За юбилейным торжеством театра последует его реконструкция
0
Главный режиссер П. Сергеев надеется, что театр сохранит не только свой внешний вид и внутренний интерьер, но, прежде всего, зрителяВсе смешалось в нашем театральном доме, и самым удивительным образом – открытие юбилейного, 95-го сезона, и предстоящий капитальный ремонт здания одного из старейших городских театров Северо-Запада России – Великолукского драматического.
В огне гражданской войны, когда чувства людей были особенно обострены, Великие Луки познали настоящий расцвет театрального искусства. Кроме Оперного товарищества во главе с «артистом русской оперы» И. С. Милославским, в 1918–1919 гг. в городе базировались два передвижных драматических театра. Но первый профессиональный театр появился в Великих Луках с «благословения» одной из знаменитых красных гетер, заместителя наркома просвещения Петросовета по художественным делам, артистки МХАТа и гражданской жены М. Горького Марии Федоровны Андреевой. Именно она направила в город на Ловати разносторонне одаренного Дмитрия Яркина. Организованный им театр свой первый сезон открыл спектаклем по пьесе Горького «На дне», который и разжег первые искры пламени того костра, что вот уже 95-й год подряд согревает нестареющую душу Великолукского драматического театра.
Нельзя также не отметить, что к созданию этого учреждения искусства в небольшом уездном городке приложили свою руку и военные. С ноября 1919-го по май 1920-го – самые суровые месяцы войны, никому тогда еще не известный техник Сергей Эйзенштейн, прикомандированный к управлению военного строительства №18, провел в Великих Луках. Здесь он не раз прибегал к помощи сотрудников политотдела 15-й армии, чтобы открыть миру свой театр. Он испробовал себя во всех театральных профессиях: был режиссером, актером, художником-сценографом. На сцене гарнизонного театра «Коммуна» успел поставить несколько одноактных спектаклей, а в содружестве с «Домом просвещения» (был в Великих Луках и такой театр) осуществил постановку вполне революционной пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии». Существует, неизвестно когда сложившаяся, легенда, будто бы сюжет знаковой киноленты С. Эйзенштейна «Александр Невский» навеяло пребывание режиссера на Великолукской земле (недаром великолучане были участниками битвы князя Александра Невского с немецкими рыцарями на льду Чудского озера!). Впрочем, как бы то ни было, но летопись Великолукского драматического театра написана людьми, и она надежно сохраняет его богатейшую историю, историю любви и долгих взаимоотношений между труппой и театралами.
– Этот юбилейный сезон, – считает главный режиссер городского театра, заслуженный артист РФ Павел Петрович Сергеев, – для нас очень ответственный и необычный. Все его ждут – и публика, и мы, люди театра, потому что последующий за открытием 95-го сезона и торжествами, с ним связанными, капитальный ремонт станет своеобразным испытанием на прочность. Ибо предстоит сохранить коллектив, сохранить нашего зрителя, а для этого на время ремонта надо еще найти и подходящую для работы сценическую площадку. Желательно – в центре города.
Драматический театр, обновленный и реконструированный, обещает областное и городское руководство, войдет в строй в 2016 году, когда и сам древний город будет отмечать 850 лет со дня первого упоминания о нем в I Новгородской летописи.
– По возможности, – говорит П. П. Сергеев, – нам, конечно же, хотелось бы, чтобы здание театра сохранило бы не только свой архитектурный облик, дорогой для многих великолучан, но и внутренние интерьеры, ведь оно, в каком-то смысле, напоминает часть старинной русской усадьбы, с характерными элементами барокко и классицизма, с ее незримой атмосферой.
А вот техническое оснащение требует более современного подхода, потому что театральное дело не стоит на месте, и каждая постановка, будь то спектакль по пьесе XVIII века или спектакль, основанный на драматургическом материале нашего времени, заслуживает порой применения и специфических эффектов, и более совершенных технических средств.
Сегодня могу сказать одно: после капремонта наша сцена станет несколько выше, но при этом из архитектурного ансамбля выбиваться не будет; увеличится на один этаж административная часть здания, а его фасад чуть выдвинется вперед по направлению к площади Маршала Рокоссовского.
О том, что ожидать театралам Великих Лук в ближайшее время, а ведь именно 17 октября откроется для взрослой публики 95-й театральный сезон, Павел Петрович сказал следующее:
– Сейчас труппа театра работает над комедией Карло Гольдони «Невеста по объявлению». Проститься с театром перед его уходом из родных стен надо весело. А такой премьеры, где артисты могли бы мило похулиганить на сцене, воскресив каким-то образом забытый площадной театр, а зрители – от души посмеяться над его героями, у нас давно не было.
