Хранитель Пушкиногорья
0
Фотовыставка с таким названием открылась в галерее центра эстетического воспитания
Вероятно, теперь совершенно невозможно отделить от образа Александра Сергеевича Пушкина жизнь и творчество другого человека - виртуозного рассказчика, автора книг «У Лукоморья», «В краю великих вдохновений», «Завет внуку», но главное - хранителя Пушкиногорского заповедника с послевоенной поры до недавних дней Семёна Степановича Гейченко.
Заповедник стал самой талантливой его песней, ибо в нём он знал каждое деревце, каждое строение, каждый мостик, и, слушая его размышления о Пушкине и его времени, вдруг начинало казаться, что тень русского гения неотступно движется вслед за Гейченко и подсказывает ему, о чём ещё рассказывать, на что обратить внимание паломников. Да, пушкинские места на Псковщине Семён Степанович Гейченко считал по-своему святыми, поэтому те, кто их посещает из любви к памяти поэта, несомненно, паломники. Святогорский Успенский монастырь и Пушкин напоминают нам две свечи, которые неподкупно светят путникам запоздалым.
В прошлом году российская литературная общественность отметила 110 лет со дня рождения Семёна Степановича Гейченко, между прочим, состоявшего в рядах Псковского регионального отделения Союза писателей России. Выставка же работ известных и российских фотохудожников стала своеобразным послесловием к этой дате и напомнила, каким был он, этот удивительный хранитель Пушкиногорья, всего того, что дорого сердцу и каждого пушкиниста, и простого обывателя, соприкоснувшегося с произведениями Александра Сергеевича в далёком детстве.
Выставка прибыла в Великие Луки и разместилась в галерее центра эстетического воспитания, благодаря усилиям нынешнего хранителя Пушкиногорья - музея-заповедника федерального значения - Георгия Василевича, его заместителя Людмилы Тихоновой и их замечательных коллег. Около 100 фотографических работ будто бы сфокусировали наше внимание и пропустили через себя многогранную личность С. С. Гейченко, наиболее важные вехи его жизненного пути, принадлежащего теперь истории русской литературы, истории музейного делания в России.
- Семён Степанович по-особому понимал, чувствовал и переживал мемориальное пространство Михайловского, - вспоминала о нём Людмила Павловна Тихонова. - И о Пушкине он мог говорить часами. Его личность он ощущал в космическом масштабе и изо дня в день создавал свою Пушкиниану. Конечно, основной акцент Семён Степанович делал на то, чтобы сохранить бесценный ландшафт, ибо именно на его фоне рождались и оживали строки пушкинской поэзии. И нам пришлось восстанавливать и «мельницу крылату», и Георгиевскую церковь, у стен которой упокоились и Гейченко, и Савва Ямщиков - подлинные богатыри русского духа.
Как пояснила Л. П. Тихонова, нынешняя выставка вызревала в недрах Пушкиногорья, на котором до сих пор лежат ясные отсветы старой дворянской усадьбы, где каждый гость получает, по слову Гейченко, пушкинскую прививку.
Удачным дополнением к органично составленной выставке фоторабот стал документальный фильм о Семёне Степановиче, где он ведёт свой, теперь уже бессмертный, монолог о Пушкине. О том, как тот одухотворил каждую травинку в Михайловском, о том, как любил посещать крестьянские избы, беседовать и ходить с крестьянами на знаменитую Святогорскую ярмарку.
- В Пушкине таким образом, - говорил Семён Степанович, - открывался доселе неизвестный миру русский человек.
Недаром и местные крестьяне называли Пушкина «отлично добрым».
Сопереживать уникальным фотоработам в тот вечер помогали музыканты городской филармонии - Иван Беседин, Сергей Шишков, Татьяна Ямбердова и завораживающий голос... Гейченко, доносившийся с экрана. А когда посетители выставки вчитывались в подписи под фотографиями, то одна из них, безусловно, звучала опять же голосом Семёна Степановича: «А у нас, в Михайловском...» Мол, приезжайте, и сами во всём убедитесь!
... Гейченко с птицей в руках, Гейченко на фоне коллекции самоваров, Гейченко с именитыми гостями, Гейченко с колоколами, часть которых будет поднята со временем на колокольню Успенского собора, - «официальный» и такой близкий по духу, никого не замечающий и «весь Ваш, вдребезги здоровый Семён...». Каким разным умел он быть в письмах, в беседах, в разговоре по телефону!
Как рассказала Л. П. Тихонова, теперь в Пушкиногорье ежегодно проводятся февральские чтения памяти С. С. Гейченко, где собираются все те, кто хорошо знал его хранителя, для кого его наследие стало свое-
образной точкой отсчёта. А о том, что Семёна Степановича можно было открывать для себя чуть ли не ежедневно, вдохновенно говорила солистка городской филармонии и ведущая вечера Наталья Плеханова, признавшаяся, что накануне встречи с пушкиногорцами раскрыла и книги Гейченко, и книгу Валентина Курбатова «Домовой» с чудесными письмами-свидетельствами о жизни хранителя Пушкиногорья, и не смогла оторваться.
- Любите Пушкина, он научит вас любви к Отечеству, - процитировала заповеданное С. С. Гейченко Наталья Анатольевна, - научит быть сеятелем чувств добрых. Друзья! Любите Пушкина!
