«В урочный час, обычной чередою...»
0 4 фото
Раннее утро субботы 23 марта выдалось особенно холодным. Однако любителей изучать свой край в малых и больших подробностях суровый прогноз погоды не остановил. Тем более экскурсия издательства Сергея Маркелова заранее была запланирована именно на этот день. Путь лежал в мемориальный музей-усадьбу Н. А. Римского-Корсакова.
В городе Пскове великолучане пересели на более комфортабельный автобус и быстро доехали до старинных усадеб Вечаша и Любенск Плюсского района Псковской области. Встретили нас там научные сотрудники музея В. М. Васильева и Р. М. Алексеева.
Обустроенные, как охарактеризовал бы усадьбы поэт Пушкин: «Во вкусе умной старины», теперь уже деревянные здания музея - на возвышенности и вблизи водоёма, в наш приезд были окружены утопающими в снегу деревьями. Здесь композитор в своё время проводил летнее время, когда посвящал себя творчеству.
В аллеях замерли вековые деревья: шесть двухсотлетних лип, дубы, вязы. На подходе к самому зданию усадьбы Вечаша словно страж великолучан встретил снеговик с метлой. Озеро Песно невдалеке дремало под белым покрывалом снега. Спуск к озеру от усадьбы в тот момент оказался накатанной ребятишками ледяной горкой. У дома стояли две легковых автомашины, люди. Озеро называется Песно, потому что речка Песница вытекает из него. Песницу в народе называют Песенка.
Именно в усадьбе Вечаша, стоящей на естественной гряде, в прошлом принадлежавшей помещице С. М. Огарёвой, у которой семья Николая Андреевича снимала под дачу самый вместительный дом, с 1894 по1905 годы композитор Римский-Корсаков творил свои главные шедевры. В арсенале сочинений Н. А. Римского-Корсакова «15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка». Р. М. Алексеева рассказала нам подробности жизни великого музыканта. В Псковском уезде Николай Андреевич дачи снимал 16 раз, из них шесть раз в Вечаше.
В этом местечке, где много певчих птиц, где звёзды отражаются в озерной глади вод, а невдалеке от купальни плещутся лебеди, состояние природы и даёт творческому человеку возможность вдохновиться поэзией этого чудесного места. Две семьи лебедей до сих пор радуют людей, прилетая в насиженные места довольно-таки ранней весной. В прошлом году они прилетели так рано, что этих гордых птиц сфотографировали идущими к людям по льду.
Одна лебёдушка «подружилась» с рыбаком, который удил в лунке рыбку, птица стояла с человеком над пробуреным льдом бок о бок. Ведь человек делился с ней уловом. Эти трогательные фотографии хранятся в музее. Показывая их гостям усадьбы, Раиса Михайловна вспоминает пушкинские строки: «Ты, царевич, мой спаситель...» Слушая вдохновенный рассказ о старинном саде, нам казалось, что и среди зимы мы чувствовали запах старинных цветов, аромат роз, благоухающих при жизни композитора.
Вошли в дом-музей, и нас стал дразнить запах домашней выпечки. Получилось отведать пирогов с чаем. После экскурсии. А во время её восхищались человеческому гению русского народа вообще. Люди раньше в деревнях жили без электричества, телефонов, мылись в печках, а работали невероятно много и красиво - до высокой степени искусно. Многое охраняется музеем как доказательство силы народной. Здесь стоит ткацкий станок, сработанный без единого гвоздя. На стан, который летом люди обычно убирали на чердак, мы смотрели без удивления - видели такие. Более всего восхищались русской смекалке, всему, что выходило посредством «золотых» крестьянских рук. На стане-то не только половички ткали. Скатерти, подзоры, покрывала узорчатые с цветами и птицами - всё удаль, всё красота. И главное, о чём напомнили нам, - не были эти узоры записаны-то, как в наше время вязание и прочее рукоделье в журналах растолковывается. Всё в голове держали. Народное творчество! Раиса Михайловна поясняла:
- Смотрите, внизу - поножи. Основа, бёрда, ничелки. Нажму одну поножье, разойдутся ничелки. И ниточки разойдутся. Нитку отправляю, а потом бёрдом прижимаю. Следующую поножью нажимаю. Верхняя уйдёт вниз, нижняя поднимется... и опять. Так и ткали. Если посмотрите вот на эти рушники, увидите рисунки. На ту скатерть посмотрите, она тоже соткана на таком стане. Там сложный рисунок, и чтобы с ним справиться, надо 18 и более ничелок.