В спектакле заняты актеры разных поколений. И среди них: заслуженный артист России Анатолий Иванов, Игорь Николаев, Светлана Кузнецова, Максим Лачков, Людмила Бортко, а среди тех, кто поступили в великолукскую труппу в этом году, – Михаил Морозов, Татьяна Левина, Любовь Пулькина, Екатерина Кудаева, героев которых детская публика уже видела в сказке «Кащей Бессмертный».
«Фишкой» церемонии открытия этого сезона станет выход на сцену юных студийцев. Для них это также станет своеобразным и волнующим дебютом.
Все торжества, посвященные юбилею театра, обещает главный режиссер, начнутся уже скоро, и будут заключать серию вечеров. Один подразумевает встречу зрителей с артистами старшего поколения, другой – с театральной молодежью, еще один – это общение с теми, кто работает на великолукской сцене несколько лет. Будет и встреча публики с главным режиссером театра. Непосредственно же «главный» – юбилейный вечер пройдет 13 декабря. Также на старой сцене сыграют весь прежний репертуар, к Новому году будет поставлена детская сказка, а вот, скорее всего, что в 2015 году состоится «прощальный» вечер, во время которого театр скажет слова напутствия верному зрителю и заявит о своих планах более конкретно.
Остается добавить, что нынче труппа Великолукского драматического театра пополнилась одиннадцатью артистами, прибывшими из Львова, Луганска, Воронежа, Улан-Удэ и Красноярска. Театр, как и зритель сегодня, весь застыл в ожидании перемен, которые привнесет в его жизнь капитальный ремонт. Даже огромная хрустальная люстра, украшающая театральный зал и столь памятная публике, помнящей ее еще с конца 40-х годов, будет заменена новой и не менее красивой. Одним словом, перемены грядут внешние. Перемены грядут внутренние. Город не может жить без своего театра, театр нуждается в участии и поддержке города. Они давно срослись воедино, а великолукская сцена помнит не только шаги пушкинского Командора из «Каменного гостя», но и шаги и голоса таких мастеров, как заслуженные артисты России Евдокия Цветкова, Федор Комов, Анастасия Десятова, Яков Хамармер, Борис Свистунов, заслуженный деятель искусств РСФСР Константин Чернядев. В дни юбилейных торжеств их имена вновь прозвучат с великолукской сцены, как отзвук былого – неповторимого и славного.
Людмила СКАТОВА
Фото А. ВОРОБЬЕВА
В огне гражданской войны, когда чувства людей были особенно обострены, Великие Луки познали настоящий расцвет театрального искусства. Кроме Оперного товарищества во главе с «артистом русской оперы» И. С. Милославским, в 1918–1919 гг. в городе базировались два передвижных драматических театра. Но первый профессиональный театр появился в Великих Луках с «благословения» одной из знаменитых красных гетер, заместителя наркома просвещения Петросовета по художественным делам, артистки МХАТа и гражданской жены М. Горького Марии Федоровны Андреевой. Именно она направила в город на Ловати разносторонне одаренного Дмитрия Яркина. Организованный им театр свой первый сезон открыл спектаклем по пьесе Горького «На дне», который и разжег первые искры пламени того костра, что вот уже 95-й год подряд согревает нестареющую душу Великолукского драматического театра.
Нельзя также не отметить, что к созданию этого учреждения искусства в небольшом уездном городке приложили свою руку и военные. С ноября 1919-го по май 1920-го – самые суровые месяцы войны, никому тогда еще не известный техник Сергей Эйзенштейн, прикомандированный к управлению военного строительства №18, провел в Великих Луках. Здесь он не раз прибегал к помощи сотрудников политотдела 15-й армии, чтобы открыть миру свой театр. Он испробовал себя во всех театральных профессиях: был режиссером, актером, художником-сценографом. На сцене гарнизонного театра «Коммуна» успел поставить несколько одноактных спектаклей, а в содружестве с «Домом просвещения» (был в Великих Луках и такой театр) осуществил постановку вполне революционной пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии». Существует, неизвестно когда сложившаяся, легенда, будто бы сюжет знаковой киноленты С. Эйзенштейна «Александр Невский» навеяло пребывание режиссера на Великолукской земле (недаром великолучане были участниками битвы князя Александра Невского с немецкими рыцарями на льду Чудского озера!). Впрочем, как бы то ни было, но летопись Великолукского драматического театра написана людьми, и она надежно сохраняет его богатейшую историю, историю любви и долгих взаимоотношений между труппой и театралами.
