Праздник воздухоплавания растет и ширится по законам красоты и поэзии
0
Андрей Канавщиков - писатель, поэт, журналист, заместитель председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России. Андрей Борисович - коренной великолучанин; его имя хорошо известно не только на его малой Родине, но и за ее пределами. С великолукским воздухоплаванием он знаком почти с момента его зарождения.
Сейчас иногда кажется, что воздухоплавание в Великих Луках было всегда, что города попросту не может быть без красочных аэростатов в голубом небе и толп людей, смотрящих вверх с рукоплесканиями и приветствиями. В действительности историю пишут конкретные люди. У которых есть имена и фамилии, должности и прочие регалии. Которые берутся и делают и так делают - что сделанное получается на десятилетия и века.
Впервые тепловой аэростат «Экономика и жизнь» великолучане увидели в 1995 году. Это была попытка показать горожанам что-то новое, зрелищное, то, что они еще не видели. С Издательским домом «Экономическая газета» по возрождению Вознесенского храма, расположенного в центре города, по строительству часовни Александра Невского активно сотрудничал архимандрит Сергий (Стуров) - нынешний почетный гражданин Великих Лук. Непосредственно в «Экономике и жизни» трудился великолучанин по рождению Виктор Мастеренко; спортсмен-борец и журналист, никогда не прерывавший связей с родным городом.
В общем, все началось с веры, с православия. Собор был возрожден, но дружба с Москвой не прекратилась. Получилось так, что рекламный аэростат «Экономики и жизни», на пробу развернутый однажды на площади Ленина приглянулся великолучанам. Это было, действительно, красиво, масштабно и потрясало воображение, когда махина величиной с пятиэтажный дом поднимается с земли и парит в воздухе.
Издательский дом уже несколько лет, начиная с чемпионата страны в 1991 году, дружил с Федерацией воздухоплавания России, которая в то время упорно искала в стране место, приемлемое для проведения соревнований по воздухоплаванию. В обсуждении с руководством «Экономической газеты» возможных вариантов и возникла идея рассмотреть с этой целью Великие Луки. Руководство издательского дома попросило отца Сергия оказать содействие в организации взаимодействия с администрацией и общественностью города. А затем обращение архимандрита Сергия поддержали в то время директор «ЭЛВО» Борис Каракаев, директор аэропорта Великих Лук Владимир Орлов и мэр города Алексей Мигров.
В общем, последующее решение организовать в Великих Луках чемпионат России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах возникло органично и естественно. Тем более что в 1996-м Великие Луки готовились отметить свое 830-летие и многие тогда думали над подарками. АО «ЭЛВО» провело даже отдельный конкурс «Товары народного потребления и сувениры, посвященные 830-летию Великих Лук», когда сразу 25 предложений были рекомендованы для реализации и внедрения. Все тогда было впервые. Размещение участников и гостей, их питание, обеспечение транспортом. За спортивную часть отвечало бюро федерации воздухоплавания России, привлекшее к работе цвет отечественного воздухоплавания того времени.
И, в общем-то, получилось! С 14 по 24 июня 1996 года Великие Луки реально жили воздухоплаванием. Построена для общей цели была даже пресса. В тот первый год из местных СМИ освещением мероприятия занималась только газета «Великолукская правда» и все сотрудники в обязательном порядке дежурили в помещении почтового отделения № 13 на ул. Некрасова на случай, если кому-то из приезжих понадобится какая-то информация или помощь. Тоже довелось там дежурить. Воздухоплаватели на точку в мою смену не приходили - врать не буду, но отбыл там честно, с утра и до вечерних стартов аэростатов с крепости. А вот что касается эмоционального состояния горожан, то без цитат не обойтись. До сих пор уверен, что так и нужно было тогда писать, подробно, дотошно, как кулинарный рецепт:
«Итак, полетный вечер начался с традиционного брифинга в здании аэропорта… Пилотам была доложена летная обстановка и объявлены очередные задания. Во-первых, пилоты должны были на общем месте старта выбрать (декларировать) цель, удаленную от старта как минимум на 4 километра, и на том месте сбросить так называемый маркер - флажок с грузом. Чей маркер ляжет ближе к обозначенному крестом месту - тот и может праздновать победу. Во-вторых, предписывалось исполнение задания, на профессиональном жаргоне воздухоплавателей именующегося «локоть», которое заключается в том, чтобы при повороте аэростата сделать как можно меньший угол». И так далее. Поразительно, но в те годы даже что такое маркер приходилось объяснять! А когда наступила пора итогов, то «Великолукская правда» давала не просто имена первых трех призеров, но перечислила порядок вообще всех спортсменов в общей таблице. Во-первых, хотелось еще раз перечислить всех. А во-вторых, реально присутствовало ощущение, что здесь нет проигравших. Каждый пилот в Великих Лук реально мог рассчитывать на частичку любви горожан и реально получал ее!
Ведь почему Великие Луки сумели со временем стать столицей отечественного воздухоплавания? Признанной столицей. Да именно потому, что любовь к воздухоплаванию никогда не прекращалась со временем прекращения соревнований. Впустив однажды героев неба в свои сердца, великолучане их уже никогда оттуда не выпускали. Взять того же победителя самых первых соревнований 1996 года, чемпиона СССР, Казахстана, участника национальных чемпионатов Италии, Франции, чемпионатов мира и Европы Виктора Загайнова. Великие Луки были с ним до самого конца. Буквально.
Цитата из «Великолукской правды» за 19 ноября 2002 года: «3 октября аэростат В. Загайнова столкнулся с другим и с разорванной оболочкой камнем рухнул на землю. Причем это падение до деталей зафиксировал фотоаппарат Николая Рябцева… Единственное, что успел сделать Виктор, так это взять на руки летевшую с ним 18-летнюю дочь своего друга Юля и собой смягчить для нее удар о землю. 4 октября пилот скончался в больнице от смещения органов и потери крови». Еще раз символично, что Виктор и Вера Загайновы в далеком 1976 году начинали свою трудовую биографию молодыми специалистами Великолукского радиозавода. Дорога в жизнь и в небо!
А когда, например, великолукский пилот Сергей Виноградов (аэростат завода «ЗЭТО») в 2010 году в венгерском Дебрецене стал участником чемпионата мира, то это явилось поводом для подробного и обстоятельного репортажа. Вроде бы ничего выдающегося Сергей там не получил (50-е место). Вроде бы лучший из россиян - Сергей Латыпов (Москва) - и тот только шестой. Но Великие Луки все равно интересовались. И искренне любили воздухоплавание.
Также очень важен тот момент, что организаторы соревнований в Великих Луках всегда старались не замыкаться на чем-то одном. Еще город толком не переварил свой статус города, где прошел чемпионат России, как на свет появился Кубок выдающихся российских аэронавтов. А потом Кубок Великих Лук, Кубок княгини Ольги для женщин-воздухоплавателей…
Соревнования в Великих Луках при всей своей традиционности всегда неожиданны, оригинальны, оставляют простор для творчества. И самое главное: она всегда оставляют место для душевной красоты, для внутренней радости. Вот как рассказывал о своем пути в воздухоплавательный спорт тот же С.Л. Виноградов, трехкратный чемпион России по воздухоплаванию, отец чемпиона России-2006 Александра Виноградова:
«В первую очередь, говорить следует о Борисе Каракаеве. В прошлом (1996-м - А. К.) году он решил, что у холдинговой компании будет своя команда воздухоплавателей, и его слово не разошлось с делом. Что касается нас с сыном, то на чемпионате России-96 случай свел нас с Александром Мильяненко, опытнейшим парашютистом-испытателем, отдающим в то время свои знания и опыт полетам на тепловых аэростатах. Мы участвовали в соревнованиях в команде Мильяненко, и итогом была не только бронзовая медаль первенства России команды шара «Экономика и жизнь», но и то, что непередаваемо сильными оказались впечатления от свободного полета. Прожил в Великих Луках без малого 40 лет и только вот недавно узнал о таком, скажу без преувеличения, чуде, как воздухоплавание».