Именно на этой высокой ноте завершался вернисаж, работы которого и до сих пор радуют и поглощают своим удивительным миром всех, кто приходит сегодня в галерею центра эстетического воспитания.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Вероятно, теперь совершенно невозможно отделить от образа Александра Сергеевича Пушкина жизнь и творчество другого человека - виртуозного рассказчика, автора книг «У Лукоморья», «В краю великих вдохновений», «Завет внуку», но главное - хранителя Пушкиногорского заповедника с послевоенной поры до недавних дней Семёна Степановича Гейченко.
Заповедник стал самой талантливой его песней, ибо в нём он знал каждое деревце, каждое строение, каждый мостик, и, слушая его размышления о Пушкине и его времени, вдруг начинало казаться, что тень русского гения неотступно движется вслед за Гейченко и подсказывает ему, о чём ещё рассказывать, на что обратить внимание паломников. Да, пушкинские места на Псковщине Семён Степанович Гейченко считал по-своему святыми, поэтому те, кто их посещает из любви к памяти поэта, несомненно, паломники. Святогорский Успенский монастырь и Пушкин напоминают нам две свечи, которые неподкупно светят путникам запоздалым.
В прошлом году российская литературная общественность отметила 110 лет со дня рождения Семёна Степановича Гейченко, между прочим, состоявшего в рядах Псковского регионального отделения Союза писателей России. Выставка же работ известных и российских фотохудожников стала своеобразным послесловием к этой дате и напомнила, каким был он, этот удивительный хранитель Пушкиногорья, всего того, что дорого сердцу и каждого пушкиниста, и простого обывателя, соприкоснувшегося с произведениями Александра Сергеевича в далёком детстве.
Выставка прибыла в Великие Луки и разместилась в галерее центра эстетического воспитания, благодаря усилиям нынешнего хранителя Пушкиногорья - музея-заповедника федерального значения - Георгия Василевича, его заместителя Людмилы Тихоновой и их замечательных коллег. Около 100 фотографических работ будто бы сфокусировали наше внимание и пропустили через себя многогранную личность С. С. Гейченко, наиболее важные вехи его жизненного пути, принадлежащего теперь истории русской литературы, истории музейного делания в России.
- Семён Степанович по-особому понимал, чувствовал и переживал мемориальное пространство Михайловского, - вспоминала о нём Людмила Павловна Тихонова. - И о Пушкине он мог говорить часами. Его личность он ощущал в космическом масштабе и изо дня в день создавал свою Пушкиниану. Конечно, основной акцент Семён Степанович делал на то, чтобы сохранить бесценный ландшафт, ибо именно на его фоне рождались и оживали строки пушкинской поэзии. И нам пришлось восстанавливать и «мельницу крылату», и Георгиевскую церковь, у стен которой упокоились и Гейченко, и Савва Ямщиков - подлинные богатыри русского духа.
Как пояснила Л. П. Тихонова, нынешняя выставка вызревала в недрах Пушкиногорья, на котором до сих пор лежат ясные отсветы старой дворянской усадьбы, где каждый гость получает, по слову Гейченко, пушкинскую прививку.
Удачным дополнением к органично составленной выставке фоторабот стал документальный фильм о Семёне Степановиче, где он ведёт свой, теперь уже бессмертный, монолог о Пушкине. О том, как тот одухотворил каждую травинку в Михайловском, о том, как любил посещать крестьянские избы, беседовать и ходить с крестьянами на знаменитую Святогорскую ярмарку.
- В Пушкине таким образом, - говорил Семён Степанович, - открывался доселе неизвестный миру русский человек.
Недаром и местные крестьяне называли Пушкина «отлично добрым».
Сопереживать уникальным фотоработам в тот вечер помогали музыканты городской филармонии - Иван Беседин, Сергей Шишков, Татьяна Ямбердова и завораживающий голос... Гейченко, доносившийся с экрана. А когда посетители выставки вчитывались в подписи под фотографиями, то одна из них, безусловно, звучала опять же голосом Семёна Степановича: «А у нас, в Михайловском...» Мол, приезжайте, и сами во всём убедитесь!
... Гейченко с птицей в руках, Гейченко на фоне коллекции самоваров, Гейченко с именитыми гостями, Гейченко с колоколами, часть которых будет поднята со временем на колокольню Успенского собора, - «официальный» и такой близкий по духу, никого не замечающий и «весь Ваш, вдребезги здоровый Семён...». Каким разным умел он быть в письмах, в беседах, в разговоре по телефону!
Как рассказала Л. П. Тихонова, теперь в Пушкиногорье ежегодно проводятся февральские чтения памяти С. С. Гейченко, где собираются все те, кто хорошо знал его хранителя, для кого его наследие стало свое-
образной точкой отсчёта. А о том, что Семёна Степановича можно было открывать для себя чуть ли не ежедневно, вдохновенно говорила солистка городской филармонии и ведущая вечера Наталья Плеханова, признавшаяся, что накануне встречи с пушкиногорцами раскрыла и книги Гейченко, и книгу Валентина Курбатова «Домовой» с чудесными письмами-свидетельствами о жизни хранителя Пушкиногорья, и не смогла оторваться.
- Любите Пушкина, он научит вас любви к Отечеству, - процитировала заповеданное С. С. Гейченко Наталья Анатольевна, - научит быть сеятелем чувств добрых. Друзья! Любите Пушкина!
Именно на этой высокой ноте завершался вернисаж, работы которого и до сих пор радуют и поглощают своим удивительным миром всех, кто приходит сегодня в галерею центра эстетического воспитания.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Комментарии