– Этот юбилейный сезон, – считает главный режиссер городского театра, заслуженный артист РФ Павел Петрович Сергеев, – для нас очень ответственный и необычный. Все его ждут – и публика, и мы, люди театра, потому что последующий за открытием 95-го сезона и торжествами, с ним связанными, капитальный ремонт станет своеобразным испытанием на прочность. Ибо предстоит сохранить коллектив, сохранить нашего зрителя, а для этого на время ремонта надо еще найти и подходящую для работы сценическую площадку. Желательно – в центре города.
Драматический театр, обновленный и реконструированный, обещает областное и городское руководство, войдет в строй в 2016 году, когда и сам древний город будет отмечать 850 лет со дня первого упоминания о нем в I Новгородской летописи.
– По возможности, – говорит П. П. Сергеев, – нам, конечно же, хотелось бы, чтобы здание театра сохранило бы не только свой архитектурный облик, дорогой для многих великолучан, но и внутренние интерьеры, ведь оно, в каком-то смысле, напоминает часть старинной русской усадьбы, с характерными элементами барокко и классицизма, с ее незримой атмосферой.
А вот техническое оснащение требует более современного подхода, потому что театральное дело не стоит на месте, и каждая постановка, будь то спектакль по пьесе XVIII века или спектакль, основанный на драматургическом материале нашего времени, заслуживает порой применения и специфических эффектов, и более совершенных технических средств.
Сегодня могу сказать одно: после капремонта наша сцена станет несколько выше, но при этом из архитектурного ансамбля выбиваться не будет; увеличится на один этаж административная часть здания, а его фасад чуть выдвинется вперед по направлению к площади Маршала Рокоссовского.
О том, что ожидать театралам Великих Лук в ближайшее время, а ведь именно 17 октября откроется для взрослой публики 95-й театральный сезон, Павел Петрович сказал следующее:
– Сейчас труппа театра работает над комедией Карло Гольдони «Невеста по объявлению». Проститься с театром перед его уходом из родных стен надо весело. А такой премьеры, где артисты могли бы мило похулиганить на сцене, воскресив каким-то образом забытый площадной театр, а зрители – от души посмеяться над его героями, у нас давно не было.
В спектакле заняты актеры разных поколений. И среди них: заслуженный артист России Анатолий Иванов, Игорь Николаев, Светлана Кузнецова, Максим Лачков, Людмила Бортко, а среди тех, кто поступили в великолукскую труппу в этом году, – Михаил Морозов, Татьяна Левина, Любовь Пулькина, Екатерина Кудаева, героев которых детская публика уже видела в сказке «Кащей Бессмертный».
«Фишкой» церемонии открытия этого сезона станет выход на сцену юных студийцев. Для них это также станет своеобразным и волнующим дебютом.
Все торжества, посвященные юбилею театра, обещает главный режиссер, начнутся уже скоро, и будут заключать серию вечеров. Один подразумевает встречу зрителей с артистами старшего поколения, другой – с театральной молодежью, еще один – это общение с теми, кто работает на великолукской сцене несколько лет. Будет и встреча публики с главным режиссером театра. Непосредственно же «главный» – юбилейный вечер пройдет 13 декабря. Также на старой сцене сыграют весь прежний репертуар, к Новому году будет поставлена детская сказка, а вот, скорее всего, что в 2015 году состоится «прощальный» вечер, во время которого театр скажет слова напутствия верному зрителю и заявит о своих планах более конкретно.
Остается добавить, что нынче труппа Великолукского драматического театра пополнилась одиннадцатью артистами, прибывшими из Львова, Луганска, Воронежа, Улан-Удэ и Красноярска. Театр, как и зритель сегодня, весь застыл в ожидании перемен, которые привнесет в его жизнь капитальный ремонт. Даже огромная хрустальная люстра, украшающая театральный зал и столь памятная публике, помнящей ее еще с конца 40-х годов, будет заменена новой и не менее красивой. Одним словом, перемены грядут внешние. Перемены грядут внутренние. Город не может жить без своего театра, театр нуждается в участии и поддержке города. Они давно срослись воедино, а великолукская сцена помнит не только шаги пушкинского Командора из «Каменного гостя», но и шаги и голоса таких мастеров, как заслуженные артисты России Евдокия Цветкова, Федор Комов, Анастасия Десятова, Яков Хамармер, Борис Свистунов, заслуженный деятель искусств РСФСР Константин Чернядев. В дни юбилейных торжеств их имена вновь прозвучат с великолукской сцены, как отзвук былого – неповторимого и славного.
Людмила СКАТОВА
Фото А. ВОРОБЬЕВА
Комментарии