- Сложен ли путь от члена команды до пилота?
- Безусловно. Получению удостоверения пилота предшествовала самая серьезная подготовка, касающаяся различных сфер знаний - механики, метеорологии и другого. Экзамены я сдавал в департаменте гражданской авиации в числе еще четырех человек, которые влились в российский отряд воздухоплавателей…
- До знакомства с воздушным шаром вы, наверное, были как-то связаны с парашютным спортом, с авиацией?
- Как ни странно, нет. Оканчивал железнодорожный техникум, служил в стройвойсках, работал на заводе высоковольтной аппаратуры.
О красоте и поэзии воздухоплавания неизбежно самый закаленный супермен однажды начнет говорить в возвышенных категориях. Такова логика этого спорта-искусства. «Старт, пожалуй, оставляет одно из самых незабываемых чувств: чувство взмывания, ощущение вдруг появляющейся легкости, и невольное чувство идентификации себя и шара. Не в том смысле, что ты делаешься частью его, но ты словно бы сам бросаешь вызов законам физики и земному притяжению. Возникает эффект парения в воздухе. Нечто похожее с тем, что человек испытывает во сне. Даже расстилающиеся вокруг панорамы и виды не так воодушевляли, как само чувство легкого движения в воздухе без насилия стальных винтов авиационных моторов. Сама высота представлялась какой-то более домашней, приветливой, гораздо более теплой, чем, скажем, отвес крыши высотного дома».
Такие слова продиктовал, в частности, мой полет с Львом Мавриным (Рязань). Поэзия в ее чистом, незамутненном виде. Неоднократно и в разговорах с горожанами приходилось констатировать, что великолучане предпочитают называть свое мероприятие не «чемпионатом», не «соревнованиями», а, прежде всего - праздником. Праздник воздухоплавания! Праздник полетов! И, конечно же, каждая воздухоплавательная встреча в Великих Луках обязательно сопровождается какими-то общениями, встречами, инициативами. И речь идет не о журналистских рассказах о командах, а именно о том, что выходит за рамки собственно воздухоплавания, соединяя людей не спортом, а их душами.
В 2001 году, например, в Великие Луки специально для того, чтобы полетать, приехал известный московский поэт Дмитрий Авалиани. Дмитрий Евгеньевич знал футуриста Алексея Крученых, стал в русской поэзии одной из самых авторитетных фигур визуального направления, палиндромов и листовертней (буквосочетания, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях - прим. редактора). Он же летал на аэростате Виктора Ильинского (один из авторов настоящего издания - прим. редактора), вдохновился и создал несколько сотен листовертней на воздухоплавательную тематику. Прямо читается: «аэростат», а повернуть лист - «ветерочек». Или еще вариант: «аэростат» - «чувство света». Или две строки «воздушный шар», а перевернуть - «свет, брат ветров».
Конечно же, во время своего приезда Дмитрий Евгеньевич не только летал, но еще и выступал в центральной библиотеке, встречался с местными пишущими… Приехал бы он в Великие Луки без воздухоплавания - большой вопрос. «Лететь и не чувствовать ветра, потому что летишь вместе с ветром …» - вспоминал потом Авалиани. «Эти мгновения невозможно забыть. Желал бы каждому поэту пережить что-то подобное».
В 2004 году с заметной инициативой выступила команда Анатолия Щугорева из Татарстана. Вместе с воздухоплавателями в Великие Луки приехала делегация молодежи от управления по делам молодежи и спорта г. Альметьевска, которые налаживали контакты для дальнейшего сотрудничества. Не зря в команде Щугорева тогда работал учащийся лицея № 10 Великих Лук Юрий Блинов.
А в 2009 году в редакции «Великолукской правды» состоялась встреча детского писателя Татьяны Лапко и команды Андрея Петренко (Переславль-Залесский). Дело в том, что у Татьяны Михайловны вышла в свет сказочная воздухоплавательная повесть «Друзья на высоте», которая потом будет удостоена звания лауреата всероссийского конкурса им. П.П. Ершова. Интересно, что книга была проиллюстрирована рисунками победителей конкурса «Под голубыми небесами» (на обложке размещен рисунок девятилетней Полины Роговой из Петрозаводска). Состоялось общение давних друзей и дарение новой книги. Воздухоплавательная встреча в очередной раз стала катализатором общения, помогая находить новых друзей.
