...Но нет спасенья от раба,
Который стал царем.
Он в созиданьи бестолков,
А в разрушеньи скор.
Он глух к рассудку, криком он
Выигрывает спор.
Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжет ему: «Ты прав».
Р. Киплинг
История эта уже столь долго тянется, что стала привычным фоном, на который не обращают внимание. Конфликт в театре тлеет, иногда разгораясь в пламя, когда находится кто-то из актеров, который готов постоять за свою честь, за честь театра. Тогда появляются статьи, народ равнодушно прочитывает их и забывает, а администрация театра бегает, собирает справки о том, как хорош и великолепен главный режиссер Павел Петрович Сергеев.
Вот уже десятилетие он возглавляет театр в городе Великие Луки. Выпускает дорогие спектакли, на которые неохотно ходит зритель, и блистательно отчитывается перед властью, мягко говоря, несколько преувеличивая свои победы. Грамота «за участие», которая из жалости выдается всем, кто доехал до очередного фестиваля, - это совсем не успех театра, как его подают в городских СМИ, с подачи того же Сергеева. Смешная эпопея с гастролями в Китае (на городские деньги, наверное?) на деле оборачивается приглашением в маленький частный театр, хозяину которого стукнуло в голову пригласить кого-нибудь из России.
Профессионалы выдавливаются из театра, уровень постановок падает, но вновь появляются хвалебные статьи о новых премьерах, где отмечается высокий уровень... костюмов, декораций и пересказывается содержание пьес.
Великолепный пиарщик Сергеев любит себя, с удовольствием позируя перед камерами и на газетных страницах. Он - бог и царь: режиссер-постановщик, художественный руководитель, актер и автор классических произведений, слегка подправленных «под себя». Зачем народная сказка идет под фамилией главного режиссера? - ответ прост: за это платят авторские. Может, и нет конфликта в коллективе? А есть простая такая задача - выкачать из театра как можно больше денег? Только вот актеры мешают! Они нынче и не нужны, кроме любимых, дорогих сердцу главного режиссера...
Годами не отсматриваются спектакли профессиональными критиками, а если где на редких гастролях кто-то из критиков выскажет свое мнение о низком уровне спектакля, то, как в Ульяновске, эти критики не допускаются до труппы.
Театр деградирует. И интерес к работе главной гордости культуры города у зрителя мизерный. Отсюда и равнодушие к статьям о проблеме театра и равнодушие к судьбам актеров - их не знают... Знают главного режиссера...
Туземцам везли корабли блестящую бижутерию и меняли на золото... Такую же дешевую бижутерию преподносит нам главный герой нашего провинциального театра. А другого-то мы и не видим! Не знаем, что оно есть. Хотя нет, на антрепризных спектаклях - аншлаги. Значит, есть потребность в настоящем искусстве? Есть!
Втоптав в грязь актеров, живущих на голый оклад, бесправных, подчиняющихся нелепым распоряжением «царька», главный режиссер гордится тем, как умело он плетет интриги. Есть, есть у него мощнейшее оружие - умение собирать бумажки и тыкать ими в подходящий момент. Я - гений, я - заслуженный!!! Я - лауреат!!! Заслуженный - вопреки мнению коллектива, лауреат - благодаря собранным вовремя бумагам о себе, любимом. Ведь ему и в голову не придет дать что-либо актеру, не входящему в его клан.
Ранее, когда в газеты вылился первый громкий конфликт с актером Субботиным, я брал интервью с другим актером, который говорил осторожно, а потом и вовсе попросил не печатать интервью, но небольшую выдержку, не указывая имени, я приведу:
«... У меня есть свой взгляд на то, что такое драматический театр. Составляющие любого театра - зритель, актер, руководство театра и руководство над театром. И здесь нужно разобраться - какой театр нужен городу...
- ... В моем понимании театр не должен отпускать зрителя, и успех постановки - это труд всего ансамбля - режиссера, актера и зрителя. Без актера нет спектакля, можно поставить статистов, создающих красивые картинки, но если они не станут играть - спектакль не состоится. Актер в переводе - действующий. Есть замечательное выражение: «Хороший режиссер должен умереть в актере, а актер должен умереть в зрителе». Настоящий театр рождается в душе зрителя.
У нас часто это действие подменяется внешними эффектами, красотой мизансцены, красивым рисунком.
- Последние публикации касаются, в том числе, и взаимоотношений главного режиссера и актера. Как сегодня живется провинциальному актеру?
- Посмотрите, сколько актеров в последнее время покинуло театр. Самое страшное, что сегодня актеры самые последние люди в театре. С творческими людьми работать нелегко, чем ярче и интереснее человек, тем он сложнее, тем он индивидуальнее. Нельзя превращать театр в место, куда актеру не хочется идти. Актер у нас в городе - нищий, нет никаких надбавок, никаких поощрений. Если этого не замечают власти, если не ищут пути стимулирования актера, это плохо. Ведь провинциальный актер несет свой крест и служит театру и зрителю здесь и сейчас. Выбери он город покрупнее, и у него была бы возможность работы на радио, на телевидении, но у нас нет таких возможностей. Я думаю, что стоит беречь людей, связавших свою судьбу с театром. Это редкий и штучный товар.
- Если бы была такая возможность и Вам предложили возглавить театр, что бы Вы сделали?
- Прежде всего, я постарался бы найти такого менеджера, который заботился об актерах, о продвижении театра. Я старался бы приглашать на постановки интересных молодых режиссеров, которых достаточно много в стране. Я бы добивался того, чтобы действовала постоянная программа по улучшению материального положения и морального стимулирования наших актеров.
- Нужен ли театр городу?
- Нужна ли душа человеку?»
Сейчас во врагах главного режиссера значатся уже не только актеры, но и представители цехов. И сегодня выживаются из театра профессионалы - B.C. Никитин, О.В. Стрелецкая, Н.Н. Мерц, Е.В. Шотина, А.Н. Семеновых, А.А. Федоров, В.В. Геруцкий.
Они вновь стучатся во все двери и кричат: спасите театр! И вроде бы сегодня есть все предпосылки заняться оздоровлением театра, есть предпосылки быть услышанными...
Беседовал В. БЫСТРОВ.
Комментарии