Сейчас он играет в Америке
0
С Сергеем Викторовичем Шишковым мы встретились в один из воскресных ноябрьских дней перед самым его отлётом в США. В ДК им. Ленина я услышала его игру на старом фортепиано. На вопрос, чувствует ли он разницу в игре на нашем инструменте с теми, на которых ему приходилось играть за рубежом, Сергей Шишков ответил, что различия есть, но ему приятна встреча со старым знакомым инструментом.
В нашем плодовитом на творческих людей городе у одной великолучанки, посвятившей свою жизнь музыке и воспитанию сына-музыканта, вырос, действительно, одарённый пианист. Международного класса. Сегодня мы говорим о Людмиле Алексеевне Шишковой и её сыне Сергее Шишкове, который играл на сценах аж 55 стран мира. Во многих - неоднократно.
- Мы знаем, что Вы недавно побывали в Петрозаводске, где с 4 по 11 октября состоялся третий международный фестиваль «Калевала Фест», где с московскими и «питерскими джазменами» Вы играли в клубе «Территория». Расскажите об этом фестивале.
- Петрозаводск - это джазовый город. Там когда-то проводился фестиваль «Звёздные мы». Естественно, в то время мы всегда выступали в категории «мы - не звёзды». Ещё когда был студентом консерватории, часто выступал на разогреве «звёзд». К сожалению, этот фестиваль перестал существовать. Но как альтернатива открылся другой фестиваль «Kalevala Fest», в котором от России участвовали мои друзья из Петрозаводска и я.
- С музыкантами других стран в Петрозаводске как-то общались? Ведь там были зарубежные гости из Финляндии, Норвегии, Кубы, Украины...
- Конечно же, общались. Мы открывали фестиваль, выступив в первом отделении. Во втором отделении перед нами около часа выступало норвежское трио. Музыканты по желанию играли друг с другом.
Это был первый день. В остальные дни выступали Куба, Финляндия, Украина. К сожалению, мне не удалось их послушать.
- Да, я читала в интернете, что заключительный день фестиваля порадовал любителей джазовой музыки мастер-классами от музыкантов мирового уровня.
- Мастер-классов там состоялось очень много.
- А Вы всегда играете в группе музыкантов, бывают ли авторские концерты?
- Каждый раз это какой-то разный проект. И соло играю. И трио, и квартет. С 2004 года по сегодняшние дни работал за рубежом. 10 ноября отправляюсь в Нью-Йорк. Просто сейчас там я работаю намного меньше, чем раньше. Буквально два месяца в году. Посмотрю, что там после наводнения случилось. На самом деле на лайнер опять сажусь и нахожусь в разлуке с родиной вплоть до нашего Рождества...
- Чем стимулируются сейчас конкурсы? Что-то вручается победителям кроме дипломов?
- Сейчас этого нет, если только для юных исполнителей.
- И так для всех творческих людей - художников, писателей, музыкантов...
- Все себя сами должны подавать. Сейчас очень много безработных музыкантов. Они пытаются играть, а народ очень избалован - ходит только на «звёзд»...
В настоящее время работаю в Великолукской филармонии со школьниками разного возраста. Читаю им лекции, играю какие-то концерты - познавательные. Знакомлю ребят с творчеством музыкантов разных эпох.
Рассказываю о музыке, в основном - это джаз. Хорошо, когда дети начинают заниматься музыкой в младшем возрасте. Чем раньше, тем лучше.
- Сколько человек присутствует на Ваших лекциях?
- Стараемся, чтобы группы были небольшими, чтобы лучше усваивался материал. Очень хорошо слушают, как ни странно, маленькие дети и взрослые. А вот средние - неусидчивы.
- Расскажите нам о годах учёбы, о джазе.
- Я учился в Псковском музыкальном училище. Там и приобщился к джазу. Стал пытаться сочинять что-то, импровизировать. Потом уехал в Петрозаводск, где встретил единомышленников. Там мы «сколотили» свою группу, начали играть, принимать участие в фестивалях.
