Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Бюджет под внешним независимым финансовым контролем

0
Контрольно-счетной палате города Великие Луки - 5 лет
Пять лет назад в Великих Луках официально начал свою деятельность новый для муниципалитета орган муниципального финансового контроля. 29 января 2009 года депутатами Великолукской городской Думы было принято решение о создании Контрольно-счетной палаты города Великие Луки.
Надо отметить, что данное решение депутатов Великолукской городской Думы было продиктовано изменениями Бюджетного кодекса РФ, федерального законодательства. Создание муниципальных контрольных органов, образуемых представительным органом власти, предусматривалось в измененных - Бюджетном кодексе РФ 1998 года и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ в апреле 2007 года, с 1 января 2008 года годовой отчет об исполнении бюджета должен был подлежать внешней проверке органом муниципального финансового контроля. В результате во всех муниципалитетах России возникла острая необходимость создания постоянно действующих независимых органов муниципального финансового контроля.
На уровне муниципального образования «Город Великие Луки» в этот период было принято решение о создании данного органа. В Устав города Великие Луки были внесены соответствующие изменения и было утверждено Положение о Контрольно-счетной палате города Великие Луки.
За 5 лет работы Контроль-но-счетная палата города Великие Луки доказала, что является эффективным органом внешнего финансового контроля, и, несмотря на то, что ее работа порой встречает серьезное сопротивление, не отступает от своих целей.
О деятельности Контроль-но-счетной палаты города Великие Луки за прошедший период и планах на будущее рассказала ее председатель Л. А. РОМАНОВА.
- Любовь Александровна, во главе Контрольно-счетной палаты города Великие Луки Вы работаете с первых дней, расскажите, что это за орган?
- Контрольно-счетная палата (сокращенно КСП - прим. авт.) города Великие Луки – это самостоятельный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица. Именно такой статус обеспечивает контрольно-счетному органу важную для работы организационную независимость. КСП - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля.
На момент ее создания на федеральном и региональном уровнях отсутствовала нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внешнего финансового контроля. Единственным документом, регламентирующим нашу деятельность, являлось Положение о Контрольно-счетной палате города Великие Луки. Согласно данному положению, основными задачами являлись контроль за исполнением бюджета, подготовкой проекта бюджета и отчетностью; контроль за порядком управления и распоряжения имуществом, контроль за расходованием бюджетных средств.
В феврале 2011 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», регламентирующий деятельность контрольно-счетных органов. В соответствии с законом расширились полномочия контрольно-счетных органов в части предварительного и текущего контроля. КСП была наделена полномочиями по проведению экспертизы проектов муниципальных целевых программ и нормативных правовых актов, по проведению анализа бюджетного процесса и оценки эффективности использования бюджетных средств и иными полномочиями. В марте 2011 года решением Великолукской городской Думы КСП города была наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов.
- С чего начиналась ваша работа, с какими трудностями пришлось столкнуться?
- С самого первого момента, когда депутатами Великолукской городской Думы было принято решение о создании Контрольно-счетной палаты города Великие Луки, основной задачей для меня как для председателя являлось как можно быстрей приступить к выполнению функций, возложенных на КСП. Учитывая, что депутаты хотели видеть развернутую информацию об исполнении бюджета города, а это внешняя проверка отчета об исполнении бюджета, таким образом, свою деятельности мы начали с одного из основных контрольных мероприятий, проводимых контрольно-счетными органами.
Трудности, с которыми мы столкнулись, носили организационно-методиче-ский характер. В Псковской области не было аналогичной по задачам и значимости структуры муниципального уровня. Пришлось ориентироваться на опыт муниципальных образований других регионов, где уже функционировали подобные органы, и обращаться за методологической помощью в Счетную палату Псковской области.
В результате одновременно приходилось разрабатывать методы и способы контроля, создавать нормативно-правовую и информационную базы, формировать кадровый состав. Существовали трудности и в налаживании взаимопонимания с проверяемыми объектами.
Однако за относительно небольшой период времени КСП прошла этапы становления, развития. И сегодня во многом благодаря профессионализму, компетентности и слаженности всего коллектива Контрольно-счетная палата успешно проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Пользуясь случаем, хочу от лица всего коллектива поблагодарить сотрудников Счетной палаты Псковской области и лично председателя М. Н. Хохлову за оказанную информационную и методическую поддержку.
- Любовь Александровна, раз Вы уже затронули тему коллектива, расскажите, какова структура КСП и что за люди работают в КСП?
- Структура КСП утверждена решением Великолукской городской Думы. В ее состав входит председатель, заместитель председателя, аудиторы, замещающие выборные муниципальные должности и аппарат.
Что касается людей, они - универсальны. Они одновременно и юристы, и экономисты, и финансисты, и бухгалтеры, потому что должны не просто уметь работать с документацией, но и уметь ее читать. Все сотрудники имеют высшее образование, практически у всех на момент принятия в КСП стаж работы в области финансов и экономики составлял более 10-15 лет.
- Расскажите, в каком формате осуществляла свою деятельность КСП за прошедшие 5 лет?
- КСП проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, которые проводятся в соответствии с планом работы КСП. Согласно действующим нормам законодательства, ежегодно разрабатывается и утверждается план работы КСП на очередной финансовый год.