В общем, воздухоплавание постепенно стало для Великих Лук неотъемлемой его частью. Тем, что органично входит в существо города, что нельзя уже разделить с ним. Почему, кстати, именно газета «Великолукская правда» в 2005 году стала победителем конкурса в номинации «Лучшее печатное средство массового воздухоплавания Псковской области»? Не потому что мы писали лучше других или писали что-то особенное. Не потому, что мы писали о воздухоплавании самыми первыми в Псковской области. Это произошло потому, что мы просто стали честными летописцами того увлекательного и яркого процесса, как воздухоплавание приходило в Великие Луки и как оно стало плотью от плоти региона. Мы показывали не баллы полетных заданий и не полосные фотографии с высоты птичьего полета (хотя без этого тоже никуда!), но, прежде всего, хороших, надежных людей, верных друзей и ту поэзию, которая превращает жизнь в жизнь подлинную, истинную, которая сама превращается таким образом в полет - на одном дыхании.
Как точно писал в 1888 году А.П. Чехов А.С. Киселеву: «Работается плохо. Хочется влюбиться или жениться, или полететь на воздушном шаре». А легенда русской эмиграции - поэт Б. Ю. Поплавский (1903-1935) в своем письме 20-х годов И. М. Зданевичу, вообще, нарисовал дирижабль, за который ухватился человечек, восклицающий «Урра!». И чтобы не оставалось сомнений, кто он, этот непрошенный пассажир в цилиндре и фраке, Поплавский приписывает: «Это автор».
Показателен образный ряд и линия ассоциаций. Именно в такой последовательности. Классики зря не скажут! Хотя после примера Великих Лук и Чехов не особенно нужен. Люди хотят летать, и всегда будут летать. Будут всегда мечтать о полетах и делать все, чтобы мечты становились реальностью. Как в Великих Луках!
Сейчас иногда кажется, что воздухоплавание в Великих Луках было всегда, что города попросту не может быть без красочных аэростатов в голубом небе и толп людей, смотрящих вверх с рукоплесканиями и приветствиями. В действительности историю пишут конкретные люди. У которых есть имена и фамилии, должности и прочие регалии. Которые берутся и делают и так делают - что сделанное получается на десятилетия и века.
Впервые тепловой аэростат «Экономика и жизнь» великолучане увидели в 1995 году. Это была попытка показать горожанам что-то новое, зрелищное, то, что они еще не видели. С Издательским домом «Экономическая газета» по возрождению Вознесенского храма, расположенного в центре города, по строительству часовни Александра Невского активно сотрудничал архимандрит Сергий (Стуров) - нынешний почетный гражданин Великих Лук. Непосредственно в «Экономике и жизни» трудился великолучанин по рождению Виктор Мастеренко; спортсмен-борец и журналист, никогда не прерывавший связей с родным городом.
В общем, все началось с веры, с православия. Собор был возрожден, но дружба с Москвой не прекратилась. Получилось так, что рекламный аэростат «Экономики и жизни», на пробу развернутый однажды на площади Ленина приглянулся великолучанам. Это было, действительно, красиво, масштабно и потрясало воображение, когда махина величиной с пятиэтажный дом поднимается с земли и парит в воздухе.
Издательский дом уже несколько лет, начиная с чемпионата страны в 1991 году, дружил с Федерацией воздухоплавания России, которая в то время упорно искала в стране место, приемлемое для проведения соревнований по воздухоплаванию. В обсуждении с руководством «Экономической газеты» возможных вариантов и возникла идея рассмотреть с этой целью Великие Луки. Руководство издательского дома попросило отца Сергия оказать содействие в организации взаимодействия с администрацией и общественностью города. А затем обращение архимандрита Сергия поддержали в то время директор «ЭЛВО» Борис Каракаев, директор аэропорта Великих Лук Владимир Орлов и мэр города Алексей Мигров.
В общем, последующее решение организовать в Великих Луках чемпионат России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах возникло органично и естественно. Тем более что в 1996-м Великие Луки готовились отметить свое 830-летие и многие тогда думали над подарками. АО «ЭЛВО» провело даже отдельный конкурс «Товары народного потребления и сувениры, посвященные 830-летию Великих Лук», когда сразу 25 предложений были рекомендованы для реализации и внедрения. Все тогда было впервые. Размещение участников и гостей, их питание, обеспечение транспортом. За спортивную часть отвечало бюро федерации воздухоплавания России, привлекшее к работе цвет отечественного воздухоплавания того времени.
И, в общем-то, получилось! С 14 по 24 июня 1996 года Великие Луки реально жили воздухоплаванием. Построена для общей цели была даже пресса. В тот первый год из местных СМИ освещением мероприятия занималась только газета «Великолукская правда» и все сотрудники в обязательном порядке дежурили в помещении почтового отделения № 13 на ул. Некрасова на случай, если кому-то из приезжих понадобится какая-то информация или помощь. Тоже довелось там дежурить. Воздухоплаватели на точку в мою смену не приходили - врать не буду, но отбыл там честно, с утра и до вечерних стартов аэростатов с крепости. А вот что касается эмоционального состояния горожан, то без цитат не обойтись. До сих пор уверен, что так и нужно было тогда писать, подробно, дотошно, как кулинарный рецепт:
«Итак, полетный вечер начался с традиционного брифинга в здании аэропорта… Пилотам была доложена летная обстановка и объявлены очередные задания. Во-первых, пилоты должны были на общем месте старта выбрать (декларировать) цель, удаленную от старта как минимум на 4 километра, и на том месте сбросить так называемый маркер - флажок с грузом. Чей маркер ляжет ближе к обозначенному крестом месту - тот и может праздновать победу. Во-вторых, предписывалось исполнение задания, на профессиональном жаргоне воздухоплавателей именующегося «локоть», которое заключается в том, чтобы при повороте аэростата сделать как можно меньший угол». И так далее. Поразительно, но в те годы даже что такое маркер приходилось объяснять! А когда наступила пора итогов, то «Великолукская правда» давала не просто имена первых трех призеров, но перечислила порядок вообще всех спортсменов в общей таблице. Во-первых, хотелось еще раз перечислить всех. А во-вторых, реально присутствовало ощущение, что здесь нет проигравших. Каждый пилот в Великих Лук реально мог рассчитывать на частичку любви горожан и реально получал ее!
Ведь почему Великие Луки сумели со временем стать столицей отечественного воздухоплавания? Признанной столицей. Да именно потому, что любовь к воздухоплаванию никогда не прекращалась со временем прекращения соревнований. Впустив однажды героев неба в свои сердца, великолучане их уже никогда оттуда не выпускали. Взять того же победителя самых первых соревнований 1996 года, чемпиона СССР, Казахстана, участника национальных чемпионатов Италии, Франции, чемпионатов мира и Европы Виктора Загайнова. Великие Луки были с ним до самого конца. Буквально.
Цитата из «Великолукской правды» за 19 ноября 2002 года: «3 октября аэростат В. Загайнова столкнулся с другим и с разорванной оболочкой камнем рухнул на землю. Причем это падение до деталей зафиксировал фотоаппарат Николая Рябцева… Единственное, что успел сделать Виктор, так это взять на руки летевшую с ним 18-летнюю дочь своего друга Юля и собой смягчить для нее удар о землю. 4 октября пилот скончался в больнице от смещения органов и потери крови». Еще раз символично, что Виктор и Вера Загайновы в далеком 1976 году начинали свою трудовую биографию молодыми специалистами Великолукского радиозавода. Дорога в жизнь и в небо!