- Вы уже выступали в Америке?
- Много раз.
- И всегда добирались туда по воде? Или на самолётах тоже?
- Лететь-то на самолёте придётся, но большей частью приходится по воде. Обычно там играем разные шоу, мюзиклы или джаз. Смотря - куда попадёшь. Сейчас будет то и другое.
- А такой одной группы у Вас нет, чтобы под одним именем выступали?
- Нет-нет. Они со всего мира людей собирают, проводят собеседование. Однажды пройдя это другой раз нас уже знают. Компания приглашает, где нам говорят: Вас ждут - там-то... В отличие от России, там лучше налажена работа мененджмента... и каждый пианист, скрипач или художник попадает в определённый список к работодателю, где его тут же ставят в очередь, и через какое-то время: через неделю или полгода музыкант работает. Если музыкант или художник очень нравится, его просто заваливают работой. Там проще, хотя безработных музыкантов тоже - много.
- Любовь к музыке Вы всё-таки впитали здесь - в Великих Луках. Первый учитель - мама - концертмейстер мужского хора г. Великие Луки Л. А. Шишкова?
- Да, основные навыки от неё, но если она ближе к песне, то мне всегда хотелось чего-то другого. В детстве наелся я всего её репертуара. Зная все куплеты, все тексты, я хотел открыть для себя нечто другое. Мне повезло, что я своё творчество связал с джазом. Я не могу слушать музыку, чтобы расслабиться ею. Я её начинаю анализировать. Если в ней есть некоторая шероховатость, естественно, я её слышу. Могу понять, что та или другая песня делалась за 5 минут на компьютере... Высшая математика музыки доступна только нам - музыкантам. Больше её никто особенно и не понимает. Нужно быть очень искушённым, чтобы играть виртуозно. Все настоящие музыканты много трудятся. Как и все, они устают от работы, особенно на концерте. То есть мы живём - получается - для себя и для круга нас понимающих. Остальные все остаются за бортом. Надо высоко держать планку.
- А живёте то Вы где?
- В доме.
- Есть и огородик, и яблони цветут?
- Да. Раньше считалось, что удобства могут быть только в квартире. Но сейчас в своём доме тоже можно устроить комфортное проживание. И отопление провести, и ванну с душем.
- Вы ведь и композитор?
- Джаз подразумевает сочинительство, импровизации. Если есть тема, то мы с нею работаем. Пробовал и стихи сочинять. Но я понял, что этим нужно заниматься очень серьёзно. В поэзии, как в музыке - либо отдаваться стихам полностью, либо - нет.
- Что думаете о Моцарте, как там в Зальцбурге про него говорят. О четырёх составляющих таланта?
- Прелесть состоит в том, что у Моцарта всё выстроено математически точно, по формуле. От того его музыка красиво звучит. И эстетично. Там строгие схемы. У Моцарта и Баха идёт очень сильная зашифровка. У Баха почти всё Евангелие переложено на ноты.
- О чём Вы мечтаете?
- Очевидно мои мечты реализовались - у меня есть семья, двое детей: девочка и мальчик.
- Вы думаете о том, чтобы завести и учеников?
- Пока нет. Педагогика для музыканта - это значит окончательно бросить все поездки. Я ещё думаю попутешествовать. Хотя педагогика неизбежна в любом случае. Но первоначально надо чего-то достичь.
- С кем из знаменитых музыкантов близко получалось общаться?
- В Америке со многими. Я работал со звёздами телевидения, которые уже вышли на пенсию, но тем не менее продолжают зарабатывать себе на жизнь. Очень много интересных слышал историй, рассказов о «звёздах»...
- Вы ведёте дневник, чтобы не терялись подробности этих встреч?
- Я поздно задумался об этом. Просто многих имён я сейчас и не помню.
- Если бы вовремя зафиксировали, сейчас было бы проще. Но Вам ещё предстоят многие интересные встречи. Очевидно, что всё же надо вести путевые заметки. Думается, не только краеведам интересна ваша работа за рубежом, в Австралии - например, в такой отдалённой стране как Новая Зеландия...