А теперь давайте снова восхищаться нашими предками. Это же надо придумать такой занимательный рисунок! И женщины друг перед другом состязались, - продолжала свой рассказ Раиса Михайловна, - всё следует разложить здесь, чтобы правильно было. Когда ткёшь, надобно не сбиться ничелками управлять. Это действительно искусство. Поэтому ткать девочек учили с 8 и 9 лет. К моменту замужества должны были девушки изготовить приданое.
Что касается рушников... Рушниками лицо на Руси никогда не вытирали. Для этого были утирки. Рушник - это вещь сакральная, которая символизирует жизнь человеческую, имеющую начало и конец. Поэтому у рушника два конца. Все периоды жизни человека сопровождались рушниками. Рождался человек - принимали младенца на рушник. Повивальным назывался рушник. Умирал человек - вешали рушник на окно и не снимали 40 дней. Душа должна прилететь птичкой, так считали. Некоторые рушники были сшиты из двух полотен, «муж и жена».
А вот этот рушник - это конец XVIII века. Повивальный. Всё здесь имеет смысл... И когда смотришь на повивальный рушник, как наставление младенцу рождается приблизительно такой текст: «Пусть всё рождается, пусть всё прибывает в дружеском свете, любви, добре, богатстве, счастье».
Обратила внимание Раиса Михайловна на игрушки, которые раньше изготавливали из травы, которые можно наряжать. Похвалилась подаренными музею гуслями яровчатыми, прялочками, трещалочками, кузовочками, лапоточками. Короб, цеп, ступа с пестиком, старинные утюги, рубель и каток - всё интересно.
Самое главное, музыка Римского-Корсакова в стенах музея для великолучан звучала. Мы словно заворожённые слушали её, смотрели на картины, на клавир, где увидели и имя Митрофана Петровича Беляева - очень богатого лесопромышленника того времени, которого Раиса Михайловна нам тоже охарактеризовала:
- Денег-то у него пусть и много было, а душа тонкая, к музыке тяготеющая. Он для музыкантов, которых любил, Римского-Корсакова в том числе, организовал фонд. И типографию. На свои денежки издавал музыкальную литературу - делал талантливым людям подарки.
Раиса Михайловна рассказала о школьниках, которые вместе со своим учителем активно участвуют в пополнении музейного фонда. Помогают чем могут. Работники музея активно взаимодействуют с местным населением.
Музей работает постоянно. Красиво проводятся праздники. Не так давно состоялась масленичная неделя. Глядя на солярный круг на стене вспомнили старинные названия месяцев и то, что 25 декабря рождается молодое солнышко, которому в борьбе с тёмными силами помогают Овсень и Коляда. Народ всем миром помогает родиться солнцу, зазывает весну песнями, словами добрыми. Во время прощания с зимой - в Масленицу круглые блины воплощают солнце. Вот и водили хороводы, пели гимн солнцу: «Света сила - бог Ярило».
Вспоминали в музее, как прислушивался композитор к голосам природы. Николай Римский-Корсаков, как и Модест Мусоргский, в своих произведениях душу народа воплотил. Николай Андреевич хорошо знал народные традиции, обычаи, читал полюбившуюся ему книгу Афанасьева «Мифология древней Руси», где рассказано о том, кто такой леший, водяной, русалка, где выражен взгляд народа на мир природы, на времена года.
Опера «Снегурочка» - это весенняя сказка Римского-Корсакова, в которой и зима, и весна, и птицы на крыльях своих весну несли. «Мне иногда снится, что это не я сочинил вовсе», - говорил композитор, - продолжала посвящать нас во всевозможные тонкости Раиса Михайловна. - В этом произведении он нашёл свою тему, виртуозно осуществил переход от весны к лету. Прислушиваясь к природе композитор определял весну и лето по пению птиц: «Кукушка, до недавнего времени куковавшая в кванту, верхнюю ноту сегодня спустила на полтона ниже. Может быть, это означает конец весны и начало лета?»
Птиц любят здесь - в музее, как и при жизни композитора, подкармливают. Восхищает всё: и вдохновенный рассказ экскурсовода, и предметы, также - картины декораций для постановки в Мариинке. Вспомнились громкие фамилии художников, писателей, композиторов, певцов, критиков, с которыми приходилось встречаться, работать Николаю Андреевичу.
В усадьбе Любенск, где композитор работал над своей последней оперой «Золотой петушок», также было на что посмотреть. «...Прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирень в изобилии...», - говорил о Любенске Николай Андреевич. О подробностях жизни здесь, о семье композитора, о личных вещах, произведениях рассказывала научный сотрудник музея Валентина Михайловна Васильева. Было интересно пройти по залам, увидеть старый рояль, старинную мебель, партитуру, фотодокументы. Оценили мастерство выставки картин правнука композитора Александра Андреевича Римского-Корсакова «Через тернии к звёздам», размещённой здесь.
До автобуса великолучане шли по заснеженному яблоневому саду усадьбы обмениваясь мнениями:
- Прикоснулись к жизни великого человека.
- Хорошо бы приехать сюда летом...
- Замечательные места, уникальные люди.
А пока здесь - в чистом небе сельской глубинки светило молодое солнце, и всё было, как в словах А. Н. Островского (ария Весны из оперы «Снегурочка»): «Леса стоят безмолвны под снегами, опущены густые лапы елей, как старые нахмуренные брови...»
Татьяна ЛАПКО
Фото автора
В городе Пскове великолучане пересели на более комфортабельный автобус и быстро доехали до старинных усадеб Вечаша и Любенск Плюсского района Псковской области. Встретили нас там научные сотрудники музея В. М. Васильева и Р. М. Алексеева.
Обустроенные, как охарактеризовал бы усадьбы поэт Пушкин: «Во вкусе умной старины», теперь уже деревянные здания музея - на возвышенности и вблизи водоёма, в наш приезд были окружены утопающими в снегу деревьями. Здесь композитор в своё время проводил летнее время, когда посвящал себя творчеству.
В аллеях замерли вековые деревья: шесть двухсотлетних лип, дубы, вязы. На подходе к самому зданию усадьбы Вечаша словно страж великолучан встретил снеговик с метлой. Озеро Песно невдалеке дремало под белым покрывалом снега. Спуск к озеру от усадьбы в тот момент оказался накатанной ребятишками ледяной горкой. У дома стояли две легковых автомашины, люди. Озеро называется Песно, потому что речка Песница вытекает из него. Песницу в народе называют Песенка.
Именно в усадьбе Вечаша, стоящей на естественной гряде, в прошлом принадлежавшей помещице С. М. Огарёвой, у которой семья Николая Андреевича снимала под дачу самый вместительный дом, с 1894 по1905 годы композитор Римский-Корсаков творил свои главные шедевры. В арсенале сочинений Н. А. Римского-Корсакова «15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка». Р. М. Алексеева рассказала нам подробности жизни великого музыканта. В Псковском уезде Николай Андреевич дачи снимал 16 раз, из них шесть раз в Вечаше.
В этом местечке, где много певчих птиц, где звёзды отражаются в озерной глади вод, а невдалеке от купальни плещутся лебеди, состояние природы и даёт творческому человеку возможность вдохновиться поэзией этого чудесного места. Две семьи лебедей до сих пор радуют людей, прилетая в насиженные места довольно-таки ранней весной. В прошлом году они прилетели так рано, что этих гордых птиц сфотографировали идущими к людям по льду.
Одна лебёдушка «подружилась» с рыбаком, который удил в лунке рыбку, птица стояла с человеком над пробуреным льдом бок о бок. Ведь человек делился с ней уловом. Эти трогательные фотографии хранятся в музее. Показывая их гостям усадьбы, Раиса Михайловна вспоминает пушкинские строки: «Ты, царевич, мой спаситель...» Слушая вдохновенный рассказ о старинном саде, нам казалось, что и среди зимы мы чувствовали запах старинных цветов, аромат роз, благоухающих при жизни композитора.
Вошли в дом-музей, и нас стал дразнить запах домашней выпечки. Получилось отведать пирогов с чаем. После экскурсии. А во время её восхищались человеческому гению русского народа вообще. Люди раньше в деревнях жили без электричества, телефонов, мылись в печках, а работали невероятно много и красиво - до высокой степени искусно. Многое охраняется музеем как доказательство силы народной. Здесь стоит ткацкий станок, сработанный без единого гвоздя. На стан, который летом люди обычно убирали на чердак, мы смотрели без удивления - видели такие. Более всего восхищались русской смекалке, всему, что выходило посредством «золотых» крестьянских рук. На стане-то не только половички ткали. Скатерти, подзоры, покрывала узорчатые с цветами и птицами - всё удаль, всё красота. И главное, о чём напомнили нам, - не были эти узоры записаны-то, как в наше время вязание и прочее рукоделье в журналах растолковывается. Всё в голове держали. Народное творчество! Раиса Михайловна поясняла:
- Смотрите, внизу - поножи. Основа, бёрда, ничелки. Нажму одну поножье, разойдутся ничелки. И ниточки разойдутся. Нитку отправляю, а потом бёрдом прижимаю. Следующую поножью нажимаю. Верхняя уйдёт вниз, нижняя поднимется... и опять. Так и ткали. Если посмотрите вот на эти рушники, увидите рисунки. На ту скатерть посмотрите, она тоже соткана на таком стане. Там сложный рисунок, и чтобы с ним справиться, надо 18 и более ничелок.
А теперь давайте снова восхищаться нашими предками. Это же надо придумать такой занимательный рисунок! И женщины друг перед другом состязались, - продолжала свой рассказ Раиса Михайловна, - всё следует разложить здесь, чтобы правильно было. Когда ткёшь, надобно не сбиться ничелками управлять. Это действительно искусство. Поэтому ткать девочек учили с 8 и 9 лет. К моменту замужества должны были девушки изготовить приданое.
Что касается рушников... Рушниками лицо на Руси никогда не вытирали. Для этого были утирки. Рушник - это вещь сакральная, которая символизирует жизнь человеческую, имеющую начало и конец. Поэтому у рушника два конца. Все периоды жизни человека сопровождались рушниками. Рождался человек - принимали младенца на рушник. Повивальным назывался рушник. Умирал человек - вешали рушник на окно и не снимали 40 дней. Душа должна прилететь птичкой, так считали. Некоторые рушники были сшиты из двух полотен, «муж и жена».
А вот этот рушник - это конец XVIII века. Повивальный. Всё здесь имеет смысл... И когда смотришь на повивальный рушник, как наставление младенцу рождается приблизительно такой текст: «Пусть всё рождается, пусть всё прибывает в дружеском свете, любви, добре, богатстве, счастье».
Обратила внимание Раиса Михайловна на игрушки, которые раньше изготавливали из травы, которые можно наряжать. Похвалилась подаренными музею гуслями яровчатыми, прялочками, трещалочками, кузовочками, лапоточками. Короб, цеп, ступа с пестиком, старинные утюги, рубель и каток - всё интересно.
