Основной закон нашей страны принят народом России 12 декабря 1993 года, вступил в силу 25 декабря 1993 года.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляет основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Особое место в правовой системе Российской Федерации занимает прокуратура.
Согласно ст.129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» принят в 1992 году и устанавливает, что прокуратура России – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Исторически надзор является основной функцией органов прокуратуры. Круг «поднадзорных» субъектов достаточно широк. По сути это все органы власти – федеральные и региональные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность, администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Исключение составляют судебные органы, которые действуют независимо. Прокуратура также надзирает за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций различных форм собственности и их должностных лиц. Граждане органам прокуратуры не поднадзорны.
Кроме того, прокуратура осуществляет множество иных функции – поддержание государственного обвинения в судах, административное преследование, участие в рассмотрении судами гражданских дел, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности и др.
Задачи органов прокуратуры четко определены федеральным законом – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Приоритетным направлением работы выступает защита конституционных прав граждан - трудовых, жилищных, прав несовершеннолетних. К числу значимых направлений работы относится также защита прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе от необоснованного административного давления на бизнес со стороны контролирующих органов, противодействие коррупции, пресечение нарушений закона в экономике (в сфере использования бюджетных средств, распоряжения государственным и муниципальным имуществом, кредитно-банковской сфере, землепользования и градостроительства и др.), надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
В случае выявления нарушений закона прокурор принимает меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, привлечению виновных лиц к юридической ответственности. В арсенале прокурора такие меры прокурорского реагирования как представление об устранении нарушений закона, протест на незаконный правовой акт, предостережение о недопустимости нарушений закона. Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц, а также в защиту прав гражданина, если последний в силу тех или иных причин (возраст, состояние здоровья и др.) не может самостоятельно защищать свои права (по некоторым категориям дел прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов конкретного гражданина независимо от наличии подобных причин). При выявлении административного правонарушения прокурор уполномочен инициировать административное преследование, а при установлении в ходе проверки признаков преступления – направить материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Старший помощник Островского межрайонного прокурора младший советник юстиции М.М.Богданова
Комментарии