- Очень понравилось побывать там. Природа и чистота необыкновенные. Красота невероятная. И горы, и пляжи. Там есть всё. Маленькая страна... В северной части Новой Зеландии, там жарко, а в южной её части - горы, снега. Страна зелёная - красивая, не на всякой карте найдёшь эту землю, её часто просто не показывают. Единственно, что в принципе я согласился бы даже туда переехать жить, но удалённость от России, это очень далеко - 22 часа перелёта.
- А что хочет ваша мама - Людмила Алексеевна?
- Очевидно, чтобы я был с ней где-то поблизости, рядом всегда. Но я и так рядом.
- «Воздух родины, он особенный - не надышишься им».
- Кажется, здесь у нас ничего особенного нет, но оставить невозможно. Я не хочу сказать, что люблю Америку очень. Но просто уже привык, чтобы один раз в году выезжать глотнуть воздуха Европы.
- Супруга, я так понимаю, сейчас у нас в Великих Луках?
- Жена Татьяна - скрипачка, этномузыколог. Занимается исследованием финно-угорской группы. Изучает финно-угорскую культуру. Когда была студенткой, ездила в экспедиции. Сейчас она учится в Питере в аспирантуре в институте. То есть она учится по двум специальностям в консерватории. Этномузыколог и скрипка. Сама она из Йошкар-Олы. Её отец известный там художник, пишет картины и продаёт. Каждый день с 7 утра идёт в мастерскую и работает до поздней ночи. Рационалист. Прославляет свою культуру, свою землю, - с теплом о своих родственниках рассказывал Сергей Шишков.
Вот так немного приоткрылась завеса на жизнь пианиста Сергея Шишкова, путешествующего по миру не скуки ради, а реализуя свой талант. Здорово, что Великие Луки дали миру такого замечательного пианиста, благодарного сына своей матери, заботливого отца своим детей - в будущем учителя для наших детей. Этому чуткому и доброму человеку, не зарывшему свой талант в землю, мы желаем исполнения всего задуманного им.
Татьяна ЛАПКО
Фото из архива Сергея Шишкова
В нашем плодовитом на творческих людей городе у одной великолучанки, посвятившей свою жизнь музыке и воспитанию сына-музыканта, вырос, действительно, одарённый пианист. Международного класса. Сегодня мы говорим о Людмиле Алексеевне Шишковой и её сыне Сергее Шишкове, который играл на сценах аж 55 стран мира. Во многих - неоднократно.
- Мы знаем, что Вы недавно побывали в Петрозаводске, где с 4 по 11 октября состоялся третий международный фестиваль «Калевала Фест», где с московскими и «питерскими джазменами» Вы играли в клубе «Территория». Расскажите об этом фестивале.
- Петрозаводск - это джазовый город. Там когда-то проводился фестиваль «Звёздные мы». Естественно, в то время мы всегда выступали в категории «мы - не звёзды». Ещё когда был студентом консерватории, часто выступал на разогреве «звёзд». К сожалению, этот фестиваль перестал существовать. Но как альтернатива открылся другой фестиваль «Kalevala Fest», в котором от России участвовали мои друзья из Петрозаводска и я.
- С музыкантами других стран в Петрозаводске как-то общались? Ведь там были зарубежные гости из Финляндии, Норвегии, Кубы, Украины...
- Конечно же, общались. Мы открывали фестиваль, выступив в первом отделении. Во втором отделении перед нами около часа выступало норвежское трио. Музыканты по желанию играли друг с другом.
Это был первый день. В остальные дни выступали Куба, Финляндия, Украина. К сожалению, мне не удалось их послушать.
- Да, я читала в интернете, что заключительный день фестиваля порадовал любителей джазовой музыки мастер-классами от музыкантов мирового уровня.
- Мастер-классов там состоялось очень много.
- А Вы всегда играете в группе музыкантов, бывают ли авторские концерты?
- Каждый раз это какой-то разный проект. И соло играю. И трио, и квартет. С 2004 года по сегодняшние дни работал за рубежом. 10 ноября отправляюсь в Нью-Йорк. Просто сейчас там я работаю намного меньше, чем раньше. Буквально два месяца в году. Посмотрю, что там после наводнения случилось. На самом деле на лайнер опять сажусь и нахожусь в разлуке с родиной вплоть до нашего Рождества...
- Чем стимулируются сейчас конкурсы? Что-то вручается победителям кроме дипломов?
- Сейчас этого нет, если только для юных исполнителей.
- И так для всех творческих людей - художников, писателей, музыкантов...
- Все себя сами должны подавать. Сейчас очень много безработных музыкантов. Они пытаются играть, а народ очень избалован - ходит только на «звёзд»...
В настоящее время работаю в Великолукской филармонии со школьниками разного возраста. Читаю им лекции, играю какие-то концерты - познавательные. Знакомлю ребят с творчеством музыкантов разных эпох.
Рассказываю о музыке, в основном - это джаз. Хорошо, когда дети начинают заниматься музыкой в младшем возрасте. Чем раньше, тем лучше.
- Сколько человек присутствует на Ваших лекциях?
- Стараемся, чтобы группы были небольшими, чтобы лучше усваивался материал. Очень хорошо слушают, как ни странно, маленькие дети и взрослые. А вот средние - неусидчивы.
- Расскажите нам о годах учёбы, о джазе.
- Я учился в Псковском музыкальном училище. Там и приобщился к джазу. Стал пытаться сочинять что-то, импровизировать. Потом уехал в Петрозаводск, где встретил единомышленников. Там мы «сколотили» свою группу, начали играть, принимать участие в фестивалях.
- Вы уже выступали в Америке?
- Много раз.
- И всегда добирались туда по воде? Или на самолётах тоже?
- Лететь-то на самолёте придётся, но большей частью приходится по воде. Обычно там играем разные шоу, мюзиклы или джаз. Смотря - куда попадёшь. Сейчас будет то и другое.
- А такой одной группы у Вас нет, чтобы под одним именем выступали?
- Нет-нет. Они со всего мира людей собирают, проводят собеседование. Однажды пройдя это другой раз нас уже знают. Компания приглашает, где нам говорят: Вас ждут - там-то... В отличие от России, там лучше налажена работа мененджмента... и каждый пианист, скрипач или художник попадает в определённый список к работодателю, где его тут же ставят в очередь, и через какое-то время: через неделю или полгода музыкант работает. Если музыкант или художник очень нравится, его просто заваливают работой. Там проще, хотя безработных музыкантов тоже - много.
- Любовь к музыке Вы всё-таки впитали здесь - в Великих Луках. Первый учитель - мама - концертмейстер мужского хора г. Великие Луки Л. А. Шишкова?
- Да, основные навыки от неё, но если она ближе к песне, то мне всегда хотелось чего-то другого. В детстве наелся я всего её репертуара. Зная все куплеты, все тексты, я хотел открыть для себя нечто другое. Мне повезло, что я своё творчество связал с джазом. Я не могу слушать музыку, чтобы расслабиться ею. Я её начинаю анализировать. Если в ней есть некоторая шероховатость, естественно, я её слышу. Могу понять, что та или другая песня делалась за 5 минут на компьютере... Высшая математика музыки доступна только нам - музыкантам. Больше её никто особенно и не понимает. Нужно быть очень искушённым, чтобы играть виртуозно. Все настоящие музыканты много трудятся. Как и все, они устают от работы, особенно на концерте. То есть мы живём - получается - для себя и для круга нас понимающих. Остальные все остаются за бортом. Надо высоко держать планку.
- А живёте то Вы где?
- В доме.
- Есть и огородик, и яблони цветут?
- Да. Раньше считалось, что удобства могут быть только в квартире. Но сейчас в своём доме тоже можно устроить комфортное проживание. И отопление провести, и ванну с душем.