Самое главное, музыка Римского-Корсакова в стенах музея для великолучан звучала. Мы словно заворожённые слушали её, смотрели на картины, на клавир, где увидели и имя Митрофана Петровича Беляева - очень богатого лесопромышленника того времени, которого Раиса Михайловна нам тоже охарактеризовала:
- Денег-то у него пусть и много было, а душа тонкая, к музыке тяготеющая. Он для музыкантов, которых любил, Римского-Корсакова в том числе, организовал фонд. И типографию. На свои денежки издавал музыкальную литературу - делал талантливым людям подарки.
Раиса Михайловна рассказала о школьниках, которые вместе со своим учителем активно участвуют в пополнении музейного фонда. Помогают чем могут. Работники музея активно взаимодействуют с местным населением.
Музей работает постоянно. Красиво проводятся праздники. Не так давно состоялась масленичная неделя. Глядя на солярный круг на стене вспомнили старинные названия месяцев и то, что 25 декабря рождается молодое солнышко, которому в борьбе с тёмными силами помогают Овсень и Коляда. Народ всем миром помогает родиться солнцу, зазывает весну песнями, словами добрыми. Во время прощания с зимой - в Масленицу круглые блины воплощают солнце. Вот и водили хороводы, пели гимн солнцу: «Света сила - бог Ярило».
Вспоминали в музее, как прислушивался композитор к голосам природы. Николай Римский-Корсаков, как и Модест Мусоргский, в своих произведениях душу народа воплотил. Николай Андреевич хорошо знал народные традиции, обычаи, читал полюбившуюся ему книгу Афанасьева «Мифология древней Руси», где рассказано о том, кто такой леший, водяной, русалка, где выражен взгляд народа на мир природы, на времена года.
Опера «Снегурочка» - это весенняя сказка Римского-Корсакова, в которой и зима, и весна, и птицы на крыльях своих весну несли. «Мне иногда снится, что это не я сочинил вовсе», - говорил композитор, - продолжала посвящать нас во всевозможные тонкости Раиса Михайловна. - В этом произведении он нашёл свою тему, виртуозно осуществил переход от весны к лету. Прислушиваясь к природе композитор определял весну и лето по пению птиц: «Кукушка, до недавнего времени куковавшая в кванту, верхнюю ноту сегодня спустила на полтона ниже. Может быть, это означает конец весны и начало лета?»
Птиц любят здесь - в музее, как и при жизни композитора, подкармливают. Восхищает всё: и вдохновенный рассказ экскурсовода, и предметы, также - картины декораций для постановки в Мариинке. Вспомнились громкие фамилии художников, писателей, композиторов, певцов, критиков, с которыми приходилось встречаться, работать Николаю Андреевичу.
В усадьбе Любенск, где композитор работал над своей последней оперой «Золотой петушок», также было на что посмотреть. «...Прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирень в изобилии...», - говорил о Любенске Николай Андреевич. О подробностях жизни здесь, о семье композитора, о личных вещах, произведениях рассказывала научный сотрудник музея Валентина Михайловна Васильева. Было интересно пройти по залам, увидеть старый рояль, старинную мебель, партитуру, фотодокументы. Оценили мастерство выставки картин правнука композитора Александра Андреевича Римского-Корсакова «Через тернии к звёздам», размещённой здесь.
До автобуса великолучане шли по заснеженному яблоневому саду усадьбы обмениваясь мнениями:
- Прикоснулись к жизни великого человека.
- Хорошо бы приехать сюда летом...
- Замечательные места, уникальные люди.
А пока здесь - в чистом небе сельской глубинки светило молодое солнце, и всё было, как в словах А. Н. Островского (ария Весны из оперы «Снегурочка»): «Леса стоят безмолвны под снегами, опущены густые лапы елей, как старые нахмуренные брови...»
Татьяна ЛАПКО
Фото автора
Комментарии