Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

К 65-летию ДМШ №1 имени Мусоргского: Служенье музыке не терпит суеты

0
Конечно, музыкой и музицированием в Великих Луках увлекались и занимались всегда, но только в 1948 году, вскоре после окончания одной из кровопролитнейших войн, по решению городского исполнительного комитета депутатов трудящихся была открыта детская музыкальная школа.

Как рассказывает скупая хроника тех лет, для занятий по фортепиано, скрипке и баяну в просторной общеобразовательной школе №8 было отведено две классных комнаты, но, по воспоминаниям одной из первых выпускниц, а потом и преподавателя по классу фортепиано Л. Г. Батухтиной, ее встреча с музыкой произошла в старом здании школы №1, до сих пор примыкающем к спорткомплексу Академии физической культуры и спорта. Одним словом, прежней школе нужны были не только музыкальные инструменты, но и светлые, хорошо обустроенные классы.

У истоков музыкального образования в послевоенных Великих Луках стояли первый директор школы, человек большой культуры, скрипач П. В. Космаков, препода-ватели-пианисты К. Н. Плетнева и Ф. И. Иосонова, преподаватели по классу баяна В. Я. Немытченко и А. В. Козлов. Они-то и заложили те традиции, которые и сегодня несокрушимо живут и поддерживаются их последователями.

Люди и годы

В 1958 году школа получила наконец собственное помещение — уютный особнячок с мезонином на ул. Карла Либкнехта, где как-то таинственно скрипели ступени лестницы, ведущей на второй этаж, где зимой топились печки, а в большом концертном зале над сценой с роялем висел огромный портрет Модеста Мусоргского — как благословение всем вновь пришедшим сюда. Всего шесть классов — но каким богатством казались они тогда молодым и творчески мыслящим педагогам Г. Е. Бородулиной, Л. С. Ронинсон, А. И. Наумович, М. Ш. Иофик, Л. Г. Батухтиной, Е. А. Шевяковой, тем более, что дополнительные классы для занятий были «разбросаны» по всему городу. Учащиеся тех лет занимались в кинотеатрах, в старом здании «бытовика», что находился на ул. Зверева, и даже в одном из домов, принадлежащих Свято-Вознесенскому монастырю.

Первые концерты, первые выступления детского хора под аккомпанемент школьного оркестра народных инструментов, бесспорно, вызывали широкий резонанс: учиться в музыкальной школе, овладеть каким-нибудь инструментом, узнать как можно больше о жизни великих музыкантов и их произведениях становилось хорошим тоном. И поэтому с каждым годом число учащихся возрастало, хоть и проходили они строгий отбор специалистов.

В 1976-м музыкальная школа перебралась в новое здание, которое для нее построили на берегу реки Ловать, в историческом центре города. Впрочем, с тех пор она и сама завоевывает себе вполне законное право считаться центром музыкальной культуры. Этому способствуют филармонические концерты, лектории, разнообразные творческие вечера, школьные праздники, сопровождающиеся постановкой детских спектаклей и выступлениями юных музыкантов, конкурсы.

Несмотря на солидный возраст (свои 65 лет школа отметит 6 декабря), у нее было не так и много руководителей. П. В. Космакова, владельца уникальной скрипки Амати, ненадолго сменили Н. Пархоменко и А. В. Козлов, затем пришел деятельный администратор Ф. И. Бурмистров, который, можно сказать, «добыл» для музыкальной школы целую «Эстонию» — рояль замечательного звучания. Среди директоров нельзя не назвать основательного

В. Н. Шиповалова и именитого баяниста М. М. Кобрина. Уверенно руководила школой и хрупкая женщина-дирижер, художественный руководитель народного коллектива городской хоровой капеллы Э. В. Степанова, которая имела не только консерваторское образование и хороший вкус, но несла в сердце безграничную любовь к Музыке.

