По названному договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч.1 ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) .
Заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч.1 ст.781 ГК РФ).
Плата по договору за оказание юридических услуг, как и по всякому возмездному договору, производится за исполнение своих обязанностей (ст.423 ГК РФ).
Стороны в названном договоре вправе свободно определять наиболее оптимальные условия оплаты оказанных услуг, в том числе самостоятельно устанавливать порядок и сроки внесения платежей (уплата аванса, предварительные платежи, рассрочка платежа, предоставление кредита, почасовая оплата, исчисление размера вознаграждения в процентах от цены иска и т.д.).
Однако, исходя из норм гражданского законодательства, судебное решение не может выступать ни объектом чьих-либо гражданских прав, ни предметом какого-либо гражданско-правового договора.
В этой связи реализация гражданских прав и обязанностей по поводу оказания правовых услуг не должна предопределять конкретные решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, а потому стороны договора о возмездном оказании юридических услуг не вправе обусловить выплату вознаграждения по такому договору принятием конкретного судебного решения.
Таким образом, включение в текст договора о возмездном оказании юридических услуг условия о выплате вознаграждения в зависимости от самого факта принятия положительного для истца решения суда расходится с основными началами гражданского законодательства, так как в данном случае это означает введение иного, не предусмотренного законом, предмета договора.
Старший помощник Островского межрайонного прокурора младший советник юстиции М.М.Богданова
Комментарии