А когда, например, великолукский пилот Сергей Виноградов (аэростат завода «ЗЭТО») в 2010 году в венгерском Дебрецене стал участником чемпионата мира, то это явилось поводом для подробного и обстоятельного репортажа. Вроде бы ничего выдающегося Сергей там не получил (50-е место). Вроде бы лучший из россиян - Сергей Латыпов (Москва) - и тот только шестой. Но Великие Луки все равно интересовались. И искренне любили воздухоплавание.
Также очень важен тот момент, что организаторы соревнований в Великих Луках всегда старались не замыкаться на чем-то одном. Еще город толком не переварил свой статус города, где прошел чемпионат России, как на свет появился Кубок выдающихся российских аэронавтов. А потом Кубок Великих Лук, Кубок княгини Ольги для женщин-воздухоплавателей…
Соревнования в Великих Луках при всей своей традиционности всегда неожиданны, оригинальны, оставляют простор для творчества. И самое главное: она всегда оставляют место для душевной красоты, для внутренней радости. Вот как рассказывал о своем пути в воздухоплавательный спорт тот же С.Л. Виноградов, трехкратный чемпион России по воздухоплаванию, отец чемпиона России-2006 Александра Виноградова:
«В первую очередь, говорить следует о Борисе Каракаеве. В прошлом (1996-м - А. К.) году он решил, что у холдинговой компании будет своя команда воздухоплавателей, и его слово не разошлось с делом. Что касается нас с сыном, то на чемпионате России-96 случай свел нас с Александром Мильяненко, опытнейшим парашютистом-испытателем, отдающим в то время свои знания и опыт полетам на тепловых аэростатах. Мы участвовали в соревнованиях в команде Мильяненко, и итогом была не только бронзовая медаль первенства России команды шара «Экономика и жизнь», но и то, что непередаваемо сильными оказались впечатления от свободного полета. Прожил в Великих Луках без малого 40 лет и только вот недавно узнал о таком, скажу без преувеличения, чуде, как воздухоплавание».
- Сложен ли путь от члена команды до пилота?
- Безусловно. Получению удостоверения пилота предшествовала самая серьезная подготовка, касающаяся различных сфер знаний - механики, метеорологии и другого. Экзамены я сдавал в департаменте гражданской авиации в числе еще четырех человек, которые влились в российский отряд воздухоплавателей…
- До знакомства с воздушным шаром вы, наверное, были как-то связаны с парашютным спортом, с авиацией?
- Как ни странно, нет. Оканчивал железнодорожный техникум, служил в стройвойсках, работал на заводе высоковольтной аппаратуры.
О красоте и поэзии воздухоплавания неизбежно самый закаленный супермен однажды начнет говорить в возвышенных категориях. Такова логика этого спорта-искусства. «Старт, пожалуй, оставляет одно из самых незабываемых чувств: чувство взмывания, ощущение вдруг появляющейся легкости, и невольное чувство идентификации себя и шара. Не в том смысле, что ты делаешься частью его, но ты словно бы сам бросаешь вызов законам физики и земному притяжению. Возникает эффект парения в воздухе. Нечто похожее с тем, что человек испытывает во сне. Даже расстилающиеся вокруг панорамы и виды не так воодушевляли, как само чувство легкого движения в воздухе без насилия стальных винтов авиационных моторов. Сама высота представлялась какой-то более домашней, приветливой, гораздо более теплой, чем, скажем, отвес крыши высотного дома».
Такие слова продиктовал, в частности, мой полет с Львом Мавриным (Рязань). Поэзия в ее чистом, незамутненном виде. Неоднократно и в разговорах с горожанами приходилось констатировать, что великолучане предпочитают называть свое мероприятие не «чемпионатом», не «соревнованиями», а, прежде всего - праздником. Праздник воздухоплавания! Праздник полетов! И, конечно же, каждая воздухоплавательная встреча в Великих Луках обязательно сопровождается какими-то общениями, встречами, инициативами. И речь идет не о журналистских рассказах о командах, а именно о том, что выходит за рамки собственно воздухоплавания, соединяя людей не спортом, а их душами.
