Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Время Петровских реформ

0
Эпоха Петра Великого не обошла стороной и Великие Луки. Многое в истории города на Ловати связано с именем царя-преобразователя. Проследим это на конкретных примерах.
Петр Первый, как документально установлено, побывал в Великих Луках дважды. В первый раз проездом из Торопца в 1706 году, а затем в следующем 1707 году, когда, пробыв в городе два дня, направился по реке в Новгород. Память о царе-преобразователе олицетворяет великолукская крепость, чьи земляные валы и поныне возвышаются в центре города. В начальный период Северной войны Петр самое пристальное внимание уделял укреплению северо-западных рубежей России. Поэтому им был издан указ о постройке в Великих Луках новой крепости бастионного типа, создать чертежи которой поручалось знаменитому математику Леонтию Магницкому.
Земляная (высота валов составляла 21 метр), с шестью выступами-бастио-нами, на которых стояли 54 чугунные и бронзовые пушки, окруженная со всех сторон водой (Ловатью и озерами Чистым и Тиноватым), с гарнизоном в 700 солдат (командир полковник Кропотов) великолукская крепость представляла из себя мощное оборонительное укрепление. И хотя шведы под нашим городом так и не появились, крепость до конца 18-го века сохраняла стратегическое значение на российско-польской границе, проходящей до 1772 года километрах в 18 от Великих Лук.
Во время Северной войны великолукское купечество активно участвовало в снабжении русской армии, за что и получило в благодарность от царя право на беспошлинную торговлю.
По задуманной царем реформе в 1724 году создавались органы местного самоуправления - городские магистраты, просуществовавшие до городской реформы Екатерины Второй. Деятельность великолукского магистрата в этот период - тема совершенно неизученная и еще ждет своих исследователей. В том же году помощнику герольдмейстера России графу Франциску Санти было поручено «дело государственной важности» - создание гербов городов Российской империи. Санти творчески подошел к возложенной на него задаче: в города были разосланы письма с требованием рассказать о хозяйственной деятельности в них, о месте города в политической жизни государства, о территориальных и природных особенностях, об исторических событиях, наложивших отпечаток на их развитие. Только после получения ответов граф взялся за дело. Всего им было создано 97 гербов, в том числе и Великих Лук - три золотых лука на красном фоне. Его и утвердила для нашего города императрица Екатерина Вторая в 1781 году.
Понимая важность водных путей, Петр Первый хотел как бы возродить древний путь «из варяг в греки», в частности соединив Ловать каналом с Западной Двиной. Были разработаны планы его строительства. В 1711 году одному из сподвижников Петра Г. Г. Скорнякову-Писареву было поручено побывать в Великих Луках и осмотреть коммуникации для постройки канала. Но царскому замыслу не суждено было осуществиться.
Существует несколько легенд. Первая из них о реке Ловать. Начала она будто бы мелеть с того самого дня, как царь отплыл из Великих Лук в Новгород. «Отплыл царь-батюшка, - говорит народ, - и зачала мелеть Ловать Великая». Думается, это народное сказание содержит зерно истины. Массовая вырубка лесов по берегам Ловати для строительства Санкт-Петербурга и флота способствовала ее обмелению.
Второе предание говорит, что, осматривая окрестности, государь заехал в села Захино и Боборыкино, что в семи верстах от Великих Лук, и по просьбе владельца этих сел Пущина посадил там несколько дубков, которые затем, став вековыми деревьями, просуществовали вплоть до Великой Отечественной войны. И, наконец, в 1682 году десятилетним отроком Петром был якобы заложен Воскресенский собор в крепости, следы которого видны и в настоящее время.
Есть еще одна легенда. Согласно ей, прозвище жителям Пскова - «скобарь», перешедшее затем на всю Псковщину, дал именно Петр Первый, будто бы восхищенный работой псковского кузнеца, делавшего скобы. К Великим Лукам она отношения не имеет. В петровские времена до 1710 года наш город входил в Ингерманландскую губернию, а с 1710 года был центром Великолукской провинции Санкт-Петербургской губернии. К Пскову мы были приписаны только Екатериной Второй. Так что, по большому счету, великолучане «скобарями» не являются.
А теперь ознакомимся вкратце с биографией некоторых «птенцов гнезда Петрова», имевших отношение к нашему городу.
Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739 гг.). Знаменитый математик и автор чертежей великолукской крепости. Настоящая фамилия Теляшин. Родился в семье крестьянина Осташковской патриаршей слободы (ныне Тверская область). С детских лет выделялся необычайным умом, любознательностью, тягой к знаниям, особенно к математике. Самостоятельно научился читать, писать и считать. Подростком был послан сопровождать рыбный обоз в Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой. Настоятель монастыря был восхищен познаниями Леонтия и оставил его при себе в качестве чтеца. Затем с разрешения монастырского начальства юноша едет в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию, единственное в то время в России высшее учебное заведение.
Во время учебы в академии, постоянно нуждаясь, живя впроголодь, на последние копейки покупая книги, Леонтий, усердно занимаясь, стал одним из самых образованных людей того времени, изучил пять иностранных языков, особое внимание по-прежнему уделяя математи-ке. Интересно, что ее в академии не преподавали, и приходилось изучать эту науку самостоятельно, по иностранным учебникам.
Окончив академию, Леонтий Филиппович начинает давать уроки в семьях московской знати. В это время и происходит встреча его с царем Петром. Незаурядные умственные способности и обширные познания молодого ученого произвели на царя сильное впечатление. Петр возвел его в дворянское достоинство и пожаловал фамилию Магницкий. Этим государь хотел показать противникам образования, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает железо. Кстати, самому Магницкому его новая фамилия совсем не понравилась, так как смахивала на польскую. Но ослушаться царя он не посмел.
По высочайшему указу Магницкий назначается преподавателем арифметики, геометрии и тригонометрии только что открытой в Москве Школы математических и навигационных наук. Со знаменитой Навигацкой школой связана вся последующая жизнь ученого. Тридцать девять лет он работает в ней сначала преподавателем, а затем заведующим учебной, распорядительной и хозяйственной частью, все силы отдавая любимому делу. Петр Первый высоко ценил Магницкого, присвоил ему звание профессора, пожаловал земельные владения, построил в Москве дом, неоднократно выдавал денежные вознаграждения.
В 1703 году выходит в свет книга Магницкого «Арифметика - сиречь наука числительная», принесшая ему бессмертную славу. Это была практическая энциклопедия основных знаний по математике того времени. Она давала сведения по арифметике, алгебре, геометрии, геодезии, астрономии и навигации. Написана книга была в стихах, в те времена считалось, что написанное стихами легче запомнить. Именно Магницким в оборот были введены такие математические термины как множитель, делитель, производное, извлечение корня, миллион, триллион и другие. Выйдя огромным по тем временам тиражом (2400 экземпляров) «Арифметика» долгие годы была основным учебником по математике. По ней учились целые поколения людей. «Вратами учености» называл ее Ломоносов.
Выполняет Леонтий Филиппович и различные поручения царя-преобразователя: готовит преподавателей для цифирных (начальных) школ России, инспектирует фортификационные сооружения городов Твери и Торжка, переводит на русский язык логарифмические таблицы по мореходству. Среди этих дел и создание чертежей великолукской земляной крепости. Предполагают, что Магницкий приезжал в Великие Луки и лично наблюдал, как идут работы по ее строительству.
У Магницкого было два сына Иван и Василий. Оба пошли по стопам отца, став преподавателями и переводчиками. Умер ученый в Москве в 1739 году и был похоронен в церкви Гребневской Божьей Матери у Никольских ворот. Когда в 1930-х годах храм при строительстве метро был снесен, обнаружили склеп Магницкого и могильную плиту с витиеватой надписью. Останки математика, возле которых сохранилась чернильница в виде лампадки и гусиное перо, вместе с плитой перенесли в собор Василия Блаженного на Красной площади, где они покоятся и поныне.
На родине Магницкого - в городе Осташкове есть сквер его имени, в котором установлен памятный знак.
Семен Григорьевич Нарышкин (1683-1747 гг.). Генерал-аншеф, руководил строительством великолукской крепости. Троюродный дядя Петра Первого по матери. Родился с боярской семье. С девяти лет комнатный стольник царя. Наукам и языкам обучался в Германии. Стал опытным и талантливым дипломатом. Участвовал в Великом посольстве, выполнял важные дипломатические поручения Петра в Англии, Дании, Италии, Германии, Польше.
В 1718 году оказался замешан в «деле царевича Алексея» (почти все его участники были казнены), но отделался довольно легко. По царскому указу был сослан «в свои дальние деревни с запретом возвращаться». Императрица Екатерина Первая (вторая жена Петра), вступив на престол после смерти мужа, вернула Нарышкина из ссылки, наградила орденом Александра Невского и сделала обер-гофмейстером двора. При императрице Анне Иоанновне Семен Григорьевич находился на Украине - сначала наблюдателем за украинским гетманом, а затем исполняющим его обязанности. При императрице Елизавете Петровне до самой своей смерти был послом России в Англии.
Граф Франциск Санти (1683-1758 гг.). Помощник герольдмейстера России, создатель герба Великих Лук. Родился в Пьемонте (Италия), образование получил в Париже, где изучал «историю и науки, близкие к генеалогии». Служил у ряда европейских государей. В 1717 году при встрече в г. Амстердаме с Петром Первым попросился на русскую службу, на что последний дал согласие.
Став помощником герольд-мейстера Франц Матвеевич Сантий, как его называли в России, энергично принялся за организацию геральдических дел. Преодолевая финансовые и другие трудности (вначале ему даже жалование не платили), Санти заложил основы русской геральдики. Проявился у него еще один талант - умение организовывать различные торжества и праздники, за что помощник герольдмейстера стал и обер-церемониймейстером. В частности, организация похорон Петра Первого и восшествия на престол Екатерины Первой была поручена Санти, который блестяще с этим справился. Но главным делом его в этот период стало создание гербов городов Российской империи, среди которых гербы Санкт-Петербурга, Пскова, Великих Лук, Торопца и других. К сожалению, довести работу до конца не удалось. После смерти Петра Первого началась эпоха дворцовых переворотов. В 1727 году «граф Сантий» был заподозрен в антиправительственном заговоре, арестован и сослан в Сибирь.
В ссылке Санти хлебнул лиха. Вначале, скованного по рукам и ногам, его отправили в Якутию, затем в Усть-Вилюйское зимовье, где в нечеловеческих условиях, в голоде и холоде он провел несколько лет. Менялись на троне императоры и императрицы, а бедный герольдмейстер и церемониймейстер продолжал оставаться там, «куда Макар телят не гонял». Любопытно, что он не только не пал духом от всех передряг, но сохранил живой и веселый нрав и даже умудрился жениться, произведя на свет шестерых детей.
Только царица Елизавета Петровна вернула графа Франциска Санти из 14-летней ссылки, возвратила ему все звания, пожаловала земли под Москвой, произвела в действительные тайные советники и наградила орденом Александра Невского. При дворе Елизаветы, вновь исполняя обязанности обер-церемониймейстера, Санти и окончил свой жизненный путь.
В. Орлов
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи