Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Когда Музыка – подвижничество

0
Вместе с коллективом детской музыкальной школы им. М. П. Мусоргского ее 65-летие достойно встречает и оркестровый отдел, которым долгие годы руководит известный педагог и концертирующий скрипач, ученица А. В. Циплияускаса Г. Н. Прищепа. Это она не устает повторять, что скрипка в оркестре – солистка, ибо не каждый музыкальный инструмент имеет столько динамических по эмоциональному воздействию оттенков, способных передавать и радость, и грусть, а иногда даже плач.
- С самых первых дней на нашем оркестровом отделе, - вспоминает Галина Николаевна, - работали и творили талантливые педагоги - пропагандисты музыкального искусства. Одним из них был первый директор школы и отличный скрипач Петр
Валерьянович Космаков, чьи ученики И. Маркина и
В. Абрамов стали профессиональными музыкантами. А вот основателем класса духовых инструментов был В. Г. Эйхсвальд, работу которого продолжили такие преподаватели, как Г. И. Земцов, О. П. Павлов, Л. Э. Соо, А. И. Цветков, О. Г. Фролов, В. Родин.

Литовский гость
Альбинас Вацлавович
Конечно, самый плодотворный и, пожалуй, один из ярких периодов в развитии оркестрового отдела был связан с приездом в Великие Луки большого музыканта, человека высокой культуры и драматичной судьбы, замечательного мастера своего дела Альбинаса Вацлавовича Циплияускаса. И первое, что он сделал, - сплотил музыкантов вокруг себя. Причем не только скрипачей, но и пианистов.
- Альбинас Вацлавович, - говорит его ученица Г. Н. Прищепа, - был страстным поклонником классического репертуара: любил Шумана, Моцарта, Шуберта, и ансамблевой музыки, а потому с 1964 года в школе создавались различные трио, квартеты, квинтеты. Был создан и ансамбль скрипачей из числа преподавателей. Именно тогда от желающих поступить в класс скрипки детей не было отбоя, и они проходили
серьезный конкурсный отбор.
Количество учеников у самого Альбинаса Вацлавовича порой доходило до 30 человек, и все они были одарены большими музыкальными способностями.
Я. Вилькомир, В. Кириков (руководитель ансамбля альтистов Чешской государственной филармонии), Г. Исаева, Н. Маркина, О. Кукина,
Н. Шабас, Т. Мамина, И. Чепас, М. Сармина, С. Кочергина, Д. Фишман связали свою жизнь с музыкой. Под руководством А. В. Циплияускаса был создан и ученический камерный оркестр. Этому способствовал приход на оркестровый отдел преподавателя по классу виолончели
В. Н. Устькачкинцева, который до этого работал в симфоническом оркестре Новосибирской государственной филармонии, имел опыт концертной деятельности. Он же, в свою очередь, организовал ансамбль виолончелистов, который успешно выступал. А затем у школы появилась целая плеяда преподавателей-виолончелистов, и среди них: З. А. Федорова, Л. В. Проскурина, Е. В. Коровина, а по классу скрипки и духовых инструментов: И. И. Маркина, Г. Н. Прищепа, Н. Н. Зи-новьева, Н. И. Терехова, С. И. Видяйкина, Е. М. Назарова, Л. В. Тимошенкова, М. Г. Потехина. Оркестровый отдел и сегодня считается в детской музыкальной школе им. М. П. Мусоргского одним из лидирующих и востребованных, на нем занимается до 60 учащихся. Полнокровной сценической жизнью живут здесь ансамбли скрипачей младших и старших классов, которыми руководят Н. И. Терехова и Г. Н. Прищепа, а также ансамбли флейтистов младших и старших классов, которых ведет за собой М. Г. Потехина. Их участники являются не только победителями международных и региональных конкурсов, но и украшением городских и школьных концертов.

Скрипка, флейта
и кларнет…
- Сегодняшний день нашего оркестрового отдела меня радует, - говорит Г. Н. Прищепа, - и хотя пока отсутствуют педагоги по классу виолончели, трубы и валторны, давно и активно работает у нас Лидия Владимировна Тимошенкова. Она обучает детей игре на духовых инструментах – кларнете и саксофоне. В свою очередь, «духовик» Майя Геннадьевна Потехина охотно пропагандирует такой певучий инструмент, как флейта. И к ней все больше тянутся юные великолучане. Большой популярностью пользуется скрипка (несмотря на повсеместное, казалось бы, увлечение синтезатором), и исполнительское мастерство наших детей не утрачивает завоеванных прежде позиций. Этому способствуют опытные Н. И. Терехова, С. И. Видяйкина, молодой педагог Т. И. Ямбердова.
Как преподаватель, давший хорошую школу своим воспитанникам, Галина Николаевна Прищепа любит подчеркивать, что дети-музыканты – особенные дети, а дети-скрипачи – особенные вдвойне. Как и их инструмент, скрипка, являющаяся солисткой, «душой» оркестровой группы, так и они после индивидуальных занятий с педагогом, после соприкосновения с уникальным классическим и современным репертуаром, выходят в мир более утонченными, отзывчивыми и восприимчивыми к чужой беде, нежели их сверстники, видят и слышат то, что для других покрыто тайной завесой. И неудивительно при этом желание их педагога создать в школе оркестр одаренных детей и преподавателей. «Хорошо бы, - мечтает Галина Николаевна, - чтобы в школу вновь вернулись виолончелисты. Без них нельзя».
Сегодня, как мы уже вспоминали, оркестровый отдел много концертирует. Его учащиеся и преподаватели нередко бывают и на конкурсах профессионального мастерства в Санкт-Петербурге, где масса музыкальных школ, а значит, существует и огромная конкуренция, и, как замечает Г. Н. Прищепа, во главу угла поставлена техническая подготовка. «Но наши дети, - добавляет она в то же время, - выразительны, эмоциональны, их отличают «звук», особенная подача произведения, постановка рук, богатая музыкальная природа. Об этом на недавнем мастер-классе во Пскове говорила и специалист из Санкт-Петербургского музыкального училища им.
Н. А. Римского-Корсакова».
И как при этом не вспомнить учеников оркестрового отдела, достигших высоких профессиональных результатов, отмеченных наградами различных конкурсов. Это: А. Доценко, В. Павловская, А. Миронова, П. Тихомирова, ученицы Г. Н. Прищепа; К. Беляева, С. Рущенкова, А. Жемчугова, воспитанницы Н. И. Тереховой; С. Панов, А. Сироткин, М. Краснов и
Д. Марьясова, учащиеся
М. Г. Потехиной; М. Савченков,
Н. Доценко и А. Андреев, подготовленные Л. В. Тимошенковой.
- Скрипачка Анна Доценко – это, конечно, особо одаренный человек, - констатирует Галина Николаевна, - ее любовь к скрипке и к музыке помогла ей добиться высокого уровня мастерства, накопить яркий и виртуозный репертуар для сольных концертов. Именно нашей Анне посчастливилось играть с Псковским симфоническим оркестром в областной филармонии.
Но, выделяя особо одаренных детей, руководитель оркестрового отдела не забывает подчеркнуть роль его преподавателей – настоящих подвижников и служителей своего дела, неустанно совершенствующих педагогическое и исполнительское мастерство, творчески горящих в поиске новых, а главное, талантливых произведений. Для грядущих фестивалей, концертов, конкурсов. Да, гордостью школы являются учащиеся оркестрового отдела А. Доценко, А. Андикхоу, П. Тихомирова, В. Павловская, С. Панов, М. Краснов, С. Сироткин, М. Савченков, Н. Доценко и А. Андреев – обладатели премии «Юные дарования Псковщины», чьи имена внесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». Но и старшие поколения выпускников-скрипачей, ставших профессиональными музыкантами, а это: В. Смольченков,
С. Константинова, С. Козлова (Бразильский симфонический оркестр), С. Карпов, Е. Русова, А. Харькова, Е. Яковлева, В. Федорова, Т. Яковлева и другие, до сих пор лишь свидетельствуют, сколько души, терпения, знаний было вложено в них преподавателями, сумевшими вдохнуть в их сердца тот несравненный, незабываемый дух музыкальной школы им. М. П. Мусоргского.
Людмила СКАТОВА
Фото предоставлено оркестровым отделом ДМШ им. М. П. Мусоргского
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи