Когда речь заходит о постановках этого романа Булгакова почему-то всегда возникает некоторое сомнение: «А смогут ли на этот раз?» Наверное, не ошибусь, если скажу, что у каждого зрителя, пришедшего в театр и читавшего книгу «Мастер и Маргарита» сначала возникает некий страх: «Только бы не испортили, только бы не разочароваться». Опасения совершенно естественны, потому что зритель, как правило, слабо представляет, как вместить в 1,5 часа действа многослойный роман Булгакова с его мирами, сюжетными линиями, огромным количеством действующих лиц, философией и тут уже не так важна сценография, грим, костюмы актеров.
Надо сказать, что постановка «Московского независимого театра», показанная в Великих Луках в пятницу, состоялась. Артистам, кажется, удалось удержать внимание зрителя на протяжении всего действа и даже монологи героев прошли в этот раз в полной тишине зала, а не под звон чьего-либо мобильного телефона. Хотя мобильники великолучан все-таки звучали несколько раз, причем довольно долго, то есть речь не шла о телефоне, который случайно забыли выключить. У меня всегда возникает дикое раздражение в такие минуты, поскольку ты вдруг снова вспоминаешь, где находишься, в каком городе, среди каких людей. Вдруг возникает печаль и неудобство за артиста, досада на того зрителя, который не удосужился выключить свой телефон, хотя и напоминали ему перед началом спектакля, раздражение за себя, за то что отвлекся от смысла на этого идиота в зале. Наверное, мне никогда не понять, почему некоторым людям, пришедшим в театр настолько наплевать на чужой труд и комфорт.
Зачем идти в театр, если вам это не нужно?
Но вернемся к постановке.
Спектакль начинается с танца нечисти и приветствия московских жителей со сцены варьете. В этот момент сердце немного замирает, поскольку танец кажется затянутым, а тут еще сцена в варьете и возникают первые опасения: «Нет, неужели они покажут варьете, это же целый пласт, там столько всего происходит, да они в нем завязнут, и спектакль придется смотреть до утра, так ничего и не поняв». Однако сцена в варьете это лишь введение в действо, обоснование дальнейших событий, и, слава Богу.
Зритель мгновенно переносится на Патриаршие пруды и оказывается в компании Ивана Бездомного и Михаила Берлиоза. Они, конечно, заняты своими спорами о существовании Иисуса Христа и тут наступает еще один момент облегчения, радость от того, что режиссер-постановщик не пытается экспериментировать с текстом, не ищет какого-то нового прочтения, потому что герои на сцене говорят словами героев Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
Здесь в игру вступает Воланд, который уже не покинет сцену. Зримо или незримо он будет присутствовать в каждом акте, оставаясь участником и виновником событий. Воланд в исполнении Владимира Сокольниченко — растягивает гласные звуки, слова произносит нараспев, говорит вкрадчиво как кот, играет, завлекает, насмехается. Некоторые зрители высказывали мнение в антракте, что этому Воланду не хватает величия, но может быть в этом его сила? Он не говорит громовым голосом Всевышнего, он действует исподволь, играет на слабостях людских, лишь иногда повышая голос, чтобы совсем не забывались.
Правой рукой Воланда в этой постановке становится не такой привычный и родной Кот Бегемот, а Гелла. Почему постановщик выдвигает Геллу, а не кота и Коровьева на первый план? Многим зрителям в зале это кажется непонятным, да и действительно, в произведении Булгакова ее образ что-то совсем не запомнился — служанка и не более. Здесь же Гелла совершенно явно лидирует. Что это? Симпатии режиссера к актрисе или аллюзия на современную действительность? Те самые «сиськи» для привлечения внимания, которые сейчас присутствуют везде и всегда?
Иван Бездомный, ставший свидетелем смерти Берлиоза, вдруг понимает, что вокруг творится что-то нечистое и буквально сходит с ума. Надо сказать, что Сергей Поздняков справился с ролью Бездомного просто великолепно. С первых минут его появления ты забываешь образ Бездомного сложившийся у тебя в голове в результате прочтения книги и представляешь его именно таким. Таким метущимся, нервным, совершающим хаотичные движения, возмущенным и растерянным. Сцена в клинике Стравинского представляет какого-то сумасшедшего доктора, который похож на своих пациентов — много шумит, корчит рожицы, передразнивает, делает какие-то приседания, смеется над всеми, а в конце вдруг целует Ивана Бездомного в щечку. Как потом выяснилось, некоторых зрителей покоробила данная сцена, многие увидели в этом какой-то намек на тему гомосексуализма, в то время как в книге Булгакова Стравинский — образец спокойствия и понимания, внушающий доверие, но никак не вызывающий скабрезные шутки. Однако, возможно, и здесь проявляется лишь мнение режиссера об окружающей действительности? Может быть, он намеренно затрагивает тему гомосексуализма, так популярную в наши дни и намеренно показывает ее в сцене с клиникой для душевнобольных? В зале это вызвало смех, а в жизни со всей нашей политкорректностью?
В клинике Стравинского появляется Мастер. Стоит сказать, что Мастер в этой постановке не производит впечатление главного героя, как, к слову, и Понтий Пилат, роль которого в исполнении Ивара Калныньша заявлена на афише как главная. Понтий Пилат здесь более слабый, ему не хватает величественности, которая присуща герою в книге Булгакова. Он говорит глуховатым, скорее даже тихим голосом. Наверное, это потому, что у него жутко болит голова, и он устал? Он слаб, поскольку вынужден казнить человека ему симпатичного и ничего не делает. Но как заявляет Иван Бездомный цитатой из фильма «Джентельмены удачи» — «Да кто ж его посадит? Он же — Пилат!». Понтий Пилат появляется на сцене 2 или три раза и хорошо, что большего и не требуется.
Мастер, познакомившись с Иваном Бездомным, рассказывает ему свою историю. В этот момент на сцене появляется Маргарита, Мастер рассказывает свою историю любви, глядя со стороны, и опять удивительно, как режиссеру удается изложить все это кратко, ухватив самую суть.
Первое действие заканчивается сценой прощания Мастера и Маргариты, как раз в тот момент, когда зрителю начинает казаться, что действие затянулось, и пора бы навестить буфет. Некоторые зрители уже достали свои мобильные телефоны и зажгли экраны, чтобы выйти в интернет и написать статус вконтакте: «Я в театре. Какая скука», некоторые начали зевать и посматривать на соседей.
Интрига второго действия крылась в главном вопросе: «Как они смогут показать огромную сцену на балу?» Но и здесь надо отдать должное режиссеру. Действие не стали затягивать. Маргарита встречает Азазелло, получает приглашение на бал и соглашается поехать куда угодно, хоть к самому Сатане. Сцена на балу — легка и изящна: свита Воланда знакомит королеву Маргариту с гостями, обращаясь к зрительному залу, королева в восхищении, бал заканчивается так же быстро, как начинается, и здесь, наконец, в игру вступает Кот Бегемот, остряк и балагур, в привычном для зрителя амплуа.
Наконец, Воланд предлагает Маргарите исполнить любое ее желание, Маргарита освобождает несчастную Фриду. Воланд произносит известные слова о милосердии, просочившемся даже в его окружение, дарит Маргарите ее Мастера, возвращает рукописи из пепла, а зритель опять, словно, читает текст бессмертного произведения Михаила Булгакова, вспоминая ставшие крылатыми фразы. Занавес. Маргарита и Мастер всегда будут вместе, свита Воланда покидает Москву и Великие Луки.
Комментарии
Талантливо!
Пожалуйста, я не на все спектакли хожу, так что тоже пишите, если есть о чем)