Герой Береговой – летчик-штурмовик
0
Подробнее хотелось бы рассказать о летчике-штурмовике, участнике освобождения нашего города Георгии Тимофеевиче Береговом, неизвестном в то время широкому кругу людей. Это через 25 лет имя дважды Героя Советского Союза полковника Георгия Тимофеевича Берегового, командира космического корабля «Союз-3», станет известным всему миру. А под Великими Луками он – летчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи.
Железная дорога Ржев – Великие Луки. Коричневой гусеницей ползет внизу состав с боевой техникой. Сверху хорошо видны кресты на броне танков. Нужно вывести из строя паровоз. Г.Т. Береговой делает горку и входит в пике. Земля стремительно рвется навстречу, теперь ручку на себя… Попадание! Прямое, точное: из тендера паровозного котла брызнули острые струи воды и пара. Можно домой, и вдруг самолет словно вздрогнул и словно запнулся мотор – ослаб, еле тянет. А внизу, куда ни смотри, лес. Надо дотянуть до линии фронта и зайти на посадку с краю опушки. Точный, спокойный расчет – не по верху леса, а под основание, в редколесье. В первый критический миг самолет минует деревья, и основной удар придется на крылья, на подлесок. Он выжал ручку и оказался на земле…
Разведка сообщила, что к Великим Лукам двигалась большая колонна вражеских танков. По ней и предстояло нанести удар. Эскадрилья ИЛ-2 поднялась в воздух. Береговой был ведомым у старшего лейтенанта Кучмы. Однако когда вышли в нужный квадрат, немцев там не оказалось. Шоссе, насколько хватало глаз, выглядело так, будто его подмели метлой. Черная лента асфальта просматривалась как на ладони. Только на небольшом участке, за одним из поворотов, ее скрывала от глаз зеленая щетина кустарника. Казалось, придется возвращаться ни с чем.
И вдруг машина командира эскадрильи резко забрала в сторону. Береговой хоть и повторил вслед за всеми маневр, но в первую секунду ничего не понял. А уже в следующий миг впереди встала стена огня: кустарник, куда сходу взял направление ведущий, внезапно ощетинился стволами зениток, которые прикрывали танковую колонну. Первым сквозь сеть орудийно-пулеметных трасс ринулся старший лейтенант Кучма. Он и зажег головной танк, остановив движение всей колонны. Вслед за ним стали пикировать остальные. Но еще при первом пикировании самолет командира эскадрильи был подожжен зенитным снарядом. Теперь он шел на таран, спешил, пока мог еще удержать в воздухе машину. Пылающий «ИЛ», оставляя длинный хвост дыма, несся прямо в середину вражеской колонны.
Береговой, едва закончив атаку, сразу же ввел штурмовик в разворот для второго захода. На кипевшие вокруг разрывы, швыряющие и встряхивающие самолет, он в тот момент не обращал внимания, казалось, он даже их не видел – в глазах стоял лишь столб пламени, взметнувшийся в том месте, куда вслед за последним своим залпом направил машину командир эскадрильи.
Один за другим срывались вслед за Береговым штурмовики в пике, утюжили раз за разом и без того вовсю пылавшую колонну. И только когда шоссе превратилось в сплошное месиво из горящей, разодранной брони вперемешку с комьями вывороченной земли, только тогда четверка «Илов» прекратила свою беспощадную, грозную работу и, покачав в знак прощания с погибшим комэском крыльями, взяла курс на аэродром. Ежедневно эскадрильи штурмовиков вылетали на боевое задание в Великие Луки, наносили удары по огневым точкам фашистов, боевой технике, скоплению пехоты, по крепости, траншеям.
Самолет Г.Т. Берегового не раз попадал под заградительный огонь 88-миллиметровых зенитных орудий, но с иссеченным осколками фюзеляжем живым возвращался на аэродром. Сколько за время войны пришлось терять боевых друзей, сколько картин стояло перед глазами, когда сбитый самолет врезается в землю, раздается взрыв, и летчик уходит в бессмертие.
Бой за Великие Луки Г.Т. Береговой запомнил на всю жизнь, так как это было его первое боевое крещение. 17 января 1943 года эскадрильи полка прошли над Великими Луками, внизу увидели в дымке разрушенный и сожженный город, покачали крыльями, отдавая дань памяти погибшим, развернулись и пошли на выполнение новой боевой задачи.