В 2001 году, например, в Великие Луки специально для того, чтобы полетать, приехал известный московский поэт Дмитрий Авалиани. Дмитрий Евгеньевич знал футуриста Алексея Крученых, стал в русской поэзии одной из самых авторитетных фигур визуального направления, палиндромов и листовертней (буквосочетания, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях - прим. редактора). Он же летал на аэростате Виктора Ильинского (один из авторов настоящего издания - прим. редактора), вдохновился и создал несколько сотен листовертней на воздухоплавательную тематику. Прямо читается: «аэростат», а повернуть лист - «ветерочек». Или еще вариант: «аэростат» - «чувство света». Или две строки «воздушный шар», а перевернуть - «свет, брат ветров».
Конечно же, во время своего приезда Дмитрий Евгеньевич не только летал, но еще и выступал в центральной библиотеке, встречался с местными пишущими… Приехал бы он в Великие Луки без воздухоплавания - большой вопрос. «Лететь и не чувствовать ветра, потому что летишь вместе с ветром …» - вспоминал потом Авалиани. «Эти мгновения невозможно забыть. Желал бы каждому поэту пережить что-то подобное».
В 2004 году с заметной инициативой выступила команда Анатолия Щугорева из Татарстана. Вместе с воздухоплавателями в Великие Луки приехала делегация молодежи от управления по делам молодежи и спорта г. Альметьевска, которые налаживали контакты для дальнейшего сотрудничества. Не зря в команде Щугорева тогда работал учащийся лицея № 10 Великих Лук Юрий Блинов.
А в 2009 году в редакции «Великолукской правды» состоялась встреча детского писателя Татьяны Лапко и команды Андрея Петренко (Переславль-Залесский). Дело в том, что у Татьяны Михайловны вышла в свет сказочная воздухоплавательная повесть «Друзья на высоте», которая потом будет удостоена звания лауреата всероссийского конкурса им. П.П. Ершова. Интересно, что книга была проиллюстрирована рисунками победителей конкурса «Под голубыми небесами» (на обложке размещен рисунок девятилетней Полины Роговой из Петрозаводска). Состоялось общение давних друзей и дарение новой книги. Воздухоплавательная встреча в очередной раз стала катализатором общения, помогая находить новых друзей.
В общем, воздухоплавание постепенно стало для Великих Лук неотъемлемой его частью. Тем, что органично входит в существо города, что нельзя уже разделить с ним. Почему, кстати, именно газета «Великолукская правда» в 2005 году стала победителем конкурса в номинации «Лучшее печатное средство массового воздухоплавания Псковской области»? Не потому что мы писали лучше других или писали что-то особенное. Не потому, что мы писали о воздухоплавании самыми первыми в Псковской области. Это произошло потому, что мы просто стали честными летописцами того увлекательного и яркого процесса, как воздухоплавание приходило в Великие Луки и как оно стало плотью от плоти региона. Мы показывали не баллы полетных заданий и не полосные фотографии с высоты птичьего полета (хотя без этого тоже никуда!), но, прежде всего, хороших, надежных людей, верных друзей и ту поэзию, которая превращает жизнь в жизнь подлинную, истинную, которая сама превращается таким образом в полет - на одном дыхании.
Как точно писал в 1888 году А.П. Чехов А.С. Киселеву: «Работается плохо. Хочется влюбиться или жениться, или полететь на воздушном шаре». А легенда русской эмиграции - поэт Б. Ю. Поплавский (1903-1935) в своем письме 20-х годов И. М. Зданевичу, вообще, нарисовал дирижабль, за который ухватился человечек, восклицающий «Урра!». И чтобы не оставалось сомнений, кто он, этот непрошенный пассажир в цилиндре и фраке, Поплавский приписывает: «Это автор».
Показателен образный ряд и линия ассоциаций. Именно в такой последовательности. Классики зря не скажут! Хотя после примера Великих Лук и Чехов не особенно нужен. Люди хотят летать, и всегда будут летать. Будут всегда мечтать о полетах и делать все, чтобы мечты становились реальностью. Как в Великих Луках!
Источник: Андрей Канавщиков
Комментарии