Алексей Большаков: мастерская в творческой и семейной жизни
0 6 фото
Тихое очарование сельской глубинки: низенькие дощатые домики с покошенными крышами; мерное, едва беззвучное плескание воды в реке; стога сена, разбросанные по бескрайним деревенским просторам…
Столь отрадный вдохновенный пейзаж занимает особое место на картинах прославленного художника А. А. Большакова.
22 марта талантливый живописец, именем которого названа детская художественная школа Великих Лук, отметил свой 91-й день рождения. Даже в столь уважаемом возрасте Алексей Большаков не перестает творить. «А как это не работать?» - удивляется мастер и вновь встает за мольберт. При всей кажущейся простоте его картин художник невероятно прозорлив и наблюдателен: он умеет подмечать неуловимые и подчас скрытые простому глазу волшебства природы. На его полотнах даже старые деревенские половички, накинутые на деревянный забор, обретают небывалое очарование и новизну.
Как и 60 лет назад другом и наперсницей А. А. Большакова является его жена Анна Гурьевна, которой в этом году исполнилось 90 лет. Анна Большакова - настоящая русская женщина с твердым характером и сильной волей. Несмотря на строгий нрав своей супруги художник тем не менее всегда чувствовал ее заботу и поддержку, ведь даже в самое непростое время она находилась рядом с ним.
Художник, гражданин, воин
Биография Алексея Алексеевича как человека, известного и уважаемого в нашем городе, неоднократно находила отражение в творчестве местных и областных писателей. Алексей Большаков родился 22 марта 1922 года в петербургской семье счетовода-бухгалтера и учительницы русского языка и литературы. Уже с детства определился он со своей дальнейшей творческой судьбой, так как искусство в семье Большаковых находилось в особом почете. Юным мальчиком был отдан будущий мастер в художественную школу имени Б. Иогансона при академии художеств в Ленинграде. Затем окончил первый курс института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
19-летним юношей встретил художник Великую Отечественную войну. Пройдя шестимесячные курсы по подготовке офицерского состава в Новгород - Волынском пехотном училище и получив звание младшего лейтенанта, командовал взводом, а затем ротой на Калининском фронте. После контузии, полученной 17 января 1943 года, Алексей больше не возвращался на передовую и занимался фронтовой картографией в штабе батальона 332-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии. А. А. Большаков прошел многими фронтовыми дорогами и закончил свой военный путь в Тельзите под Кенигсбергом. «Бои велись ожесточенные, - вспоминает Алексей Большаков, - свалка была такая, что будь здоров». За успешное выполнение боевых заданий при форсировании рек Каспля и Западной Двины был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.
Безусловно, военная тематика не могла не оставить след в произведениях художника. Документальные памятники горестных событий войны – это знаменитые картины Алексея Большакова «У дзота», «Разгром немцев под Ущицами» и «Подрыв Савкинского моста», ярко показывающие всенародный характер борьбы с оккупантами.
Война лишила Алексея Алексеевича дома, и демобилизовавшись он уезжает в Литву. Там он работает художником-декоратором в Вильнюсском театре оперы и балета. Встреча с будущей женой Анной Гурьевной уроженкой деревни Руново Плоскошского района Великолукской области состоялась в Литве. В 1947 году они узаконили свои отношения и вскоре перебрались в Великие Луки. Именно с городом на Ловати связана основная творческая биография художника. Алексей Алексеевич устраивается в только что открытые творческие мастерские, однако основную работу по написанию этюдов делает на родине жены – в деревне Руново. Помимо сына Игоря, пошедшего по стопам своего отца и тоже ставшего художником, у супругов Большаковых была приемная дочь Людмила, которая и по сей день является опорой для своих родителей.
В 1954 году в Великих Луках увидела свет персональная выставка художника, на которой были представлены его многочисленные творения, такие как «Утро в Руново», «Сыпучий берег», «Весна на реке Сережа». Немало сил приложил А. А. Большаков к подготовке проектов и эскизов, по которым осуществлялось создание главного мемориала современности - Братского кладбища в Великих Луках. Большая творческая работа по написанию памятников великолукской архитектуры была проделана художником также и к 800-летнему юбилею нашего города.
«Одно время я пробовал заниматься написанием портретов, - говорит Алексей Большаков, - однако вскоре пришел к выводу, что это не моё. Природа первична по отношению к человеку, она многогранней и разнообразней. Это - мир, полный сложностей и нюансов. А в портрете надо досконально изучать психологию людей. Можно нарисовать человека копия в копию, но с этой работы не получится настоящего портрета».
1972 год ознаменовался для Алексея Большакова новым поворотом в его биографии – он становится руководителем творческих мастерских. Параллельно с этим живописец проводит большую часть времени в «родных пенатах» - деревне Руново. Супруга Анна и здесь старается во всем поддержать своего талантливого мужа.
«Однажды у нас приключился такой случай, - вспоминает Алексей Алексеевич. – Поехал я в те годы в Старую Ладогу, чтобы нарисовать картины этой удивительно живописной местности. Моя жена Анна два раза пыталась ко мне туда приехать, но ей не удалось приобрести билеты. Однако она выбрала другой способ и добралась до меня на лыжах».
«Своим творчеством не стремлюсь кому-то угодить»
В 1978 году семья Большаковых перебирается на новое место жительства - деревню Харино-Бор Новосокольнического района. Это живописное местечко на берегу лесного озера, которое исстари имело недобрую славу, тем не менее долгое время подпитывало творческие ресурсы художника. В 1982 году семья купила домик на берегу Харинского озера. После сильного пожара, унесшего с собой весь семейный архив, а главное - небольшую мастерскую художника, семье Большаковых пришлось начинать все с нуля: построить дом, завести хозяйство. По словам Алексея Алексеевича, он три раза начинал жизнь с нуля. Первый раз во время войны, второй - когда приехал в Великие Луки, а третий здесь - в деревне Харин-Бор.
Алексей Большаков всегда отдавал предпочтение именно деревенским пейзажам, так как милый сердцу и душе сельский быт пробуждает свежую творческую мысль. «На данный момент меня очень тяготит беспросветное будущее наших деревень, - сокрушается художник, - одна за другой они уходят в небытие, объявленные неперспективными. Разве это не трагедия?»
В своем творчестве Алексей Большаков никогда не стремился кому-то угодить, особенно партийным лицам. Он всегда изображал правдивые деревенские пейзажи с покосившимися домиками, в которых доживают свой век дряхлые старушки, с убогим скарбом и одинокими банями по-черному на берегу высохших озер. «Я никогда не изменял выбранному направлению, - признается художник, - это и помогло мне выработать индивидуальный почерк и, надеюсь, оставить свой след в живописи».
Заслуженный мастер
Жизненных достижений у Алексея Алексеевича множество, чего только стоит почетное звание «Заслуженный художник России», полученное 13 октября 1998 года указом Президента Российской Федерации. В июле 2006 года Алексею Алексеевичу Большакову было присвоено звание «Почетный гражданин города Новосокольники» за выдающиеся заслуги, получившие широкое общественное признание в городе, районе и за их пределами.
В разное время выставки творческих работ живописца проходили в Москве, Санкт- Петербурге, Пскове, Новосокольниках и многих других городах нашей страны.
Двадцать второго марта, в день рождения прославленного художника, выставочный зал «Мир искусств» презентовал выставку этого щедрого и поэтичного пейзажиста, где помимо его работ, представлены творения учеников детской художественной школы - лауреатов премии Алексея Большакова. «В нашей школе очень много перспективных, одаренных ребят, - говорит Алексей Алексеевич, - все они учатся у талантливых педагогов, которые умеют готовить поистине ценные кадры».
По сей день картины знаменитого художника пользуются немалой популярностью среди ценителей живописного искусства. Удивительно, но несмотря на многочисленные звания и награды Алексей Большаков остается простым, открытым и дружелюбным человеком, готовым всегда принять гостей в своей уютной квартире. Добиться столь значимых высот, как считает сам художник, во многом ему помогла верная и любящая супруга Анна Гурьевна, разделившая со своим талантливым мужем все перипетии его блистательного пути.
Анастасия Егорова
Фото предоставлено автором и сотрудниками выставочного зала «Мир искусств»
Столь отрадный вдохновенный пейзаж занимает особое место на картинах прославленного художника А. А. Большакова.
22 марта талантливый живописец, именем которого названа детская художественная школа Великих Лук, отметил свой 91-й день рождения. Даже в столь уважаемом возрасте Алексей Большаков не перестает творить. «А как это не работать?» - удивляется мастер и вновь встает за мольберт. При всей кажущейся простоте его картин художник невероятно прозорлив и наблюдателен: он умеет подмечать неуловимые и подчас скрытые простому глазу волшебства природы. На его полотнах даже старые деревенские половички, накинутые на деревянный забор, обретают небывалое очарование и новизну.
Как и 60 лет назад другом и наперсницей А. А. Большакова является его жена Анна Гурьевна, которой в этом году исполнилось 90 лет. Анна Большакова - настоящая русская женщина с твердым характером и сильной волей. Несмотря на строгий нрав своей супруги художник тем не менее всегда чувствовал ее заботу и поддержку, ведь даже в самое непростое время она находилась рядом с ним.
Художник, гражданин, воин
Биография Алексея Алексеевича как человека, известного и уважаемого в нашем городе, неоднократно находила отражение в творчестве местных и областных писателей. Алексей Большаков родился 22 марта 1922 года в петербургской семье счетовода-бухгалтера и учительницы русского языка и литературы. Уже с детства определился он со своей дальнейшей творческой судьбой, так как искусство в семье Большаковых находилось в особом почете. Юным мальчиком был отдан будущий мастер в художественную школу имени Б. Иогансона при академии художеств в Ленинграде. Затем окончил первый курс института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
19-летним юношей встретил художник Великую Отечественную войну. Пройдя шестимесячные курсы по подготовке офицерского состава в Новгород - Волынском пехотном училище и получив звание младшего лейтенанта, командовал взводом, а затем ротой на Калининском фронте. После контузии, полученной 17 января 1943 года, Алексей больше не возвращался на передовую и занимался фронтовой картографией в штабе батальона 332-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии. А. А. Большаков прошел многими фронтовыми дорогами и закончил свой военный путь в Тельзите под Кенигсбергом. «Бои велись ожесточенные, - вспоминает Алексей Большаков, - свалка была такая, что будь здоров». За успешное выполнение боевых заданий при форсировании рек Каспля и Западной Двины был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.
Безусловно, военная тематика не могла не оставить след в произведениях художника. Документальные памятники горестных событий войны – это знаменитые картины Алексея Большакова «У дзота», «Разгром немцев под Ущицами» и «Подрыв Савкинского моста», ярко показывающие всенародный характер борьбы с оккупантами.
Война лишила Алексея Алексеевича дома, и демобилизовавшись он уезжает в Литву. Там он работает художником-декоратором в Вильнюсском театре оперы и балета. Встреча с будущей женой Анной Гурьевной уроженкой деревни Руново Плоскошского района Великолукской области состоялась в Литве. В 1947 году они узаконили свои отношения и вскоре перебрались в Великие Луки. Именно с городом на Ловати связана основная творческая биография художника. Алексей Алексеевич устраивается в только что открытые творческие мастерские, однако основную работу по написанию этюдов делает на родине жены – в деревне Руново. Помимо сына Игоря, пошедшего по стопам своего отца и тоже ставшего художником, у супругов Большаковых была приемная дочь Людмила, которая и по сей день является опорой для своих родителей.
В 1954 году в Великих Луках увидела свет персональная выставка художника, на которой были представлены его многочисленные творения, такие как «Утро в Руново», «Сыпучий берег», «Весна на реке Сережа». Немало сил приложил А. А. Большаков к подготовке проектов и эскизов, по которым осуществлялось создание главного мемориала современности - Братского кладбища в Великих Луках. Большая творческая работа по написанию памятников великолукской архитектуры была проделана художником также и к 800-летнему юбилею нашего города.
«Одно время я пробовал заниматься написанием портретов, - говорит Алексей Большаков, - однако вскоре пришел к выводу, что это не моё. Природа первична по отношению к человеку, она многогранней и разнообразней. Это - мир, полный сложностей и нюансов. А в портрете надо досконально изучать психологию людей. Можно нарисовать человека копия в копию, но с этой работы не получится настоящего портрета».
1972 год ознаменовался для Алексея Большакова новым поворотом в его биографии – он становится руководителем творческих мастерских. Параллельно с этим живописец проводит большую часть времени в «родных пенатах» - деревне Руново. Супруга Анна и здесь старается во всем поддержать своего талантливого мужа.
«Однажды у нас приключился такой случай, - вспоминает Алексей Алексеевич. – Поехал я в те годы в Старую Ладогу, чтобы нарисовать картины этой удивительно живописной местности. Моя жена Анна два раза пыталась ко мне туда приехать, но ей не удалось приобрести билеты. Однако она выбрала другой способ и добралась до меня на лыжах».
«Своим творчеством не стремлюсь кому-то угодить»
В 1978 году семья Большаковых перебирается на новое место жительства - деревню Харино-Бор Новосокольнического района. Это живописное местечко на берегу лесного озера, которое исстари имело недобрую славу, тем не менее долгое время подпитывало творческие ресурсы художника. В 1982 году семья купила домик на берегу Харинского озера. После сильного пожара, унесшего с собой весь семейный архив, а главное - небольшую мастерскую художника, семье Большаковых пришлось начинать все с нуля: построить дом, завести хозяйство. По словам Алексея Алексеевича, он три раза начинал жизнь с нуля. Первый раз во время войны, второй - когда приехал в Великие Луки, а третий здесь - в деревне Харин-Бор.
Алексей Большаков всегда отдавал предпочтение именно деревенским пейзажам, так как милый сердцу и душе сельский быт пробуждает свежую творческую мысль. «На данный момент меня очень тяготит беспросветное будущее наших деревень, - сокрушается художник, - одна за другой они уходят в небытие, объявленные неперспективными. Разве это не трагедия?»
В своем творчестве Алексей Большаков никогда не стремился кому-то угодить, особенно партийным лицам. Он всегда изображал правдивые деревенские пейзажи с покосившимися домиками, в которых доживают свой век дряхлые старушки, с убогим скарбом и одинокими банями по-черному на берегу высохших озер. «Я никогда не изменял выбранному направлению, - признается художник, - это и помогло мне выработать индивидуальный почерк и, надеюсь, оставить свой след в живописи».
Заслуженный мастер
Жизненных достижений у Алексея Алексеевича множество, чего только стоит почетное звание «Заслуженный художник России», полученное 13 октября 1998 года указом Президента Российской Федерации. В июле 2006 года Алексею Алексеевичу Большакову было присвоено звание «Почетный гражданин города Новосокольники» за выдающиеся заслуги, получившие широкое общественное признание в городе, районе и за их пределами.
В разное время выставки творческих работ живописца проходили в Москве, Санкт- Петербурге, Пскове, Новосокольниках и многих других городах нашей страны.
Двадцать второго марта, в день рождения прославленного художника, выставочный зал «Мир искусств» презентовал выставку этого щедрого и поэтичного пейзажиста, где помимо его работ, представлены творения учеников детской художественной школы - лауреатов премии Алексея Большакова. «В нашей школе очень много перспективных, одаренных ребят, - говорит Алексей Алексеевич, - все они учатся у талантливых педагогов, которые умеют готовить поистине ценные кадры».
По сей день картины знаменитого художника пользуются немалой популярностью среди ценителей живописного искусства. Удивительно, но несмотря на многочисленные звания и награды Алексей Большаков остается простым, открытым и дружелюбным человеком, готовым всегда принять гостей в своей уютной квартире. Добиться столь значимых высот, как считает сам художник, во многом ему помогла верная и любящая супруга Анна Гурьевна, разделившая со своим талантливым мужем все перипетии его блистательного пути.
Анастасия Егорова
Фото предоставлено автором и сотрудниками выставочного зала «Мир искусств»
Комментарии