Кроме того, проводятся совместные проверки с прокуратурой, с которой у нас заключено соглашение о сотрудничестве, внеплановые проверки по поручениям главы города или его заместителей. Ежегодно проводится более 10 контрольных мероприятий с охватом большого количества учреждений. Для примера, в 2013 году в ходе одного контрольного мероприятия проверено 26 учреждений.
Активно проводится экспер-тно-аналитическая деятельность: ежегодно проводится экспертиза проекта бюджета, осуществляются текущий контроль за исполнением бюджета и оценка отчета об исполнения бюджета за год.
С 2012 года КСП осуществляет плановые проверки по контролю в сфере размещения заказов, ежегодно по данному вопросу проводятся 4 проверки в год.
В 2013 году КСП первая в области приступила к экспертизе муниципальных целевых программ. В ходе которой было подготовлено 51 заключение. Кроме того, в прошедшем году мы стали членами Совета контрольно-счетных органов Псковской области.
- Любовь Александровна, а каковы результаты деятельности КСП?
- Лучше всего о результатах работы КСП говорят цифры. С момента создания КСП проведено 158 мероприятий, из них - 73 контрольных и 85 экспертно-аналитических. Благодаря проведенным контрольным мероприятиям своевременно приняты меры по обеспечению сохранности муниципального имущества. По рекомендациям КСП вносятся изменения в муниципальные нормативные правовые акты.
В настоящее время КСП делает основной акцент на предварительный контроль, т. е. на предупреждение нарушений. В частности, экспертиза муниципальных программ - одна из форм предварительного контроля. Важной особенностью предварительного контроля является возможность выработки предложений по корректировке еще не принятых управленческих решений, что может позволить как получить дополнительные доходы, так и предотвратить неэффективные, а то и просто излишние расходы. В ходе экспертизы муниципальных программ предупреждено неэффективное использование средств бюджета и сохранено муниципального имущества на сумму свыше 120,0 млн руб.
При выявлении нашими специалистами нарушений и недостатков руководителям проверенных учреждений и организаций направляются представления с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений, а также предписания с требованиями о безотлагательном принятии мер по пресечению и предупреждению выявленных нарушений. Впоследствии от руководителей проверяемых организаций, учреждений КСП получает информацию, содержащую сведения об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных проверок, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
- Как строятся взаимоотношения с представительной и исполнительной властью, а также право-охранительными органами?
- Согласно действующим нормам законодательства, КСП подотчетна Великолукской городской Думе и ежегодно предоставляет ей отчет о своей деятельности. Что касается исполнительной власти, то с целью оперативного реагирования на выявленные нарушения и недостатки, а также для контроля за исполнением представлений КСП информирует Администрацию города.
С правоохранительными органами КСП взаимодействует с первых лет создания, и материалы проверок передаются в соответствии с требованиями законодательства.
- Какие ближайшие планы на будущее?
- На 2014 год утвержден план работы КСП, и специалистами уже проводится очередное контрольное мероприятие. Параллельно подводятся итоги прошедшего года, анализируются выявленные нарушения, замечания и их устранения.
Бюджетное законодательство, претерпевшее существенные изменения, а также вступление в силу Федерального закона от 05.04.2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требует и от нас соответствующих действий.
С переходом к программному бюджету и к новой системе муниципальных закупок увеличивается значимость контроля за эффективностью расходования бюджетных средств.
В связи с этим необходимо разработать критерии и методы оценки эффективности расходования средств бюджета и порядок их применения. Чем и займется КСП в ближайшие время.
- Любовь Александровна, а как Вы прокомментируете переход муниципального образования на программный бюджет? И что это значит для КСП?
- Переход на программный бюджет связан с проводимой в стране бюджетной реформой. Бюджетная реформа способствует переориентации традиционной системы бюджетирования к программно-целевому бюджетированию, ориентированному на результат.
Необходимо отметить, что последние годы бюджет города активно использовал программную форму финансирования бюджетных расходов. Доля расходов, финансируемых через муниципальные программы, увеличивалась из года в год, и неудивительно, что мы одни из первых в области на 2014 год и плановый период сформировали программный бюджет.
Программный бюджет можно рассматривать как инструмент повышения эффективности бюджетных средств. Для этого необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств. При принятии решения о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
Программный бюджет - это бюджет, сформированный не по функциям, а по программам, которые устанавливают непосредственную связь между выделением бюджетных средств и результатами их использования.
Переход муниципального образования на программный бюджет должен повысить качество организации бюджетного планирования программных расходов, их обоснованности.
В свою очередь КСП должна выступить неким механизмом, ориентированным на выявление путей совершенствования управления социально-экономическим развитием и подготовку соответствующих рекомендаций в указанной области для органов власти. Для этого мы планируем использовать различные методы контроля: экспертизу, проверки, обследования, анализ, аудит эффективности.
В свою очередь КСП будет осуществлять контроль за эффективностью использования средств бюджета и эффективностью реализации программных мероприятий.
- Спасибо за беседу.
Беседовала Анна ВОЛЬЯНСКАЯ
Фото Татьяны ЛАПКО
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи