Из глубины веков
0
О том, что нашими предками являются восточные славяне, сейчас известно каждому школьнику. Славянские племена кривичей (предположительно названные так в связи со значительной кривизной рек в районе их расселения) пришли на территорию нынешней Псковщины из южной Польши в V-VI веках нашей эры с первой волной славянского переселения.
Они вытеснили или ассимилировали местное финно-угорское и балтийское население. Позднее, не раньше VII века, со второй волной переселения появляются словене ильменские, которые стали проживать бок о бок с кривичами. Археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы, а словен - круглые сопки. Под Великими Луками встречаются и те, и другие. Следов, оставленных славянами на территории нашей древней земли, очень много. Только в Великолукском районе зафиксировано более 250 памятников археологии: 25 городищ, 37 селищ, 160 длинных курганов, 20 сопок, 6 жальничных могильников, несколько культовых камней.
Городища - наиболее древние укрепленные поселения славян. Строились они обычно по берегам рек и озер, на высоких холмах или речных мысах. Укрепления таких славянских поселков состояли из рва и вала, на котором устанавливался бревенчатый частокол. Самое известное городище находится в нескольких километрах от Великих Лук, возле так называемого Касьяновского железнодорожного моста через реку Ловать. Туда постоянно совершают походы и экскурсии великолукские школьники. В 40-70-х годах XX века на городище неоднократно велись раскопки, в результате которых были обнаружены остатки жилищных и хозяйственных построек, орудия труда и изделия ремесленников, предметы быта, кости диких и домашних животных. Ряд находок находится в Великолукском краеведческом музее. Городище, очевидно, играло сторожевую роль.
Селища - неукрепленные поселения, относящиеся к более позднему времени (примерно к IX-X векам). Возникновение их связано с переходом славян к пашенному земледелию. Если раньше главным богатством общины был скот, который и укрывали за укреплениями городищ, то затем, когда земледелие становится основным занятием, ограждать поля было невозможно. Кроме того, в это время у славян создаются мощные племенные объединения, что резко снизило опасность нападения врагов. От селищ не осталось видимых следов, и обычно их обнаруживают при сельскохозяйственных или мелиоративных работах.
Курганы - древние славянские захоронения. Слово «курган» - тюркского происхождения и переводится как «холм». На северо-западе России местные жители называют их «сопками» или «литовскими могилами». Самая близкая к Великим Лукам группа курганов находится за д. Токолово в так называемом бору Гиберта. Немало их в Сенчитском бору, вокруг Колюбакской сети озер... Но самая мощная цепь курганов - на юге Великолукского района возле деревень Жигари-Стайки. Длинные или волно-образные курганы наиболее древние. Это коллективные родовые захоронения, в которых похоронены десятки, а то и сотни наших предков. Круг-лые курганы (иногда обложенные по краям валунами) гораздо меньше по размерам и более позднего происхождения, когда родовая община уже сменилась соседской.
Вплоть до принятия христианства у славян существовал обряд трупосожжения. Считалось, что огонь очищает душу умершего и помогает ей легче попасть в загробный мир. Поэтому покойника обычно сжигали вместе с его оружием, вещами, пищей и всем, что, с точки зрения соплеменников, может пригодиться на том свете.
Пепел и все, что не поддалось огню, собирали и складывали в погребальный кувшин, иногда покрывая его сверху другим сосудом, и насыпали над ними курган, после чего устраивали на кургане поминки - тризну. Остатки тризны - кости, угли, посуду, археологи находят при раскопках курганов. Стремление же многочисленных кладоискателей найти что-нибудь ценное в славянских могильниках обычно заканчивается ничем.
Жальники - одиночные или семейные могилы XII-XV веков, обложенные снаружи камнями. Кое-где вокруг жальников возведены ограды из валунов в виде круга или четырехугольника. Внутри могильника обычно один или несколько скелетов, по-прежнему встречаются вещи, что свидетельствует о сильном влиянии остатков языческой религии. На некоторых жальниках, например у д. Стайки, стоят каменные четырехугольные кресты.
Культовые камни (следовики, крестовики и другие) - наиболее интересные и загадочные памятники прошлого. Их происхождение и назначение до сих пор не выяснено, исследователи камней сходятся только в одном: что они имеют религиозный характер. По многочисленным местным преданиям камни могут принести несчастья или, наоборот, удачу. На следовиках выбит след человеческой ступни, рядом след животного или птицы, на крестовиках - крест или свастика (древний символ жизни). Один из следовиков находится возле д. Черпесса на берегу Ловати, другой в районе деревни Борисоглеб.
И, наконец, о славянских племенах в нашем крае напоминают местные топонимы - названия рек, озер, болот, населенных пунктов. Среди них - Веретье (по-славянски - высокое место или болотная змея), Болоздынь (от древнего «болоздё» - хорошо), Ситовка («сито» - камыш) и многие другие.
Изучая сохранившиеся до наших дней «следы времен минувших», можно многое узнать о древнейшей истории нашего края.
В. ОРЛОВ
Они вытеснили или ассимилировали местное финно-угорское и балтийское население. Позднее, не раньше VII века, со второй волной переселения появляются словене ильменские, которые стали проживать бок о бок с кривичами. Археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы, а словен - круглые сопки. Под Великими Луками встречаются и те, и другие. Следов, оставленных славянами на территории нашей древней земли, очень много. Только в Великолукском районе зафиксировано более 250 памятников археологии: 25 городищ, 37 селищ, 160 длинных курганов, 20 сопок, 6 жальничных могильников, несколько культовых камней.
Городища - наиболее древние укрепленные поселения славян. Строились они обычно по берегам рек и озер, на высоких холмах или речных мысах. Укрепления таких славянских поселков состояли из рва и вала, на котором устанавливался бревенчатый частокол. Самое известное городище находится в нескольких километрах от Великих Лук, возле так называемого Касьяновского железнодорожного моста через реку Ловать. Туда постоянно совершают походы и экскурсии великолукские школьники. В 40-70-х годах XX века на городище неоднократно велись раскопки, в результате которых были обнаружены остатки жилищных и хозяйственных построек, орудия труда и изделия ремесленников, предметы быта, кости диких и домашних животных. Ряд находок находится в Великолукском краеведческом музее. Городище, очевидно, играло сторожевую роль.
Селища - неукрепленные поселения, относящиеся к более позднему времени (примерно к IX-X векам). Возникновение их связано с переходом славян к пашенному земледелию. Если раньше главным богатством общины был скот, который и укрывали за укреплениями городищ, то затем, когда земледелие становится основным занятием, ограждать поля было невозможно. Кроме того, в это время у славян создаются мощные племенные объединения, что резко снизило опасность нападения врагов. От селищ не осталось видимых следов, и обычно их обнаруживают при сельскохозяйственных или мелиоративных работах.
Курганы - древние славянские захоронения. Слово «курган» - тюркского происхождения и переводится как «холм». На северо-западе России местные жители называют их «сопками» или «литовскими могилами». Самая близкая к Великим Лукам группа курганов находится за д. Токолово в так называемом бору Гиберта. Немало их в Сенчитском бору, вокруг Колюбакской сети озер... Но самая мощная цепь курганов - на юге Великолукского района возле деревень Жигари-Стайки. Длинные или волно-образные курганы наиболее древние. Это коллективные родовые захоронения, в которых похоронены десятки, а то и сотни наших предков. Круг-лые курганы (иногда обложенные по краям валунами) гораздо меньше по размерам и более позднего происхождения, когда родовая община уже сменилась соседской.
Вплоть до принятия христианства у славян существовал обряд трупосожжения. Считалось, что огонь очищает душу умершего и помогает ей легче попасть в загробный мир. Поэтому покойника обычно сжигали вместе с его оружием, вещами, пищей и всем, что, с точки зрения соплеменников, может пригодиться на том свете.
Пепел и все, что не поддалось огню, собирали и складывали в погребальный кувшин, иногда покрывая его сверху другим сосудом, и насыпали над ними курган, после чего устраивали на кургане поминки - тризну. Остатки тризны - кости, угли, посуду, археологи находят при раскопках курганов. Стремление же многочисленных кладоискателей найти что-нибудь ценное в славянских могильниках обычно заканчивается ничем.
Жальники - одиночные или семейные могилы XII-XV веков, обложенные снаружи камнями. Кое-где вокруг жальников возведены ограды из валунов в виде круга или четырехугольника. Внутри могильника обычно один или несколько скелетов, по-прежнему встречаются вещи, что свидетельствует о сильном влиянии остатков языческой религии. На некоторых жальниках, например у д. Стайки, стоят каменные четырехугольные кресты.
Культовые камни (следовики, крестовики и другие) - наиболее интересные и загадочные памятники прошлого. Их происхождение и назначение до сих пор не выяснено, исследователи камней сходятся только в одном: что они имеют религиозный характер. По многочисленным местным преданиям камни могут принести несчастья или, наоборот, удачу. На следовиках выбит след человеческой ступни, рядом след животного или птицы, на крестовиках - крест или свастика (древний символ жизни). Один из следовиков находится возле д. Черпесса на берегу Ловати, другой в районе деревни Борисоглеб.
И, наконец, о славянских племенах в нашем крае напоминают местные топонимы - названия рек, озер, болот, населенных пунктов. Среди них - Веретье (по-славянски - высокое место или болотная змея), Болоздынь (от древнего «болоздё» - хорошо), Ситовка («сито» - камыш) и многие другие.
Изучая сохранившиеся до наших дней «следы времен минувших», можно многое узнать о древнейшей истории нашего края.
В. ОРЛОВ
Комментарии