Впереди было много боев, много боевых вылетов. В октябре 1944 года, когда Юра Гагарин в стоптанных отцовских ботинках шагал в школу, вышел номер газеты, который по малолетству вряд ли мог прочесть. В той газете за подписью М.И. Калинина был напечатан Указ о присвоении звания Героя Советского Союза капитану Г.Т. Береговому «…За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество и геройство…».
После окончания войны в 1948 году Г.Т. Береговой окончил курсы летчиков-испытателей. В 1948–1964 гг. служил летчиком-испытателем, дал путевку в жизнь десяткам типов боевых самолетов.
Через два дня после полета в космос Ю.А. Гагарина Г.Т. Береговой был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». В 1964 году полковник Береговой в отряде советских космонавтов. До этого он много раз подавал рапорт о зачислении его в отряд космонавтов, но каждый раз получал отказ. Его фронтовой командир, наставник космонавтов генерал-полковник Н.П. Каманин с горьким вздохом говорил, возвращая рапорт: «Не могу, понимаешь, не могу. У меня приказ: брать не старше двадцати пяти – тридцати лет, а тебе…»
Береговому было сорок четыре года. Он прошел не одну, а даже две медицинские комиссии, на здоровье не жаловался. Да и каждый ли из молодых мог бы выдержать, как он когда-то в их возрасте, пять боевых вылетов кряду или те неимоверно тяжелые перегрузки, какие приходилось переносить ему как летчику-испытателю, особенно при выходе из глубокого пикирования, когда невидимая тяжесть свинцом, до потемнения в глазах, наваливалась на грудь, плечи и голову.
Но благодаря воле, неиссякаемой энергии, фронтовому опыту Г.Т. Береговой был все-таки принят в отряд космонавтов. Впереди занятия, изнурительные физические упражнения, тренировки.
На корабле «Союз-3» необходимо было отправить опытного летчика. Им стал Г.Т. Береговой. Полет «Союз-3» продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За этот подвиг он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
В течение 15 лет генерал-лейтенант Г.Т. Береговой возглавлял Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, подготовил десятки космических экипажей, в том числе международных. Принимал активное участие в общественной жизни, много работал с молодежью. В 1987 году вышел в отставку, а скончался 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Для нас, великолучан, он вечно останется земляком, нашим освободителем.
Фото из открытых источников.
Железная дорога Ржев – Великие Луки. Коричневой гусеницей ползет внизу состав с боевой техникой. Сверху хорошо видны кресты на броне танков. Нужно вывести из строя паровоз. Г.Т. Береговой делает горку и входит в пике. Земля стремительно рвется навстречу, теперь ручку на себя… Попадание! Прямое, точное: из тендера паровозного котла брызнули острые струи воды и пара. Можно домой, и вдруг самолет словно вздрогнул и словно запнулся мотор – ослаб, еле тянет. А внизу, куда ни смотри, лес. Надо дотянуть до линии фронта и зайти на посадку с краю опушки. Точный, спокойный расчет – не по верху леса, а под основание, в редколесье. В первый критический миг самолет минует деревья, и основной удар придется на крылья, на подлесок. Он выжал ручку и оказался на земле…
Разведка сообщила, что к Великим Лукам двигалась большая колонна вражеских танков. По ней и предстояло нанести удар. Эскадрилья ИЛ-2 поднялась в воздух. Береговой был ведомым у старшего лейтенанта Кучмы. Однако когда вышли в нужный квадрат, немцев там не оказалось. Шоссе, насколько хватало глаз, выглядело так, будто его подмели метлой. Черная лента асфальта просматривалась как на ладони. Только на небольшом участке, за одним из поворотов, ее скрывала от глаз зеленая щетина кустарника. Казалось, придется возвращаться ни с чем.
И вдруг машина командира эскадрильи резко забрала в сторону. Береговой хоть и повторил вслед за всеми маневр, но в первую секунду ничего не понял. А уже в следующий миг впереди встала стена огня: кустарник, куда сходу взял направление ведущий, внезапно ощетинился стволами зениток, которые прикрывали танковую колонну. Первым сквозь сеть орудийно-пулеметных трасс ринулся старший лейтенант Кучма. Он и зажег головной танк, остановив движение всей колонны. Вслед за ним стали пикировать остальные. Но еще при первом пикировании самолет командира эскадрильи был подожжен зенитным снарядом. Теперь он шел на таран, спешил, пока мог еще удержать в воздухе машину. Пылающий «ИЛ», оставляя длинный хвост дыма, несся прямо в середину вражеской колонны.
