Женщина, которая творит
0
Не просто писать о человеке, которого знаешь много-много лет. С самого детства. Не просто писать о художнике, обладающем богатым внутренним миром, постоянно странствующем, несмотря на трудности и преграды быта, по высям, одному ему лишь известным. Не просто писать о женщине, как говорили в старину, - «сосуде немощном», но именно сила ее духа, верность призванию, удивляющая работоспособность побуждает делать это, ибо женщина, которая творит сегодня в Великих Луках, имеет имя. Оно хорошо известно: Светлана Веселова.
Ее творчество можно связывать с ДК ЛК, ведь персональная выставка Светланы, проходящая сейчас в его стенах, обращена к 45-летию этого старейшего дома культуры. Ее творчество можно связывать и с городским театром драмы, поскольку когда-то она была его главным художником, а кроме этого, до сих пор выступает на его подмостках как сценограф и автор уникальных костюмов к спектаклям. Ее творчество можно связать и с оформлением музейных и выставочных композиций, которые ярко и весомо представляли город Великие Луки в Москве и давали широкую картину его древней истории, многотрудной судьбы, высокой миссии по защите Отечества.
Одним словом, третья персональная выставка члена Союза художников, члена Союза дизайнеров России, дипломированного художника-модельера Светланы Веселовой «Я вижу…» открыла нам еще и замечательного акварелиста. И что характерно, на этом вернисаже мы не увидели, как в прежние времена, манекенов, на которые были натянуты роскошные платья королев и статс-дам, не заметили и прогуливающихся героев из спектаклей, которых также «одевала» Светлана Веселова, не обнаружили и фрагменты мастерской, где обретается священное ремесло. Да, все выглядело иначе, ибо само название выставки - «Я вижу…» - уже предопределило и ее статус, и те рамки, которые не позволили проникнуть через них тому, что уже было. Хотя, впрочем, наряду со свежими акварельными зарисовками, как будто бы для контраста, на посетителей выставки смотрели замершие эскизы костюмов и сценографии к спектаклям «Свадьба Кречинского»
А. Сухово-Кобылина, «Без вины виноватые» А. Островского, «Русалка» А. Пушкина, «Решающий час убийства»
А. Кристи, «Дикарь» А. Кассоны, а также эскизы костюмов довольно известной льняной коллекции Светланы Веселовой «Первый снег», успешно демонстрировавшейся в городе. Все это лишь подтверждало: в творчестве художницы изменилось многое, но ее летящий почерк остался неизменным.
- Стильно, свежо, современно! – Эти возгласы и директора ДК ЛК Б. Н. Можайкина, и председателя городского комитета культуры В. И. Зандер, и члена Союза художников России Б. Б. Лиханова выразили лишь одно общее чувство – восхищение. А мне, разглядывавшей в те минуты такие работы Светланы, как «А помнишь…», «Родное», «Одиночество», милые ее пейзажи с березами, увиделось нечто далекое, прикосновенное разве что к картинам нашего детства, чему и название сразу дать не сможешь.
- Когда я в детстве засыпала, - развеяла мое недоумение Светлана, - я подолгу смотрела на стену, где висела репродукция с картины русского художника Бенуа «Павловск». Она мне очень нравилась…
Все-таки как удивительны эти детские переживания, эти тайны детского бытия, приводящие избранных судьбой вначале в художественную школу, потом – ни больше ни меньше – в ленинградскую «Мухинку», где все овеяно высоким духом того, что заложил даже в стены здания благородный творец барон фон Штиглиц, и, наконец, в республиканский Дом моделей трикотажных изделий «Крещатик», что находится в Киеве.
- Художник может вдохновиться чем угодно, - говорила мне в одном из прежних наших интервью Светлана Веселова. – Ты придумываешь какой-то девиз и пробуешь какие-то невероятные совершенно сочетания. Все зависит от душевного состояния, когда огромное по силе воздействие способен оказать и мокрый смятый кленовый листок…
Что же вдохновило художницу на этот раз? Что увидела она на своих летних уединенных пленэрах? Название каждой работы как будто приглашает посетителя к диалогу, к сотворчеству, приглашает задуматься над миром природы, который каждый человек воспринимает индивидуально, через какой-то свой духовный и эстетический опыт. Бывает, что он не велик, но, как мне думается, художественные работы
С. Веселовой, выполненные мастерски, и поэтому кажущиеся и легкими, и воздушными, и парящими, обладают необходимым свойством – быть притягательными. Как она создавала «Вчерашний вечер», «Поцелуй», «Мгновенье», что испытывала при этом – не столь и важно, главное, что творчество Светланы открыло еще одну незнакомую грань, а акварель «Видение», та, где удаляющееся солнце напоминает воронку, то поглощающую, то излучающую световые потоки, - это, как мне показалось, целое откровение о самой себе – человеке и художнике.
«В гибельном фолианте нету соблазна для Женщины», - писала когда-то русская поэтесса М. Цветаева, подразумевая под таким фолиантом «Искусство любить», где немало отвесных скал и ухабистых дорог. Но ведь точно так же и в творчестве, где сама жизнь, периодически грозящая откосами, становится Искусством преодоления себя и обстоятельств. После чего появляется не такое уж и легковесное замечание: «Я вижу…» Да, я вижу сад, я вижу небо, я вижу поцелуй облаков и буйство красок природы. Отголоски философии пантеизма слегка звучат в сюжетах нынешней выставки Светланы Веселовой, за которыми ощущается духовный отдых, собирание сил для чего-то еще очень большого и важного.