Сегодня, когда в детской музыкальной школе им. М. П. Мусоргского успешно продолжают работать фортепианный, оркестровый, теоретический, вокально-хоровой, народный и эстрадно-концертный отделы, ее возглавляет молодой и требовательный директор А. В. Романюк.

«Ах, этот вальса звук прелестный!..»
— Фортепианный отдел, — рассказывает Анжелика Владимировна, в прошлом выпускница этой школы, — у нас самый многочисленный, с большими традициями, и он играет ведущую роль в жизни коллектива. А сколько поколений, профессиональных педагогов-музыкантов, людей высокой культуры, прошло через него! Каких талантливых учеников и последователей — солистов и концертмейстеров они оставили!

Как мне кажется, нам и сегодня удается сохранить классическую фортепианную школу, хотя в нее нередко врывается совсем иная музыка — XXI века, и наши дети также слушают и ее. Впрочем, одну из задач — просвещать школьников, музыкально образовывать их — нам никто не отменил. И я рада, что нам вернули предпрофильные программы обучения.

— Главная традиция, которая передается из поколения в поколение среди преподавателей, — в свою очередь рассказывает нынешний руководитель фортепианного отделения М. Б. Шепелева, — и которая действует до сих пор, — это любовь к искусству, к музыкальному творчеству. Можно назвать множество имен моих коллег, педагогов-пианистов, отдававших себя без остатка и на уроках, и на концертных площадках. Это Г. Е. Бородулина, Н. Г. Новицкая, С. Р. Степанова, почти 25 лет руководившая фортепианным отделом, Л. Г. Батухтина, Л. С. Ронинсон, М. И. Шиповалова, М. А. Сухорукова, Ж. К. Тишенкова, Л. И. Цыпленкова, Т. П. Воронкова, заведующая учебной частью, педагог-методист, Н. В. Кравченко, Н. А. Пустынникова и другие.

— Помимо концертов, в которых учащиеся участвовали вместе с педагогами, — вспоминает Маргарита Борисовна, — у нас в гостях побывали такие знаменитые исполнители, как С. Рихтер, Э. Вирсоладзе, А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Горностаева, Т. Николаева. Свои музыкальные вечера, посвященные М. П. Мусоргскому, не раз проводила и С. Виноградова.

Большим достижением, по мнению М. Б. Шепелевой и ее коллег, стала организация Филармонии школьника, работу которой до отъезда в Санкт-Петербург возглавляла М. И. Шиповалова, вместе с В. В. Карпухиной и Н. В. Кравченко открывавшая учащимся городских школ целую музыкальную вселенную. Дети знакомились не только с различными музыкальными инструментами, но и жанрами и направлениями в музыке, с творчеством известных русских и зарубежных композиторов. При школе был также создан университет культуры для взрослых, который 26 лет вела ученица Ф. И. Иосоновой, выпускница Московской «Гнесинки» Н. Г. Новицкая. В этом году ее педагогический стаж в ДМШ им. М. П. Мусоргского составил 50 лет, а ведь еще три года она преподавала музыку в самой Гаване, на «острове Свободы».

— Я росла в музыкальной семье, — вспоминает Наталья Григорьевна, — хотя мои родители были врачами. Папа играл на скрипке и народных инструментах, а я ему подыгрывала. И когда закончила музыкальную школу, не задумываясь, поступила в Тульское музыкальное училище им. А. Даргомыжского. А когда вернулась в Великие Луки, в свою школу, очень любила музицировать с Альбинасом Вацлавовичем Циплияускасом и Владимиром Николаевичем Устькачкинцевым. Вот когда возвышенно и нежно сливались звуки фортепиано, скрипки и виолончели!..

Мой педагог в «Гнесинке» говорила: «Нет плохих инструментов, даже если они состарились, — есть плохие исполнители».