Береговой, едва закончив атаку, сразу же ввел штурмовик в разворот для второго захода. На кипевшие вокруг разрывы, швыряющие и встряхивающие самолет, он в тот момент не обращал внимания, казалось, он даже их не видел – в глазах стоял лишь столб пламени, взметнувшийся в том месте, куда вслед за последним своим залпом направил машину командир эскадрильи.
Один за другим срывались вслед за Береговым штурмовики в пике, утюжили раз за разом и без того вовсю пылавшую колонну. И только когда шоссе превратилось в сплошное месиво из горящей, разодранной брони вперемешку с комьями вывороченной земли, только тогда четверка «Илов» прекратила свою беспощадную, грозную работу и, покачав в знак прощания с погибшим комэском крыльями, взяла курс на аэродром. Ежедневно эскадрильи штурмовиков вылетали на боевое задание в Великие Луки, наносили удары по огневым точкам фашистов, боевой технике, скоплению пехоты, по крепости, траншеям.
Самолет Г.Т. Берегового не раз попадал под заградительный огонь 88-миллиметровых зенитных орудий, но с иссеченным осколками фюзеляжем живым возвращался на аэродром. Сколько за время войны пришлось терять боевых друзей, сколько картин стояло перед глазами, когда сбитый самолет врезается в землю, раздается взрыв, и летчик уходит в бессмертие.
Бой за Великие Луки Г.Т. Береговой запомнил на всю жизнь, так как это было его первое боевое крещение. 17 января 1943 года эскадрильи полка прошли над Великими Луками, внизу увидели в дымке разрушенный и сожженный город, покачали крыльями, отдавая дань памяти погибшим, развернулись и пошли на выполнение новой боевой задачи.
Впереди было много боев, много боевых вылетов. В октябре 1944 года, когда Юра Гагарин в стоптанных отцовских ботинках шагал в школу, вышел номер газеты, который по малолетству вряд ли мог прочесть. В той газете за подписью М.И. Калинина был напечатан Указ о присвоении звания Героя Советского Союза капитану Г.Т. Береговому «…За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество и геройство…».
После окончания войны в 1948 году Г.Т. Береговой окончил курсы летчиков-испытателей. В 1948–1964 гг. служил летчиком-испытателем, дал путевку в жизнь десяткам типов боевых самолетов.
Через два дня после полета в космос Ю.А. Гагарина Г.Т. Береговой был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». В 1964 году полковник Береговой в отряде советских космонавтов. До этого он много раз подавал рапорт о зачислении его в отряд космонавтов, но каждый раз получал отказ. Его фронтовой командир, наставник космонавтов генерал-полковник Н.П. Каманин с горьким вздохом говорил, возвращая рапорт: «Не могу, понимаешь, не могу. У меня приказ: брать не старше двадцати пяти – тридцати лет, а тебе…»
Береговому было сорок четыре года. Он прошел не одну, а даже две медицинские комиссии, на здоровье не жаловался. Да и каждый ли из молодых мог бы выдержать, как он когда-то в их возрасте, пять боевых вылетов кряду или те неимоверно тяжелые перегрузки, какие приходилось переносить ему как летчику-испытателю, особенно при выходе из глубокого пикирования, когда невидимая тяжесть свинцом, до потемнения в глазах, наваливалась на грудь, плечи и голову.
Но благодаря воле, неиссякаемой энергии, фронтовому опыту Г.Т. Береговой был все-таки принят в отряд космонавтов. Впереди занятия, изнурительные физические упражнения, тренировки.
На корабле «Союз-3» необходимо было отправить опытного летчика. Им стал Г.Т. Береговой. Полет «Союз-3» продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За этот подвиг он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
В течение 15 лет генерал-лейтенант Г.Т. Береговой возглавлял Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, подготовил десятки космических экипажей, в том числе международных. Принимал активное участие в общественной жизни, много работал с молодежью. В 1987 году вышел в отставку, а скончался 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Для нас, великолучан, он вечно останется земляком, нашим освободителем.
Фото из открытых источников.
Источник: Б.Ю. Ханин, заслуженный учитель России.
Комментарии