- Вы ведь и композитор?
- Джаз подразумевает сочинительство, импровизации. Если есть тема, то мы с нею работаем. Пробовал и стихи сочинять. Но я понял, что этим нужно заниматься очень серьёзно. В поэзии, как в музыке - либо отдаваться стихам полностью, либо - нет.
- Что думаете о Моцарте, как там в Зальцбурге про него говорят. О четырёх составляющих таланта?
- Прелесть состоит в том, что у Моцарта всё выстроено математически точно, по формуле. От того его музыка красиво звучит. И эстетично. Там строгие схемы. У Моцарта и Баха идёт очень сильная зашифровка. У Баха почти всё Евангелие переложено на ноты.
- О чём Вы мечтаете?
- Очевидно мои мечты реализовались - у меня есть семья, двое детей: девочка и мальчик.
- Вы думаете о том, чтобы завести и учеников?
- Пока нет. Педагогика для музыканта - это значит окончательно бросить все поездки. Я ещё думаю попутешествовать. Хотя педагогика неизбежна в любом случае. Но первоначально надо чего-то достичь.
- С кем из знаменитых музыкантов близко получалось общаться?
- В Америке со многими. Я работал со звёздами телевидения, которые уже вышли на пенсию, но тем не менее продолжают зарабатывать себе на жизнь. Очень много интересных слышал историй, рассказов о «звёздах»...
- Вы ведёте дневник, чтобы не терялись подробности этих встреч?
- Я поздно задумался об этом. Просто многих имён я сейчас и не помню.
- Если бы вовремя зафиксировали, сейчас было бы проще. Но Вам ещё предстоят многие интересные встречи. Очевидно, что всё же надо вести путевые заметки. Думается, не только краеведам интересна ваша работа за рубежом, в Австралии - например, в такой отдалённой стране как Новая Зеландия...
- Очень понравилось побывать там. Природа и чистота необыкновенные. Красота невероятная. И горы, и пляжи. Там есть всё. Маленькая страна... В северной части Новой Зеландии, там жарко, а в южной её части - горы, снега. Страна зелёная - красивая, не на всякой карте найдёшь эту землю, её часто просто не показывают. Единственно, что в принципе я согласился бы даже туда переехать жить, но удалённость от России, это очень далеко - 22 часа перелёта.
- А что хочет ваша мама - Людмила Алексеевна?
- Очевидно, чтобы я был с ней где-то поблизости, рядом всегда. Но я и так рядом.
- «Воздух родины, он особенный - не надышишься им».
- Кажется, здесь у нас ничего особенного нет, но оставить невозможно. Я не хочу сказать, что люблю Америку очень. Но просто уже привык, чтобы один раз в году выезжать глотнуть воздуха Европы.
- Супруга, я так понимаю, сейчас у нас в Великих Луках?
- Жена Татьяна - скрипачка, этномузыколог. Занимается исследованием финно-угорской группы. Изучает финно-угорскую культуру. Когда была студенткой, ездила в экспедиции. Сейчас она учится в Питере в аспирантуре в институте. То есть она учится по двум специальностям в консерватории. Этномузыколог и скрипка. Сама она из Йошкар-Олы. Её отец известный там художник, пишет картины и продаёт. Каждый день с 7 утра идёт в мастерскую и работает до поздней ночи. Рационалист. Прославляет свою культуру, свою землю, - с теплом о своих родственниках рассказывал Сергей Шишков.
Вот так немного приоткрылась завеса на жизнь пианиста Сергея Шишкова, путешествующего по миру не скуки ради, а реализуя свой талант. Здорово, что Великие Луки дали миру такого замечательного пианиста, благодарного сына своей матери, заботливого отца своим детей - в будущем учителя для наших детей. Этому чуткому и доброму человеку, не зарывшему свой талант в землю, мы желаем исполнения всего задуманного им.
Татьяна ЛАПКО
Фото из архива Сергея Шишкова
Комментарии