— А моим первым педагогом, — продолжает нить повествования еще один ветеран и выпускница школы Л. Г. Батухтина, — была Юлия Георгиевна Лаврентьева, которая сумела за полгода подготовить меня к поступлению в Псковское музыкальное училище. Первыми моими учениками стали баянисты — я вела у них общий курс фортепиано. Особенно вспоминается время, когда в школу пришел А. В. Циплияускас, потому что именно тогда для нас, пианистов, наступил самый плодотворный период. На совместные концерты пианистов и скрипачей устремлялось множество слушателей, и старая школа порой не могла вместить в своих стенах всех желающих.

У Л. Г. Батухтиной немало хороших учеников, но самым знаменитым сегодня является Альберт Федосеев, работающий в Москве, в группе Леонида Агутина, и как музыкант-исполнитель, и как талантливый аранжировщик.

Еще одной моей замечательной собеседницей из состава преподавателей фортепианного отдела, который она возглавляла 10 лет, стала Г. Р. Ермакова, ученица Л. Н. Сорокиной.

— Чем вспоминается мне наша школа им. М. П. Мусоргского? — вслух размышляет Галина Робертовна. — Да прежде всего репетициями хора, когда Евгения Александровна Шевякова могла назначить их на субботу или воскресенье. Удивительное дело, но никто не возмущался. Мы тогда и вообще везде успевали — и в школе общеобразовательной хорошо учиться, и кружки посещать, и библиотеки не забывать. И эта атмосфера занятости, загруженности сделала нас такими, какие мы есть. Очень многие из тех, кто закончил школу в 70-е годы, поступили в Псковское музыкальное училище, а потом вернулись сюда преподавателями. Это В. А. Никитина, Л. В. Спиридонова, В. В. Карпухина, Е. М. Каданцева, О. А. Колесникова, Н. В. Зай-цева. Все мы когда-то пели в одном хоре, а теперь моему первому выпускнику, Борису Рейнбергу, — 50 лет…

Листаем новые страницы

В 2011 году Филармония школьника, которую возглавляет заместитель директора по воспитательной работе Л. В. Спиридонова, отметила свое 30-летие, к которому все юные артисты и преподаватели подошли, как всегда, творчески, с учетом тех перемен, что произошли в российском обществе. Теперь на сцену детской филармонии выходят самые лучшие музыканты, способные безукоризненно донести до слушателя исполняемые ими произведения. Чаще стали прибегать к коллективному музицированию. И в деятельности фортепианного отдела появились свои нюансы. Он заявил о себе как неутомимый участник многочисленных региональных, российских и зарубежных конкурсов. Причем их география с каждым годом расширяется, привнося в творческую жизнь коллектива преподавателей и учащихся не сравнимый ни с чем опыт, профессионализм, неповторимые впечатления. Только за последние пять лет лауреатами различных конкурсов, большинство из которых международные, стали более 70 участников фортепианного отдела. Сегодня на отделе идет подготовка солистов к совместному выступлению с Псковским областным симфоническим оркестром.

Но и листая новые страницы школьного альбома, нет-нет, да и вернешься к тем его снимкам, с которых смотрят на нас преподаватели и выпускники прошлых лет, утверждающие лучшие традиции детской музыкальной школы им. М. П. Мусоргского не только в других городах, но и в иных широтах. Это Т. Орлова — советник по культуре в мэрии Санкт-Петербурга, В. Портная, работающая в США, Т. Шмидт — устроитель концертов и владелица концертного зала в одном из австралийских городов, О. Орлова — преподаватель Центральной музыкальной школы г. Еревана, В. Щелкунова, живущая и работающая по специальности в Буэнос-Айресе, С. Шишков, периодически концертирующий по миру, И. Нилова, преподаватель детской музыкальной школы в белорусском Новополоцке. Всех их объединила «клавиш легких белизна», звуки, которые только и свойственны фортепиано, любовь к музыке, подчиняющейся лишь избранным, а наши музыканты именно к таковым и относятся.

Людмила СКАТОВА
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи