov.ru, выпусках «Российская газета», № 55, 16.03.2020, «Собрание законодательства РФ», 16.03.2020, № 11, ст. 1416, «Парламентская газета», № 11, 20-26.03.2020).
Достаточно большой объем поправок затронет сферу государственного управления:
В частности, одно и то же лицо не сможет занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Сроки, которые начались до вступления поправки в силу, во внимание принимать не будут.
Кандидатом в президенты должен проживать в России не меньше 25 лет (сейчас - не меньше 10 лет);
Появятся нормы о Государственном совете Российской Федерации.
Президенту будет предоставлено право внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Конституционный суд Российской Федерации по запросу президента будет проверять конституционность, в частности, проектов федеральных законов.
Количество судей Конституционного Суда Российской Федерации сократится до 11 (сейчас – 19).
К полномочиям Правительства Российской Федерации будет отнесено содействие в развитии предпринимательства и частной инициативы.
Существенные изменения затронут социальную сферу.
Так, гарантированный минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Гарантированная индексация пенсий не реже одного раза в год.
Гарантированное обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Дети, как указано в поправке в Конституцию Российской Федерации, являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство возлагает на себя обязанность по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Еще раз стоит обратить внимание на то, что поправки в Конституцию Российской Федерации, как отметил Президент Российской Федерации в ходе послания Федеральному собранию, будут приняты только в том случае, если граждане поддержат их в ходе всероссийского голосования.
Вопросы организации общероссийского голосования определены в статье 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Так, если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день в силу настоящего Закона является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.
В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Подготовка и проведение общероссийского голосования будет осуществляться открыто и гласно.
Для наблюдения за проведением голосования и подсчетом голосов участников голосования, за установлением итогов голосования Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации назначат наблюдателей.
Расходы, связанные с проведением общероссийского голосования, осуществляются избирательными комиссиями за счет средств, выделенных из федерального бюджета для подготовки проведения общероссийского голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является главным распорядителем этих средств.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определит результаты общероссийского голосования не позднее чем через пять дней после дня его проведения.
Количество граждан, принявших участие в общероссийском голосовании, будет определено по количеству бюллетеней в ящиках для голосования.
Официально результаты общероссийского голосования должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о результатах общероссийского голосования.
Напомним, первоначально проведение общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации было запланировано на 22 апреля 2020 года.
Однако в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во избежание возникновения рисков для здоровья граждан Российской Федерации общероссийское голосование перенесено и до настоящего времени дата его проведения не определена.
Дата голосования будет определена отдельным Указом Президента Российской Федерации.
Комментарии