Закон направлен на защиту трудовых прав работников, позволяет в режиме онлайн следить за тем, какие сведения трудовой деятельности передаются работодателем в ПФР.
С 1 января 2020 года вводится обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего месяца, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться «электронные трудовые книжки» россиян.
При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.
С 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться работодателем в Пенсионный фонд России не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
2020 год будет переходным периодом для введения электронной трудовой книжки. Все работодатели до 1 июля должны проинформировать каждого работника в письменной форме о возможности сделать соответствующий выбор: оставить трудовую книжку в традиционном виде или перейти на ее электронный формат.
С 1 июля до 31 декабря граждане должны определиться, что они выбирают, и в произвольной форме подать письменное заявление работодателю. В информационной системе ПФР будет сделана отметка, какое заявление написал работник. Гражданин также может в любой момент поменять бумажную трудовую книжку на электронную. Обратный процесс законодательством не предусмотрен.
Работники, которые подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную трудовую на руки.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. За работником, воспользовавшимся правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
У тех, кто впервые устроится на работу с 2021 года все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде, без оформления бумажной трудовой книжки.
Просмотреть сведения о трудовой деятельности можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале госуслуг.
При необходимости сведения «электронной трудовой книжки» будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ).
Электронная трудовая книжка сохранит практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
- информация о работнике;
- даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
- место работы;
- вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
- должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
- вид поручаемой работы;
- основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
- причины прекращения трудового договора.
Комментарии