Людмила СКАТОВА
Фото А. Ловга
Ее творчество можно связывать с ДК ЛК, ведь персональная выставка Светланы, проходящая сейчас в его стенах, обращена к 45-летию этого старейшего дома культуры. Ее творчество можно связывать и с городским театром драмы, поскольку когда-то она была его главным художником, а кроме этого, до сих пор выступает на его подмостках как сценограф и автор уникальных костюмов к спектаклям. Ее творчество можно связать и с оформлением музейных и выставочных композиций, которые ярко и весомо представляли город Великие Луки в Москве и давали широкую картину его древней истории, многотрудной судьбы, высокой миссии по защите Отечества.
Одним словом, третья персональная выставка члена Союза художников, члена Союза дизайнеров России, дипломированного художника-модельера Светланы Веселовой «Я вижу…» открыла нам еще и замечательного акварелиста. И что характерно, на этом вернисаже мы не увидели, как в прежние времена, манекенов, на которые были натянуты роскошные платья королев и статс-дам, не заметили и прогуливающихся героев из спектаклей, которых также «одевала» Светлана Веселова, не обнаружили и фрагменты мастерской, где обретается священное ремесло. Да, все выглядело иначе, ибо само название выставки - «Я вижу…» - уже предопределило и ее статус, и те рамки, которые не позволили проникнуть через них тому, что уже было. Хотя, впрочем, наряду со свежими акварельными зарисовками, как будто бы для контраста, на посетителей выставки смотрели замершие эскизы костюмов и сценографии к спектаклям «Свадьба Кречинского»
А. Сухово-Кобылина, «Без вины виноватые» А. Островского, «Русалка» А. Пушкина, «Решающий час убийства»
А. Кристи, «Дикарь» А. Кассоны, а также эскизы костюмов довольно известной льняной коллекции Светланы Веселовой «Первый снег», успешно демонстрировавшейся в городе. Все это лишь подтверждало: в творчестве художницы изменилось многое, но ее летящий почерк остался неизменным.
- Стильно, свежо, современно! – Эти возгласы и директора ДК ЛК Б. Н. Можайкина, и председателя городского комитета культуры В. И. Зандер, и члена Союза художников России Б. Б. Лиханова выразили лишь одно общее чувство – восхищение. А мне, разглядывавшей в те минуты такие работы Светланы, как «А помнишь…», «Родное», «Одиночество», милые ее пейзажи с березами, увиделось нечто далекое, прикосновенное разве что к картинам нашего детства, чему и название сразу дать не сможешь.
- Когда я в детстве засыпала, - развеяла мое недоумение Светлана, - я подолгу смотрела на стену, где висела репродукция с картины русского художника Бенуа «Павловск». Она мне очень нравилась…
Все-таки как удивительны эти детские переживания, эти тайны детского бытия, приводящие избранных судьбой вначале в художественную школу, потом – ни больше ни меньше – в ленинградскую «Мухинку», где все овеяно высоким духом того, что заложил даже в стены здания благородный творец барон фон Штиглиц, и, наконец, в республиканский Дом моделей трикотажных изделий «Крещатик», что находится в Киеве.
- Художник может вдохновиться чем угодно, - говорила мне в одном из прежних наших интервью Светлана Веселова. – Ты придумываешь какой-то девиз и пробуешь какие-то невероятные совершенно сочетания. Все зависит от душевного состояния, когда огромное по силе воздействие способен оказать и мокрый смятый кленовый листок…
Что же вдохновило художницу на этот раз? Что увидела она на своих летних уединенных пленэрах? Название каждой работы как будто приглашает посетителя к диалогу, к сотворчеству, приглашает задуматься над миром природы, который каждый человек воспринимает индивидуально, через какой-то свой духовный и эстетический опыт. Бывает, что он не велик, но, как мне думается, художественные работы
С. Веселовой, выполненные мастерски, и поэтому кажущиеся и легкими, и воздушными, и парящими, обладают необходимым свойством – быть притягательными. Как она создавала «Вчерашний вечер», «Поцелуй», «Мгновенье», что испытывала при этом – не столь и важно, главное, что творчество Светланы открыло еще одну незнакомую грань, а акварель «Видение», та, где удаляющееся солнце напоминает воронку, то поглощающую, то излучающую световые потоки, - это, как мне показалось, целое откровение о самой себе – человеке и художнике.
«В гибельном фолианте нету соблазна для Женщины», - писала когда-то русская поэтесса М. Цветаева, подразумевая под таким фолиантом «Искусство любить», где немало отвесных скал и ухабистых дорог. Но ведь точно так же и в творчестве, где сама жизнь, периодически грозящая откосами, становится Искусством преодоления себя и обстоятельств. После чего появляется не такое уж и легковесное замечание: «Я вижу…» Да, я вижу сад, я вижу небо, я вижу поцелуй облаков и буйство красок природы. Отголоски философии пантеизма слегка звучат в сюжетах нынешней выставки Светланы Веселовой, за которыми ощущается духовный отдых, собирание сил для чего-то еще очень большого и важного.
Людмила СКАТОВА
Фото А. Ловга
Комментарии